Конспект урока по русскому языку «Правописание имен собственных. Клички животных»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку «Правописание имен собственных. Клички животных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №15







Открытый урок

по русскому языку


Тема: «Правописание имен собственных: клички животных»



1 класс

УМК «Школа России»

учитель: Алексанян Е.Г.


п.Верхневеденеевский

Тема: «Правописание имен собственных: клички животных» Цели: создать условия для закрепления правописаний фамилий, имен, отчеств людей, учить объяснять написание слов; писать клички животных с заглавной буквы; развивать умение различать название животного и его кличку; развивать логическое мышление, любовь к животному миру. Планируемые результаты: научатся объяснять написание слов; писать клички животных с заглавной буквы. Задачи: помочь учащимся в ходе исследования уточнить представления об имени собственном; формировать умения и навыки в сотрудничестве: умение слушать и слышать друг друга, делать выводы; сформировать понятие «Имя собственное»; способствовать различию имён собственных и имён нарицательных; развивать аналитические способности, мышление, речь, внимание; продолжать развитие каллиграфических навыков; воспитывать аккуратность, наблюдательность, интерес к предмету. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
  2. Внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
  3. Выполнять правила личной гигиены.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  1. Классифицировать слова в соответствии с их значением.
  2. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.
  3. Объяснять правила написания слов с заглавной буквы.
  4. Обосновывать собственное мнение.
Формируемые УУД Регулятивные УУД:
  1. Организовать своё рабочее место под руководством учителя.
  2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
  4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД: 1. Понимать информацию, представленную в виде рисунков, текста. 2. Сравнивать предметы, объекты; находить общее и различие. 3. Группировать, классифицировать предметы, на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД:
  1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  3. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оборудование: презентация к уроку, текст со стихотворением, картинки с изображением животных, смайлики у каждого ученика, толковый словарь С.И.Ожегова.



Ход урока: I. Организационный момент. Встаньте ровнее. Головки повыше, спинки прямее! Тихо сядьте все за парты. Ровно руки положите, На меня все посмотрите. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. II. Минутка чистописания. Х Ж Хх Жж Женя III. Актуализация знаний. - Сегодня на уроке русского языка мы продолжим работу по теме: «Слово - имя собственное» А какие имена собственные , которые пишутся с большой буквы вы уже знаете? Даша, (Ш, ш)арик, Маршак, Петрович. (3 слайд) - Прочитайте слова. - Найдите среди них лишнее, ориентируйтесь на их значение. Д . - Лишнее слово Шарик. Обозначает кличку животного. - Лишнее слово шарик. Оно обозначает предмет. -Какой возникает вопрос? (4 слайд) Д . - Как писать это слово? IV.Постановка темы, цели урока. - Возникла проблема. Как вы думаете действовать, выбирая нужную букву? Поиск решения. (5 слайд) ( Выслушать детей.) - Молодцы! Подумайте и скажите, что объединило эти слова? Д. - Это имена собственные. - Написание, каких имён собственных мы уже знаем? Д. - Имя, отчество, фамилия. - Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (6 слайд) Д. - Как пишутся слова, обозначающие клички животных. - Правильно. Тема нашего урока: «Имена собственные: клички животных». V. Усвоение новых знаний, способов действий. - Определите цели урока. ( Выслушать детей.) - Итак, Шарик - это кличка животного. Как вы понимаете слово кличка? Д. - Это имя животного. - Заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова. (7 слайд) Кличка имеет два значения. - Если кличка - это имя домашнего животного, то, как его надо писать? Д. - С большой буквы. - Ребята, большая буква в кличках животных - это орфограмма. - Вернёмся к нашим словам: (На доске.) Даша, (Ш, ш)арик, Маршак, Петрович. - Спишите слова, раскройте скобки, подчеркните новую орфограмму. (8 слайд) Самопроверка. - Какую орфограмму подчеркнули? Д. - Мы подчеркнули заглавную букву. -Сравните, так ли вы сделали? Сделайте вывод о написании имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных. Д. - Имена, отчества, фамилии людей, клички животных - всё это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Физкультминутка. - Итак, имена, отчества, фамилии людей и клички животных - это имена ….. - Имена собственные пишутся ……. Работа по учебнику с.54, у. 50(коллективно) - Ребята, послушайте удивительное стихотворение Юрия Черных. 0 Жили - были дед да баба С маленькою внучкой, Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они звали жеребёнка. А ещё была у них курица Бурёнка. А ещё у них была собачонка Мурка. А ещё - два козла: Сивка да Бурка! (9 слайд) - Скажите, что вас рассмешило? Д. - Автор всё перепутал. Работа в парах. - Помогите автору исправить ошибки. Работаем в парах. На доске: (картинка) кошка Жучка (картинка) собака Мурка (картинка) жеребёнок Хохлатка (картинка) курица Бурёнка (картинка) корова Сивка - Исправьте путаницу. (Дети выходят к доске и меняют местами клички животных.) - Давайте сверим, так ли у вас получилось?(11 слайд) - Что записано в первом столбике? Д. - Названия животных. - А во втором столбике? Д. -Клички животных. Вывод: Названия животных пишется с маленькой (строчной) буквы, а клички с большой (заглавной). VI. Применение нового знания. Игра «Кто больше?» (12 слайд) - Проведём игру. - Кого вы увидели на картинках? Д. - Обезьянку, попугая, хомяка, кошку, собачку. - Придумайте и запишите клички животных. Если не знаете, как правильно пишется слово, то спросите. Работа в тетради. - Назовите клички животных, которые вы записали. (Производится запись на доске под диктовку.) - Как написали клички животных? Д. - С заглавной буквы. - Подчеркните эту орфограмму у себя в тетради. Физкультминутка для глаз VII. Закрепление полученных знаний , способов действий. Загадки. (13 слайд, 14 слайд) - Отгадайте загадки, а отгадки запишите в тетрадь. Дайте клички этим животным. Спереди - пятачок, Сзади - крючок, Посредине - спинка, А на ней щетинка. (Свинья) Сено день и ночь жуёт, Много молока даёт. (Корова.) - Назовите, какие клички этим животным вы подобрали. Д. - Свинья Грязнуля, корова Бурёнка. Беседа. - Как вы заботитесь о своих питомцах? (Выслушать ответы детей.) - Что вы можете сказать в защиту животных? (15 слайд) (Выслушать ответы детей.) VIII. Рефлексия учебной деятельности. - Какие цели мы сегодня ставили? Д. -Научиться правильно писать клички животных. - Каких целей достигли? (Выслушать ответы детей.)



© 2010-2022