Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


  1. Наименование документа, автор, год издания примерной программы, на основе которой разработаны РП


Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Пример­ной программы начального общего образования по литературному чтению для образова­тельных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учре­ждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).


  1. Указание базового учебника


Преподавание ведётся по учебнику, входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МО РФ под редакцией Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 3 класс М.: Просвещение, 2013

  1. Описание особенностей РП

Нет изменений в количестве часов и логике изложения материала.


  1. Цели обучения


• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;


  1. Задачи обучения


- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произве­дение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произ­ведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к лите­ратурному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного ис­кусства; - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различно­го уровня сложности; - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ре­бенка; - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; - работать с различными типами текстов; - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


3. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Объем чтения - необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

4. Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 102 часа в год, 3 часа в неделю (при 34 учебных неделях).


5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

6. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты Третьеклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения предметам и в дальнейшей жизни;
  • бегло, выразительно читать текст;
  • выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения менее 80-90 слов в минуту);
  • улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
  • описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
  • самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
  • устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
  • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.


Третьеклассники получат возможность научиться:
  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Личностные результаты
У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценно­стей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен­ной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаи­мопонимания.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
  • Составлять план работы по решению учебной задачи урока, предлагать совместно план изучения темы урока. Выбирать форму оценивания результатов, вырабатывать критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
  • Определять границы знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.


Познавательные УУД

  • Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
  • Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
  • Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
  • Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.


Коммуникативные УУД


  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией.
  • Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  • Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
  • Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
  • Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.


7. Содержание программы (102 часа)




Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе: практических занятий

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

-

2

Самое великое чудо на свете

2

-

3

Устное народное творчество

6

1 Сочиняем волшебную сказку

4

Поэтическая тетрадь 1

4

-

5

Великие русские писатели

12

-

6

Поэтическая тетрадь 2

4

-

7

Литературные сказки

4

-

8

Были-небылицы

3

-

9

Поэтическая тетрадь 1

4

-

10

Люби живое

9

-

11

Поэтическая тетрадь 2

5

-

12

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

8

-

13

По страницам детских журналов

4

1 Создание сборника добрых советов.

-

14

Зарубежная литература

2

-

Итого

68

2


Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) Вступительная статья Самое великое чудо на свете (2 ч) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров Устное народное творчество (6 ч) Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Поэтическая тетрадь 1 (4 ч) Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». Великие русские писатели (12 ч) Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Поэтическая тетрадь 2 (4 ч) Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…». Литературные сказки (4 ч) Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Были-небылицы (3ч) М. Горький «Случай с Евсейкой» К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон». Поэтическая тетрадь 1 (4 ч) С. Черный «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны»; С.А. Есенин «Черемуха». Люби живое (9 ч) М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Поэтическая тетрадь 2 (5 ч) С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если…»; Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии». Собирай по ягодке - наберешь кузовок (8 ч) Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский «Друг детства». По страницам детских журналов (4 ч) Вступительная статья . Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи». Зарубежная литература (2 ч) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.



Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности учащихся

Планируемые результаты

Примечания

предметные

УУД

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)



Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самое великое чудо на свете (2 часа)



Рукописные книги Древней Руси.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Понимать значение выражений «рукописные книги», «летопись». Правильно, осознанно читать прозаические произведения, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Первопечатник Иван

Фёдоров.

Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Выразительно и осознанно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать в лицах диалог.

Устное народное творчество (6часов)



Русские

народные

песни и сказки

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Называть виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Поиск и выделение необходимой информации, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем.



    Произведения прикладного искусства

    Называть виды прикладного

    искусства.

    Приводить примеры произведений прикладного искусства, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Понимать значение выражения «произведения прикладного искусства».



      Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец

      Иванушка».

      Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

      Понимать значение выражения «волшебная сказка».

      Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.



        Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

        Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

        Понимать значение выражения «волшебная сказка». Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.



