Рабочая программа по ИЗО (В. С. Кузин) 1-4 кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край МО Туапсинский район г. Туапсе

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11



Утверждена решением педсовета протокол № 1 от 28.08.2014 г председатель педсовета ______ Г.В.Тарасенко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По предмету Изобразительное искусство

Ступень обучения (класс) начальное общее , 1 -4 класс

Количество часов 130 ч Уровень базовый

Составитель Коваль Елена Леонидовна


Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы «Изобразительное искусство» для общеобразовательных учреждений 1- 4 кл., авторы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев и др. М.: Дрофа, 2012; с учетом авторской программы «Изобразительное искусство» В.С.Кузина М.: Дрофа, 2010 г. Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы «Изобразительное искусство» для общеобразовательных учреждений 1- 4 кл. Авторы: С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев идр. М.: Дрофа, 2012; с учетом авторской программы «Изобразительное искусство» В.С.Кузина М.: Дрофа, 2010г. Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки. Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
  • реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
  • учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Общая характеристика курса Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основу программы положены:

  • единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
  • яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
  • система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения. Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях. Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Рисование на темы - это создание сюжетныхкомпозиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1-4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых. Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки). Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

Место курса в учебном плане В учебном плане МАОУ СОШ № 11 на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 130 часов (1 класс - 28 часов, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа). В рабочей программе произведено уменьшение количества часов в 1 классе в связи с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и на основании письма ДОН № 07-903 от 04.09.2004 г. «Об особенностях организации обучения первоклассников». Прохождение учебной программы в первом классе осуществляется за счет уплотнения учебного материала в календарно-тематическом планировании.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Рисование с натуры

27

27

5

7

7

8

2.

Рисование на темы, по памяти и по представлению

58

55

10

14

17

14

3.

Декоративная работа

31

30

8

7

7

8

4.

Лепка

14

13

3

5

3

2

5.

Беседы

5

Остальные беседы в процессе занятий

5

Остальные беседы в процессе занятий

2

Остальные беседы в процессе занятий

1

Остальные беседы в процессе занятий


Беседы проводятся в процессе занятий

2

Остальные беседы в процессе занятий

Итого

135

130

28

34

34

34


Таблица распределения количества часов в 1 класс:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Рисование с натуры.

5

5

2

Рисование на темы, по памяти и представлению

13

10

3

Декоративная работа

9

8

4

Лепка

4

3

5

Беседы

2

2


За год:

33

28


Ценностные ориентиры содержания курса Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

  • формирование основ гражданственности;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Результаты изучения курса «Изобразительное искусство» Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
  • овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
  • развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

Содержание курса

1 класс (28ч) Рисование с натуры (5 ч) Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками. Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов. Рисование на темы, по памяти и представлению(10 ч) Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов. Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции. Декоративная работа (8ч) Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков. Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги. Лепка (4 ч) Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.). Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Беседы (2 ч) Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий. Рекомендуемые произведения Бродский И. Опавшие листья. Ван дер Гус Г. Алтарь Портинари. Васильев Ф. Камни. Сушка сетей; Оттепель. Васнецов В. Снегурочка. Васнецов Ю. Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот, петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока. Веселов С. Миска «Пряник». Врубель М. Царевна-Лебедь. Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы. Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь. Дейнека А. После дождя. Озеро Сенеж. Каменский Ф. Молодой скульптор. Коровин К. Зимой. Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит. Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга. Кугач Е. Праздничный натюрморт. Куинджи А. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката. Кукунов М. Волк; Сова. Купецио К. Анютины глазки. Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы. Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони. Лентулов А. Овощи. Натюрморт. ОпекушинА. Памятник А. С. Пушкину в Москве. Остроухов И. Золотая осень. Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень. Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика! Репин И. Автопортрет. Решетников Ф. Прибыл на каникулы. Ромадин Н. Розовый вечер. Рябушкин А. Зимнее утро. Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели. Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина. Сидоров В. Тихая моя родина. Сомов К. Лето. Вечерние тени. Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами. Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка. Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья. Фалалеева Л. Дед тянет репку. Фирсов И. Юный живописец. Хруцкий И. Цветы и плоды. Чарушин Е. Колобок. Шишкин И. Осень. Юон К. Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво.

