- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по теме: Мудрые сказки о животных. Сказка Лиса и рак
Разработка урока по теме: Мудрые сказки о животных. Сказка Лиса и рак
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ершеева Г.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения
2 класс. УМК «Школа - 2100»
Тема: Русская сказка «Лиса и рак».
Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»
Цели: познакомить с особенностями сказок о животных, провести сравнительный анализ сказок «Лиса и рак» (русская народная) и «Еж и заяц» (братьев Гримм); воспитывать уважение друг к другу, здоровое чувство соперничества (на равных); развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, способность самооценки.
Личностные результаты обучения:
- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, -- -формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
-формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической и монологической речью;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: учебник для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), картинки с изображением животных, игрушка - Еж, презентация с иллюстрациями к сказкам и пословицами, аудиозапись «Полька» для физминутки.
I. 1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения
Вводная беседа:
- Послушайте стихотворение:
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов
- Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке?
- На какие группы мы делим сказки?
- В чем особенность сказок о животных?
- Назовите известных вам животных-героев сказок.
II. 1) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
2) Изучение нового материала
1) Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о животных. (слайды)
- Каких животных-героев сказок вы знаете?
- Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.)
Волк? (Злой, глупый, простоватый.)
Медведь? (Медлительный, сильный.)
Петух? (Гордый, хвастливый, удалой.)
Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)
Заяц? (Трусливый, робкий.)
Еж? (Хозяйственный, трудяга.)
- Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народами разных стран? (Да. Животный мир отличается.)
III. Работа со сказкой «Лиса и рак».
1. Работа с текстом до чтения.
1) Чтение заглавия.
- Какой народ сочинил эту сказку?
2) Рассматривание иллюстрации. (слайд)
- Какой момент изображен на иллюстрации?
- Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.
3) Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух учащимися.
- Что означает слово перегоняться?
- Кто же кого обхитрил?
4) Работа с текстом после чтения.
Ответ на вопрос учебника (с. 57). (Это сказка о хитрости, находчивости, смекалке.)
5) Работа с пословицами. (слайд)
- Прочитайте пословиц. Какая из них больше подходит к сказке?
-
На всякого мудреца довольно простоты (русская)
-
На хитрость дай Бог мудрость (белорусская)
-
Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)
-
Сильный использует силу, слабый - хитрость (вьетнамская)
Физминутка youtube.com/watch?v=hroHApWK578
Работа с опорными словами:
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Заяц братья Гримм еж поле воскресное утро гречиха брюква
- Что вы можете предположить по данным словам?
IV. Работа со сказкой братьев Гримм «Еж и заяц».
1. Работа с текстом до чтения.
Я хочу познакомить вас со сказкой «Еж и заяц» из сборника немецких сказок, собранных братьями Гримм. (слайд)
Братья Гримм не сочиняли, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те сказки, которые записывали со слов народных сказителей. Многие из них вам хорошо знакомы. Среди них «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Белоснежка», «Золушка».
2. Работа с текстом во время чтения. (слайд)
Чтение сказки учителем.
Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, - дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:
«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»
А дело было вот как.
Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.
И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку - не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано - сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:
- Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?
- Какие из ваших предположений оправдались?
- О чем договорились заяц и еж?
- Что значит в запуски?
- Кто предложил соревнования? Почему?
- Как по-вашему будут развиваться события дальше?
- Гуляю, - говорит еж.
- Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.
Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кривые.
- Ты, видно, воображаешь, - сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?
- Я думаю, - ответил заяц.
- Это надо еще проверить, - сказал еж. - Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.
- Да это прямо смешно - ты-то, со своими кривыми ногами? -сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?
- На один золотой луидор, - говорит еж.
- Идет! - ответил заяц. - Ну, тогда уж давай начнем сейчас.
- Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.
Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».
Пришел еж домой и говорит своей жене:
- Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.
- А что такое случилось? - спрашивает она.
- Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор; хочу бежать! с ним взапуски, и ты должна быть при этом.
- Ах, боже ты мой! - стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?
- Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.
Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.
Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:
- А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело - только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»
С тем и добрались они на попе. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.
- Давай, что ли, начинать? - говорит заяц.
- Ладно, - отвечает еж, - начнем.
И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три» и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.
Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:
- А я уже здесь!
- Что решил сделать еж?
- Почему еж решил перехитрить зайца?
- Что сделает заяц после слов ежихи?
Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, - а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» - и крикнул:
- Давай побежим еще раз назад!
И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:
- А я уже здесь!
Разозлился заяц и крикнул:
- Давай бежать еще раз назад!
- Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.
Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:
- А я уже здесь!
- Чему удивился заяц?
- Чем по-вашему закончатся эти соревнования?
Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, и не мог он двинуться дальше.
Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.
Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.
Предполагали ли вы такую развязку?
- Кто в сказке положительный герой? Почему?
- Жалко ли вам зайца?
Работа с пословицами
- Прочитайте пословицы:
Хорошо смеется тот, кто смеется последний.
В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Выше головы не прыгнешь.
- Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке? Докажите свой выбор.
Работа в парах
- Чему учит сказка?
- Какой вывод могли сделать авторы сказки?
*** заслушивание ответов детей, после их работы в парах
- А теперь послушайте авторский вывод. (читает учитель)
А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком - хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.
V. Сравнение сказок «Лиса и рак» и «Еж и заяц»
- Чем похожи сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)
- Чем различаются? (Героями, деталями...)
VI. Рефлексия
- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».
Какой урок дали нам эти две сказки?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Какое задание было наиболее интересным?
VII. Домашнее задание
Выучить наизусть сказку «Лиса и рак».