Презентация по литературному чтению, 3 класс, тема И. А. Крылов, Слон и Моська. Особенности структуры басни

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Сорская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок литературного чтения 3 класс

УМК «Перспектива»





Презентация по литературному чтению, 3 класс, тема И.А. Крылов, Слон и Моська. Особенности структуры басни..











Дата проведения: 26.02.2014 г.

Учитель начальных классов Постоногова Г.В.

г.Сорск,2014 г. Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни. Цели: :познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»;учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения. Планируемые результаты: Предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; Личностные: проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова.
Оборудование: компьютер, нетбуки для каждого ребенка, интерактивная доска,, презентация, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, толковый словарь Даля, аудиозапись басни в исполнении В.Гафта.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Психологический настрой на работу.

- Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу… . (Прикалываю себе СМАЙЛИК хорошего настроения) (Слайд 1) -Поделитесь своим настроением с окружающими. (Прикалывают себе СМАЙЛИК настроения)


- Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

-Я хочу показать вам 2 картинки.
(слайд сова и слон) (Слайд 2 и 3)
- Как вы думаете почему я вам их показала?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

  1. Актуализация знаний. (Слайд 4)
-Посмотрите и послушайте инсценировку, которую приготовили ребята и скажите, как называется произведение и кто его автор? . (Инсценирование «Стрекоза и Муравей»: Инкижекова Е.-автор;Черенкова А.-Стрекоза; Пипяк А.-Муравей.)
Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского, который пишет о великом русском баснописце И.Крылове:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль,

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями. (Слайд 5)

  1. Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца:
- Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам помогут Настя Ювкина и Вероника Шлихтемаер. - Есть ли интересные дополнения о баснописце?
Кроссворд по изученным басням (Работа с НЕТБУКОМ) - Нам знакомы произведения И.А. Крылова. Мы читали их в 1-2 классе, повторяли к текущей теме. Вспомним их, а поможет в этом кроссворд. - Молодцы, ребята! Спасибо за знание басен.
  1. Повторение о басенном жанре:
- К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова? - Напомните, что такое басня? (Слайд 6) - Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ». - Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила? - Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)
- И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей) - А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (иносказание) ФИЗМИНУТКА СО СМАЙЛАМИ. Молодцы!.Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича Крылова.



  1. Постановка проблемной задачи урока. (Слайд 7)

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, поработаем над особенностями структуры басни и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?



  1. Работа над басней.



  1. Прогнозирование содержания

- Как вы думаете, о ком эта басня? - Каким вы представляете себе Слона? Слон-огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Масса его более 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы. - А кто, по-вашему, Моська? Какой она вам видится? (Слайд 8) - Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс -к-) - Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.

МОСЬКА

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "МОСЬКА"

моська [моська] 1. ж. разг. 1) Мопс. 2) Маленькая собачка. 2. ж. разг.-сниж. Некрасивое лицо. 3. м. и ж. разг.-сниж. Человек с некрасивым лицом.

Презентация по литературному чтению, 3 класс, тема И.А. Крылов, Слон и Моська. Особенности структуры басни..

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "МОСЬКА"

, мосечка, мосенька ж. мопс, собака мосячей, мосечной, моськовой породы: тупорылая, курносая, песочной шерсти, с черными подпалинами. | Шуточн. морда, рожа, лицо. Барыня девку на моську променяла. Моськин, ей принадлежащий. Моськоватый, на моську похожий.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "МОСЬКА"

моськи, ж. (разг.). Мопс. Ай, моська, знать она сильна, коль лает на слона. Крылов.


  1. Самостоятельное чтение басни.
- Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения. - Оправдались ли ваши предположения о героях басни.
  1. Словарная работа (Слайд 9)
- Встретились ли вам незнакомые слова? - Объясните значения данных слов (презентация)

Зеваки - тот, кто слоняется по улицам без дела.

Напоказ - обратить внимание для вида.

Забияка - человек, который любит затевать ссоры.

Отколе - откуда.

Шавка - непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка - странная, удивительная вещь или явление.

  1. Работа над содержанием басни.

  1. Беседа
- Каким художник рисует Слона? Опишите его. Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона. - Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню? - Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»? - Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка? - Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них? -Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте. -За что Шавка осуждает Моську? -Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте. -Почему Моська уверена, что что может прослыть сильной совсем без драка? -Чем она смешна?
5)Самостоятельная работа.

НЕТБУК (папка «Урок»-работа по содержанию) Подчеркни слова, которые характеризуют героя. Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
Задание: Первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй - Моську.

Проверка.

  1. Работа над образными выражениями(Слайд 11)
- Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям:

1. Показывали на улице людям (Водили напоказ)

2. Невидаль, редкость (В диковинку у нас)

3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (Толпы зевак ходили)

4. Откуда-то внезапно вдруг появиться (Отколе ни возьмись)

5. Перестань себя позорить (Перестань срамиться)

6. Придаёт смелости (Вот то-то мне и духу придаёт)


  1. Выборочное чтение
- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка. - А как вы относитесь к Моське? - Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других). - Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание. - В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев? - А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?
  1. Чтение мастером художественного слова.(Презентация Слайд 12).
- Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского - мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни) - Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?
  1. Чтение по ролям. Игра в театр. (Слайд 13)
- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям. - Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию. (Слушание детей. Оценивание).
  1. Итог урока.
- Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете? - Какова же мораль басни? - Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
Домашнее задание (Слайд 14) - Выберите для себя задание: а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;

б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;

в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.

  1. Рефлексия.Интерактивная доска.(Смайлы веселые и грустные).
-Какой нравственный урок извлекли для себя из басни.



© 2010-2022