2 класс (34 ч) Рисование с натуры (7 ч) Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов. Развитие навыков конструктивного построения предметов. Использование элементарных навыков перспективного изображения предметов. Использование сложного цвета при воспроизведении поверхностей различных предметов. Работа живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью. Выполнение в цвете осенних листьев, цветов, овощей, фруктов, натюрмортов, чучел птиц и зверей, игрушечных машинок. Рисование на темы, по памяти и представлению(14 ч) Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Правила рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыслом. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов. Декоративная работа (7 ч) Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Использование в декоративной работе линии симметрии, ритма, элементарных приемов кистевой росписи. Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приемов декорирования. Лепка (5 ч) Развитие приемов работы с пластилином или глиной. Лепка фруктов, овощей, народных игрушек, архангельских пряников. Использование шаблонов. Лепка по представлению сказочных животных. Использование художественно-выразительных средств - объема и пластики. Беседы (1 ч) Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий. Рекомендуемые произведения Аверкамп X. Зимние развлечения; Зимний пейзаж с конькобежцами. Алфеевский В. Иллюстрации к стихотворениям Ф. Тютчева. Асламазян М. Праздничный натюрморт. Бём Е. Силуэт. Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам. Богданов-Бельский Н. Новая сказка. Борисов-Мусатов В. Осенний этюд; Куст орешника. Васильев Ф. После дождя; Болото в лесу. Васнецов А. Московский Кремль. Соборы; Оборона города. Васнецов В. Автопортрет; Снегурочка; Витязь на распутье; Богатырский скок; После побоища Игоря Святославича с половцами; Баян; Богатыри; Иван царевич на сером волке; Царевна Несмеяна; Спящая царевна; Царевна-Лягушка; Алёнушка; Эскиз фасада Третьяковской галереи в Москве. Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных. Врубель М. Богатырь. Гельмерсен В. Силуэт. Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса; Капли дождя; Пионы. Грабарь И. Неприбранный стол; Яблоки. Дейнека А. После дождя. Зарянко С. Портрет семьи Турчаниновых. Камерон Ч. Китайский зал в Екатерининском дворце Царского Села. Проект интерьера. Конашевич В. Иллюстрации к детским книгам. Корин П. Пейзаж с церковью в Палехе; Главы Кремлёвских соборов. Костанди К. Гуси. Куинджи А. После дождя; Берёзовая роща. Куприн А. Осенний букет; Натюрморт с фаянсовым кувшином. Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Портрет Ивана Билибина. Левитан И. Берёзовая роща. Маковский К. Дети, бегущие от грозы; Портрет детей художника. Матисс А. Лебедь; Красные рыбы. Машков И. Автопортрет; Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт. Пластов А. Грузди. Натюрморт; Летом; Осенний этюд. Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками. Пигодо Ф. Китайские тени. Кролик. Поленов В. Бабочки. Ренуар О. Букет хризантем; Зонтики; Плоды Средиземноморья; Лук; Девочка с обручем; Коко рисует. Репин И. Автопортрет; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада; Портрет. П. М. Третьякова. Рерих Н. Илья Муромец. Ромадин Н. Розовый вечер; Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч. Саврасов А. Просёлок. Сарьян М. Октябрь в Ереване; Цветы; Полевые цветы; Пионы. Серебрякова З. Катя в голубом у ёлки; За завтраком; Мальчики в матросских тельняшках; Карточный домик; Автопортрет с дочерьми; В детской. Нескучное. Серов В. Автопортрет; Девочка с персиками; Девушка, освещённая солнцем; Дети; Мика Морозов; Стригуны на водопое. Домотканово. Сидоров В. Тихая моя родина. Снейдерс Ф. Птичий концерт. Сомов К. Зима. Каток. Ткачёв С. В зимний праздник. Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка. Цилле Г. Наброски. Чарушин Е. Иллюстрации к детским книгам. Черемных М. Рабфаковцы. Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу.

Юон К. Русская зима. Лигачёво; Весенний солнечный день. Сергиев Посад; У Новодевичьего монастыря весной; День Благовещения. Успенский собор

Троице-Сергиевой Лавры; Купола и ласточки.


3 класс (34 ч)

Рисование с натуры (7 ч)

Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в

цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.

Рисование на темы, по памяти и представлению (17 ч) Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции. Декоративная работа (7 ч) Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами. Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен. Лепка (3 ч)Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека - «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п. Беседы проводятся в процессе занятий. Рекомендуемые произведения Айвазовский И. Чёрное море; Феодосия. Закат солнца Алексеев Ф. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы. 1794 год; Вид Московского Кремля и Каменного моста, 1810-е годы. Антокольский М. Пётр I. Бубнов А. Утро на Куликовом поле. Ван Гог. Подсолнухи; Кипарисы на фоне звёздного неба; Мосты в Аньере; Звёздная ночь над рекой Рона; Звёздная ночь; Ветка цветущего миндаля.

Васильев Ф. После грозы; Кучевое облако.

Васнецов А. Основание Москвы; Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века; На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века.

Васнецов В. Автопортрет; Палата царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Брусила и берендеи-ребята; Снегурочка и Лель.

Ватагин В. Ягуар.

Ватто А. Жиль (Пьеро).

Врубель М. Интерьеры усадьбы Абрамцево.

Герасимов С. Лёд прошёл.

Головин А. Эскиз декорации к балету «Жар-птица».

Грицай А. В Жигулях. Бурный день.

Дейнека А. Вечер; Тракторист.

Дубовской Н. Родина.

Дюрер А. Кролик.

Захаров Г. Улица Чехова. Москва.

Зверьков Е. Весна. Сельский пейзаж.

Иванов А. Ветка.

Игошев В. Моя Родина.

Икона «Богоматерь Владимирская».

Иллюстрации к детским книгам В. Алфеевского,Ю. Бабака, П. Багина, С. Балинского, О. Васильева и Э. Булатова, П. Виноградовой, А. Волынской,

Н. Гольца, Г. Дмитриевой, В. Конашевича, А. Кошкина, П. Кузьмина, И. Латинского, В. Лебедева, Э. Лисснера, Г. Лукашевича, М. Майофиса, М. Меженинова, Т. Морковкиной, Г. Нарбута, Е. Попковой, Б. Тржмецкого, А. Тюрина, М. Успенской, Е.Чарушина, Д.Шмаринова, С. Ярового.

Иогансон Б. Салют.

Кандинский В. Смоленский бульвар. Зимний день.

Кваренги Д. Панорама села Коломенское.

Кившенко А. Военный совет в Филях в 1812 году.

Клодт П. Укрощение коня.

Козлов С. Карнавал.

Корин П. Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.

Крамской И. За чтением. Портрет С. Н. Крамской, жены художника.

Куинджи А. Облака; Полдень. Стадо в степи.

Кукунов М. Леопард; Лев; Сова; Волк.

Кустодиев Б. Масленица.

Кэссет М. Мать, моющая засыпающего ребёнка.

Лебедева Е. Черёмуха; Липа цветёт; Сирень (вырезанки).

Левитан И. Вечер. Золотой Плёс; Озеро. Русь.

Лентулов А. Ночь на Патриарших прудах.

Леонардо да Винчи. Зарисовки растений; Лилия.

Маковский К. Русская красавица; У околицы; За чаем; Боярыня у окна; За прялкой (портрет дочери Ольги); Боярский свадебный пир в XVII веке.

Малышева О. К Гангу.

Мане. Э. Портрет мадам Жюль Гийме.

Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Микешин М., Шредер И. и др. Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде.

Моне К. Автопортрет; Сад художника в Ветёе; Кувшинки; Белые кувшинки. Живерни; Нимфеи. Водяные лилии; Скалы в Бель-Иле.

Мухина В. Рабочий и колхозница.

Нестеров М. Девушка у пруда.

Пикассо П. Мать и дитя.

Пименов Ю. Снег идёт.

Пластов А. Жатва; Ужин трактористов; Мама.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна.

Рембрандт. Слоны.

Ренуар О. Моне, рисующий в своём саду в Аржантёе; Завтрак гребцов.

Репин И. Портрет В. А. Серова; Портрет Василия Дмитриевича Поленова.

Рерих Н. Три радости; Слобода Берендея; Снегурочка; Мороз; Снегурочка и Лель.

Рылов А. Белки.

Серебрякова З. Зелёная осень.

Серов В. Октябрь.Домотканово; Портрет И. И. Левитана; Рабочие с тачками; Борзые; Волк и журавль; Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет».

Сидоров В. Праздник; Тихая моя Родина.

Синьяк П. Гавань в Марселе.

Скрик О. Репейник.

Сомов К. Занавес для свободного театра в Москве; Арлекин и дама; Арлекин и смерть; Язычок Коломбины.

Сурбаран Ф. Натюрморт.

Суриков В. Вид на Кремль; Переход Суворова через Альпы.

Тёрнер Д. Кораблекрушение.

Ткачёвы А. и С. Матери.

Торлов Д. Рысёнок.

Тропинин В. Кружевница.

Тырса Н. Портрет А. Ахматовой.

Фонвизин А. Маки; Сирень.

Шишкин И. Травки; Последние лучи.

Шмелёва М. Венецианский карнавал.

Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри.

Яблонская Т. Хлеб.

4 класс (34 ч)

Рисование с натуры (8 ч) Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц. Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч) Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений. Декоративная работа (8 ч) Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки. Лепка (2 ч) Лепка фигурных сосудов по мотивам посудыг. Скопина, рельефных изразцов.Лепка героев русских народных сказок. Беседы (2 ч) Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий. Рекомендуемые произведения Алексеев Г. В мастерской А. Г. Венецианова. Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости; Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. Анохин Н. В старом доме. Арчимбольдо Д. Весна; Лето. Бенуа А. Баба-Яга. Билибин И. Иллюстрации к сказкам. Борисов-Мусатов В. Автопортрет с сестрой; Дама в голубом. Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова. Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе. Брюллов К. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова (2 варианта). Бучкин П. Углич. Первый снег. Ван Гог В. Автопортрет. Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковёр-самолёт; Портрет А. И. Куинджи; Баба-Яга. Венецианов А. Автопортрет. Верещагин В. Двери Тамерлана; Богатый киргизский охотник с соколом; Пальмы; Всадник-воин в Джайпуре; Мавзолей Тадж-Махал в Агре; Японский нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере. Веселов С. Тарелочка с портретом С.Юзикова. Врубель М. Сирень. Вучетич Е. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине; Скульптура «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане в Волгограде. Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской. Герасимов С. Автопортрет. Головин А. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.

Голубкина А. Л. Н. Толстой.

Горбатов К. Новгород. Пристань.

Грабарь И. Автопортрет.

Дали С. Лицо Мэй Уэст (в качестве сюрреалистической комнаты).

Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырёхлетняя танцовщица; Голубые танцовщицы; Звезда.

Дейнека А. Раздолье.

Дюрер А. Автопортрет (4 варианта); Портрет Луки Лейденского.

Жуковский С. Весенние лучи; Кусково. Малиновая гостиная. Иллюстрации к детским книгам Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича, Н. Кочергина, Г. Нарбута, М. Петрова, А.Савченко, В. Сутеева.

Кальф В. Натюрморт (3 варианта).

Каналетто. Вид канала напротив собора св. Марка; Большой канал.

Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар.

Карев А. Натюрморт с балалайкой.

Кипренский О. Портрет Е. И. Чаплица; Портрет А. С. Пушкина; Портрет И. А. Крылова.

Класс П. Завтрак с ветчиной; Трубки и жаровня.

Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника.

Крамской И. Портрет Н. А. Некрасова; Н. А. Некрасов в период «Последних песен».

Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее; Эльбрус. Лунная ночь.

Куликов И. Зимним вечером.

Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Фёдора Шаляпина.

Леменн Г. Ваза с цветами.

Лентулов А. Москва.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

Лермонтов М. Кавказский вид с саклей.

Майр И. Вид парка в Царском Селе.

Маковский К. В мастерской художника

Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район; Москва. Вид с крыши на Красные ворота.

Мидер Д. Английский парк в Петергофе. Вид с большим берёзовым мостом.

Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанскийсобор. Портал и башня Альбане, рассвет; Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах; Руанский собор. Портал, середина дня; Гуанский собор. Гармония в голубых и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле Живерни во время заката; Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета. Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на берегу реки Эпт, вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат.

Мочальский М. Псков.

Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А. Д. Петрова.

Орловский А. Автопортрет.

Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.

Петровичев П. Ростов Ярославский.

Поленов В. Московский дворик.

Поликлет. Дорифор. Произведения декоративно-прикладного творчества.

Рафаэль Санти. Афинская школа.

Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях;

Автопортрет (3 варианта).

Ренуар О. Портрет актрисы Жанны Самари.

Репин И. Л. Н. Толстой на отдыхе; М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Садко.

Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина, Т. Шевченко.

Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.

Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста».

Сезанн П. Дома в Провансе; Гора Сент-Виктор возле Гардана.

Серебрякова З. За туалетом. Автопортрет.

Серов В. Автопортрет.

Сидоров В. За грибами.

Снейдерс Ф. Фруктовая лавка; Фрукты в чаше на красной скатерти.

Стожаров В. Лён.

Сурбаран Ф. Натюрморт.

Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы.

Ткачёвы А. и С. Автопортрет.

Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка; В комнатах.

Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.

Ульянов Н. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой.

Федотов П. Автопортрет.

Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.

Хруцкий И. Цветы и плоды; В комнатах.

Церетели З. Синяя ваза с жёлтыми розами.

Шарден Ж. Б. Графин; Натюрморт; Стакан воды и кофейник; Атрибуты искусств; Портрет Августа Габриэля Годефроя.

Шварц В. Рисунок.

Щедрин С. Вид большого пруда в Царскосельском парке.

Эшер М. Выставка гравюр; Город.

Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст.

Яблонская Т. Утро.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33 ч)

Тема

Содержание

Характеристика видов

деятельности

1 четверть


Тема I четверти:

«В мире волшебных красок». Примерные темы уроков:

Искусство - волшебный мир цвета, форм, линий, музыки, слова. Что умеют краски. Что умеет карандаш. Радуга и праздник красок.

Волшебные краски осеннего дерева. Золотые краски осени.

Волшебный мир родной природы.

Волшебные листья и ягоды. Волшебные узоры.

Язык искусства. Мысли и чувства художника. Материалы и инструменты художника. Приемы работы живописными материалами: гуашь, акварель. Смешение красок.

Приемы работы с пластилином.

Роль рисунка в искусстве. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально (осенние листочки).

Правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, лепить из пластилина. Называть цвета спектра. Определять названия простых и сложных цветовых состояний поверхности предметов. Выполнять простые композиции.

Выполнять простейшие узоры в полосе из геометрических форм и декоративных форм растительного мира. Учиться выполнять простейшие приемы народной кистевой росписи.

2 четверть

Тема II четверти:

«Мы готовимся к празднику». Примерные темы уроков:

Осенние подарки. Овощи и фрукты. Поздняя осень. Первый снег. Красота вещей. Украшения для елки. Новогодняя елка.

Скульптурные и живописные изображения овощей и фруктов.

Приемы работы различными живописными материалами. Создание с помощью цвета выразительных образов деревьев, передача эмоционального состояния природы. Форма, конструкция, пропорции предметов (новогодние игрушки). Сюжетная композиция.

Пользоваться простейшими приемами лепки.

Овладевать приемами работы различными графическими и живописными материалами. Изготавливать эскизы и модели новогодних игрушек.

Эмоционально откликаться на красоту праздников.

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла в сюжетной композиции.

3 четверть

Тема III четверти: «Красота вокруг нас». Примерные темы уроков:

В мире красоты. В гостях у сказки. Сказочные образы народной культуры. Сказочный город и его жители.

Добрые и злые сказочные герои.

Виды изобразительного искусства и архитектуры.

Мы рисуем зимние деревья. Красавица Зима. Летняя сказка зимой.

Представления человека о добре и зле, отраженные в сказках. Иллюстрации к русским народным сказкам. Образ зимнего дерева. Жизнь природы в творчестве художников-пейзажистов. Время года: зима. Произведения разных видов и жанров изобразительных искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Произведения нижегородских художественных промыслов (Городец, Хохлома). Природные формы в декоративно-прикладном искусстве.

Принципы построения растительного орнамента. Приемы рисования кистью простейших элементов растительного узора.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Создавать средствами живописи эмо­ционально выразительные образы природы, сказочного героя. Изображать портреты персонажей народных сказок литературных про­изведений, передавать свое отноше­ние к персонажу.

Понимать ценность искусства в со­творении гармонии между человеком и окружающим миром. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусст­ва.

Выражать свое отношение к произ­ведению изобразительного искусст­ва.

Осознавать, что декоративно-при­кладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь че­ловека.

Наблюдать и передавать в собствен­ной художественно-творческой де­ятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений.

4 четверть

Тема IV четверти: «Встреча с Весной - красной».

Примерные темы уроков:

Встречаем Весну - красну. Птицы прилетели. Весенний день. Весенние цветы. Мой любимый цветок. Праздничные краски узоров.

Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении предметов быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве.

Красота и разнообразие природы.

Весенний пейзаж, цветы. Знакомство с художественными произведениями,

изображающими природу в различных эмоциональных состояниях.

Выразительные образы объемных изображений. Лепка птиц.

Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-при­кладного искусства.

Наблюдать и передавать в собствен­ной художественно-творческой де­ятельности разнообразие и красоту природных форм.

Изготавливать эскизы и модели

иг­рушек, посуды по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель).

Использовать различные средства живописи для создания выразитель­ных образов природы. Использовать простые формы для со­здания выразительных образов птиц в скульптуре.


2 класс (34 ч)


Тема

Содержание

Характеристика видов

деятельности


1 четверть


Тема I четверти:

«Мы рисуем осень». Примерные темы, уроков: Мое лето.

Осень - пора грибная.

Сыплются с дерева

листья поблекшие.

Осень. Музыка дождя.

Осенние подарки природы. Осенний натюрморт. Сказочная веточка.

Осенние цветы, листья, грибы. Форма, конструкция, пропорции. Создание выразительных образов.

Дождь в произведениях художников. Настроение в природе перед грозой и после нее. Художественное конструирование и дизайн. Элементарные

приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Лепка и рисование овощей и фруктов.

Изображать живописными средствами с натуры, по памяти и по представлению осенние цветы, листья, букеты, грибы. Иметь представление о композиции рисунка.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с конструированием.

Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного

обобщения форм растительного и животного мира. Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Создавать объемные изображения из пластилина, используя конструктивный и пластический способы лепки.


2 четверть


Тема II четверти:

«Мы рисуем сказку».

Примерные темы

уроков: Веселые узоры. Сказка про осень. Мы рисуем сказочную птицу. Мы рисуем сказку. Архангельский рождественский пряник. Новогодняя сказка.

Древние образы и знаковый характер народных глиняных игрушек. Изображение зверей и птиц. Использование изображений в тематических композициях, иллюстрациях, декоративных композициях.

Иллюстрирование литературных произведений.

Изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов: Дымково,

Филимоново, Каргополь.

Выбирать сюжет для иллюстрирования сказки. Передавать характерные черты внешнего облика сказочного героя, его одежды, украшений. Освоить элементарные приемы иллюстрирования литературного произведения: передавать сюжет, композиционно правильно располагать элементы рисунка.


3 четверть


Тема III четверти:

«Мои друзья». Примерные темы уроков: Зимние развлечения с друзьями.

Наши друзья - животные. Мои друзья - птицы. Красота вещей. Защитники земли Русской. Моя семья - забота и любовь

Тематическая композиция. Замысел художника. Накопление зрительных впечатлений, и их использование в композиции.

Эмоциональное отношение к сюжету.

Основные этапы работы над композицией. Изображение зверей и птиц, фигуры человека. Пропорции, конструкция, движение

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы зимней природы, детей, зверей, птиц. Использовать знания о пропорциях фигуры человека.

4 четверть

Тема IV четверти: «С чего начинается Родина...» Примерные темы уроков: Главные художественные музеи страны. Русские народные сказки.

Цветы нашей Родины. Проект детской площадки.

Ведущие художественные музеи России: Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и региональные музеи. Использование художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам.

Называть ведущие художественные музеи России и своего региона.


3 класс (34 ч)


Тема

Содержание

Характеристика видов

деятельности


1 четверть


Тема I четверти: «И снова осень к нам пришла». Примерные темы уроков:

Мой прекрасный сад. Летние травы. В мире насекомых. Иллюстрации к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», к сказке X. К. Андерсена «Дюймовочка». Прощание с летом. Дивный сад на подносах. Осенние фантазии. Осеннее кружево листьев. Портрет красавицы Осени. Дорогие сердцу места. Машины на службе человека. Труд людей осенью

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Красота и разнообразие природы, выраженные графическими и живописными средствами. Изображение растений и насекомых. Использование изображений в тематических композициях, иллюстрациях.

Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

Природные формы в декоративно- прикладном искусстве. Стилизация. Принципы построения орнамента. Быт и труд народа. Произведения изобразительного искусства,

изображающие сцены труда.

Овладеть приемами смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков. Овладеть элементарными приемами перспективного построения изображения (дороги, реки), сознательно использовать приемы загораживания.

Изображать графическими и живописными средствами растения, реальных и фантастических насекомых. Уметь рисовать симметричные формы.

Иметь представление об известных центрах народных художественных промыслов: Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д. Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Выражать свое отношение к труду и быту русского народа в художественно-творческой деятельности.

2 четверть

Тема II четверти: «В мире сказок». Примерные темы уроков:

Мы рисуем и лепим животных. Животные на страницах книг. Где живут сказочные герои. Сказочные кони.

По дорогам сказки. Сказочное перевоплощение.

Анималистический жанр. Статика и динамика в графических и скульптурных изображениях животных. Иллюстрирование литературных произведений о животных.

Архитектура. Образ здания. Конструкция и декор. Дом (замок) для сказочного героя.

Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Русские народные сказки и сказки народов мира. Обложка, иллюстрация. Художественное конструирование и оформление книг. Персонажи сказок. Маскарад и карнавал. Последовательность конструирования костюма и маски для карнавала.

Соблюдать последовательность выполнения рисунка животного, передавать движение. Использовать пластический и конструктивный способы лепки, приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.

Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы архитектуры.

Применять простейшие приемы народной кистевой росписи (городецкая роспись и др.). Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании иллюстрации к сказке.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости и т. д. Конструировать маску, карнавальный костюм или костюм сказочного персонажа из подручных материалов.

3 четверть

Тема III четверти: «Красота в умелых руках ». Примерные темы, уроков:

Дорогая моя столица! Зимний город. Звери и птицы в городе. Терем расписной. Декорации. Набивные узоры. Самая любимая. Подарок маме - открытка.

Архитектура столицы. Образ Москвы в произведениях русских художников. Городской пейзаж. Выделение главного в композиции с помощью тона, цвета, размера.

Красота поз и движений зверей и птиц, выраженных средствами рисунка. Образы зверей и птиц в произведениях художников. Народные промыслы России. Произведения подмосковных художественных промыслов (Павловский Посад). Композиция узора в квадрате. Образ женщины в живописи. Портрет мамы. Выбор и применение выразительных средств для реализации своего замысла. Необычная открытка-сюрприз. Разработка дизайна открытки.

Правильно определять и изображать

форму зданий, их пропорции, конструктивное строение, цвет. Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм), передавать красоту зимнего пейзажа, состояние солнечного зимнего дня. Чувствовать гармоничное сочетание цветов, силуэтов архитектуры, изящество их форм, очертаний. Изображать зверей и птиц в движении, передавать их пропорции, строение.

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России. Создавать узор в квадрате для декоративного оформления платка, салфетки. Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, посвященные образу женщины, матери. Создавать макет открытки, компоновать рисунок и текст.

4 четверть

Тема IV четверти: «Пусть всегда будет солнце».

Примерные темы уроков:

Родная природа. Облака. Полет на другую планету.

Красота моря. Весенняя веточка. Праздничный салют

Наша Родина - Россия. Родная природа. Небо и море в произведениях русских художников. Передача с помощью цвета настроения, эмоционального отношения к изображаемому. Изображение весенней веточки. Разнообразие растительных форм в природе. Роль силуэта в изображении растений.

Изображение праздничного салюта. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного (графического) образа салюта.

Эмоционально откликаться на красоту природы, отраженную в произведениях художников, выражать свои эстетические переживания, рассказывать о том, что изображено на картинах-пейзажах. Передавать цветовые отношения неба, земли, воды, деревьев и т. д. Создавать живописную (графическую) композицию, правильно определяя величину ее отдельных элементов, чередуя светлые и темные цвета.

Помнить о героях Великой Отечественной войны.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину.


4 класс (34 ч)


Тема

Содержание

Характеристика видов

деятельности


1 четверть


Тема I четверти: «Осень на пороге». Примерные темы уроков: Путешествуя по земному шару.

Осень в городе. Овощи и фрукты. На уборке урожая. Конструкция предметов. Иллюстрирование сказок, рассказов, басен. Чудо-кувшины. Ландшафтная архитектура.

Дивный сад Хозяйки Медной горы. У бабушки в деревне.

Жанр натюрморта.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению предметов быта.

Передача в рисунках красоты линий, формы и конструкции.

объектов, цветовой окраски, цветовой гармонии. Тематическая композиция. Средства художественной выразительности в тематической композиции: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, линейная и воздушная перспектива и др. Разнообразие форм предметного мира и передача их в объеме. Иллюстрирование литературных произведений. Художественное конструирование и оформление садов и парков. Основы архитектурно-ландшафтного дизайна.

Анализировать изображаемые предметы, выделяя особенности конструкции, формы, пространственного положения, а также цвета и распределения светотени на поверхности предмета.

Использовать в работах начальные представления о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости осве­щения предмета от силы и удаленнос­ти источника освещения. Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изо­бражаемых объектов. Использовать основные средства композиции: высота горизонта, точ­ка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.

Создавать средствами живописи эмо­ционально выразительные образы природы, человека, сказочного ге­роя.

Владеть элементарными приемами работы пластическими скульптурными материалами для создания моде­лей предметов бытового окружения человека.

Моделировать простейшие архитек­турно - ландшафтные комплексы: ма­кеты сада, парка.

2 четверть

Тема II четверти: «Город чудный, город славный». Примерные темы уроков:

Декоративные фантазии. Утро. День. Вечер. Сказочный лес. Ребята на экскурсии. Старинные города России.

Закат солнца над городом.

Построй свой дом. Городской пейзаж. Праздничный наряд моего города.

Художественное воображение и художественная фантазия. Природа и природные явления, характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различие в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт.

Средства художественной выразительности для создания живописного образа природы.

Сказочные образы в природе и в искусстве. Образ сказочного дерева, сказочного героя. Шедевры русского искусства на темы родной природы, русских сказок, истории Отечества.

Пейзаж как изображение пространства.

Закономерности линейной (фронтальной, угловой) и воздушной перспективы. Образно-выразительный язык архитектуры.

Организация пространства в городе. Соразмерность и пропорциональность. Праздничное оформление улиц, площадей.

Замечать разнообразие цвета в при­роде.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в худо­жественно-творческой деятельно­сти.

Выполнять цветовые композиции на передачу характера природных явле­ний.

Передавать характер природных яв­лений выразительными средствами живописи (цвет, колорит, цветовой контраст, гармония цветовых оттен­ков).

Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников.

Применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цвете.

Изображать здания различной формы, использовать простые формы для создания сложных выразительных образов в рисунке и живописи. Моделировать архитектурные формы из различных материалов. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, архитектуры.

3 четверть

Тема III четверти: «В мире искусства». Примерные темы уроков:

Искусство народов мира. Образы природы, архитектуры, человека. Автопортрет. Рисунки мастеров слова. Литература. Музыка. Театр.

Герои сказки. Сказки на шкатулках.

Богатство и разнообразие художественной культуры. Живопись, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство народов мира.

Образ человека. Пропорции фигуры и лица человека. Мимика, характер, передача эмоционального состояния. Образная сущность искусства. Интернациональный язык изобразительного искусства. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Изображение человека. Пропорции. Движение. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.

Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства. Проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы человека.

Передавать в рисунках и лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека.

Иметь представление о деятельности художника-иллюстратора. Понимать изобразительную природу театра и роль художника в театре. Называть ведущие центры лаковой миниатюры.

4 четверть

Тема IV четверти: «Наш красивый дом». Примерные темы уроков:

Города будущего. Интерьер - образ эпохи. Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование мебели, транспорта. Песни нашей Родины. Этот День победы. Экологический плакат

Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, украшения). Искусство дизайна в современном мире. Разнообразие материалов для художественного конструирования и приемы работы с ними. Организация внутреннего пространства помещения (удобство и красота). Интерьер комнаты.

Закономерности фронтальной и угловой перспективы. Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. Образ защитника Отечества.

Полиграфический дизайн. Искусство плаката. Единство изображения и текста в плакате. Компьютерная графика.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием. Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, об украшении домов и предметов быта. Овладеть начальными сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д. Выполнять изображения интерьера и отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Давать эстетическую оценку произведений художественной культуры, предметов быта, архитектурных построек, сопровождающих жизнь человека.

Создавать средствами компьютерной графики изображения интерьера, эскизы плакатов предметов быта, транспорта.














Материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс) К - полный комплект (на каждого ученика класса) Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников) П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради),

К





Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

П


Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об изобразительном искусстве, природе, труде людей…)

П


Печатные пособия

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома

  • Гжель

  • Урало-сибирская роспись

  • Полхов-Майдан

  • Мезенская роспись

  • Дымковская игрушка

  • Жостово

  • Введение в цветоведение.

  • Декоративно-прикладное искусство.

Д



Плакаты по основным темам изобразительного искусства

Д

Портреты художников

Д

Репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Д

Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Д




Магнитная доска.

Д
Персональный компьютер

Д
Мультимедийный проектор.

Д
Сканер, принтер, цифровая фотокамера

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Изобразительное искусство»

Д




Видеофильмы соответствующего содержания

Д


Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д


Электронные презентации:

  • Дымковские игрушки

  • Гжель

  • Хохлома - древнее и вечно живое

  • Народное художественное творчество

  • Шедевры русской живописи

  • Россия Репина

  • Выдающиеся произведения изобразительного искусства.

  • Художник Шишкин

  • Пейзаж



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

Серии фотографий и иллюстраций природы

Д

Фотографии и иллюстрации животных.

Д

Репродукции картин разных художников.

Д

Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

Д

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Д

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Д

Натуральные объекты

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Д

Живые объекты ( комнатные растения)

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский с тумбой

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Д

Настенные доски

Д

Держатели схем и таблиц

К

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

П

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МАОУ СОШ № 11

от 26 августа 2014 года № 1

__________ С.В.Калинина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

___________ Л.Ф.Нестеренко

26 августа 2014 года



31


© 2010-2022