        Русская народная сказка «Сивка-бурка».

        Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

        Понимать значение выражений «драматизация», «волшебная сказка». Читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя иллюстрации учебника, приводить примеры произведений фольклора.

        Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора.



        Проект:

        «Сочиняем волшебную сказку».

        Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе группы.

        Понимать особенности построения сказок.

        Сочинять свои сказочные истории.

        Поэтическая тетрадь 1 (4 часа)


        Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

        Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

        Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). Понимать художественно-выразительное значение звукописи.

        Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.

        Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.


          А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

          Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

          Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты).


            И.С. Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».

            Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

            Называть произведения русских поэтов. Читать осознанно текст художественного произведения (видеть картины природы, сменяющие друг друга); определять тему и главную мысль произведения. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение).


              И.З. Суриков «Детство».

              Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

              Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; читать выразительно стихотворные произведения. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).

              Великие русские писатели (12 часов)



              А.С. Пушкин «За весной, красой

              природы…».

              Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

              Называть произведения А.С. Пушкина. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения.

              Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

              Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста.



              А.С. Пушкин «Уж небо осенью

              дышало…».

              Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

              Называть произведения А.С. Пушкина. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения.



              А.С. Пушкин «Зимнее

              утро», Зимний вечер».

              Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

              Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Понимать художественно-выразительное значение звукописи. Называть произведения А.С. Пушкина.



              А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

              Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

              Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Называть особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Знать содержание сказки А.С. Пушкина. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения.



              А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

              Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

              Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Называть особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Знать содержание сказки А.С. Пушкина. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения.



              И.А. Крылов «Мартышка и очки».

              Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.

              Понимать значение слова «басня». Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.



              И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

              Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

              Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.



              М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова.

              Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

              Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.



              М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».

              Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения.

              Соотносить рисунки с художественным текстом, их сравнивать. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). Определять настроение лирического стихотворения.



              Л.Н. Толстой «Акула».

              Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.

              Называть произведения Л.Н. Толстого. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.



              Л.Н. Толстой «Прыжок».

              Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении.

              Называть произведения Л.Н. Толстого. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения.



              Л.Н. Толстой «Лев и

              собачка».

              Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.

              Называть произведения Л.Н. Толстого. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения.

              Поэтическая тетрадь 2 (4 часа)



              Н.А. Некра-сов Славная осень!»

              Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

              Анализировать средства художественной выразительности (олицетворения, сравнения, эпитеты). Определять настроение лирического стихотворения.

              Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации.

              Умение оценивать собственную успешность в выполнении заданий. Развитие воссоздающего и творческого воображения.

              Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.



              Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

              Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

              Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



              К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

              Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

              Называть произведения русских поэтов. Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.



              И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

              Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

              Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

              Проверка техники чтения

              Литературные сказки (4 часа)



              Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

              Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка».

              Понимать особенности присказки. Участвовать в анализе содержания.

              Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

              Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.

              Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств.



              Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

              Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

              Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.



              В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

              Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах.

              Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге.


              В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

              Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

              Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

              Были-небылицы (3 часа)



              М. Горький «Случай с Евсейкой».

              Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому.

              Анализировать средства художественной выразительности (сравнение). Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

              Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

              Работа с вопросами по содержанию литературного текста. Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера. Работа с вопросами по содержанию литературного текста. Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации.



              К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

              Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

              Давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении.



              А.И. Куприн «Слон».

              Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора.

              Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано.

              Поэтическая тетрадь 1 (4 часов)



              С. Чёрный «Что ты

              тискаешь утёнка…»

              Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.

              Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения.

              Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

              Основы смыслового чтения поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста.



              С. Чёрный «Воробей», «Слон».

              Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

              Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения).



              А.А. Блок «Ветхая

              избушка», «Сны»,

              «Ворона».

              Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом.

              Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. Читать стихотворения наизусть.



              С.А. Есенин «Черёмуха».

              Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение.

              Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) для создания картин цветущей черёмухи. Определять тему и главную мысль произведения.

              Люби живое (9 часов)



              М.М. Пришвин «Моя Родина»

              Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности.

              Называть произведения М.М. Пришвина. Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

              Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

              Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения.

              Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации.

              Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.



              И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

              Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

              Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.



              В.И. Белов «Малька провинилась».

              Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана.

              Называть произведения В.И. Белова. Озаглавливать текст. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.



              В.В. Бианки «Мышонок Пик».

              Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения.

              Называть произведения В.В. Бианки. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения.

              Проверка техники чтения



              Б.С. Житков «Про обезьянку».

              Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

              Называть произведения Б.С. Житкова. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.



              Б.С. Житков «Про обезьянку».

              Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Участвовать в обсуждении.

              Читать выразительно и осознанно текст произведения, осуществлять выборочное чтение отрывков.



              В.Л. Дуров «Наша

              Жучка».

              Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

              Называть авторов, которые пишут о животных. Пересказывать рассказ своими словами, объяснять авторское и собственное отношение к персонажам.



              В.П. Астафьев «Капалуха».

              Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

              Называть авторов, которые пишут о животных. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.



              В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

              Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

              Называть авторов, которые пишут о животных.

              Поэтическая тетрадь 2 (5 часов)



              С.Я. Маршак «Гроза днём».

              Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

              Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Понимать художественно-выразительное значение звукописи.

              Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

              Рассмотрение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика. Определение эмоционального характера текста. Работа с вопросами по содержанию литературного текста.

              Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

              Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.



              С.Я. Маршак «В лесу над росистой

              поляной…».

              Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Озаглавливать произведение, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Заучивать стихи наизусть.

              Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).



              А.Л. Барто «В театре».

              Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать и воспринимать на слух тексты.

              Анализировать юмористическое стихотворение, выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.



              С.В. Михалков «Если».

              Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно.

              Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.



              Е.А. Благинина

              «Кукушка», «Котёнок».

              Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения.

              Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).

              Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (8 часов)



              Б.В. Шергин «Собирай по ягодке -

              наберёшь кузовок».

              Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

              Называть произведения русских писателей. Соотносить пословицы и содержание произведения. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

              Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

              Чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного.

              Соотношение названия произведения с его содержанием.

              Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.



              А.П. Платонов «Цветок на земле».

              Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

              Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения.



              А.П. Платонов «Ещё мама».

              Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

              Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение.



              А.П. Платонов «Ещё мама».

              Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

              Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из

              текста.



              М.М. Зощенко «Золотые слова».

              Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям.

              Называть особенности юмористического рассказа. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.



              М.М. Зощенко «Великие путешественники».

              Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

              Определять смысл произведения, уметь поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.



              Н.Н. Носов «Федина

              задача».

              Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Соотносить название с содержанием произведения.

              Называть произведения Н.Н. Носова. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.



              В.Ю. Драгунский «Друг детства».

              Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения.

              Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

              По страницам детских журналов (4часа)



              Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

              Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах.

              Называть детские журналы. Находить нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала.

              Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

              Смысловое чтение художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов.

              Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Рассмотрение разных способов выполнения заданий.

              Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.



              Г.Б. Остер «Вредные советы».

              Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста.

              Называть детские журналы. Находить нужную статью в журнале или рубрику; находить отличия книги и журнала; уметь поддержать диалог, вступить в дискуссию.



              Р. Сеф

              «Весёлые стихи».

              Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок.

              Называть детские журналы. Проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему.



              Создание сборника

              добрых

              советов.

              Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы).

              Называть детские журналы. Проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему.

              Проверка техники чтения

              Зарубежная литература (2 часа)



              Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

              Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

              Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику.

              Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

              Характеристика персонажей в опоре на текст.

              Смысловое чтение художественных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов.



              Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

              Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя).

              Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения.

              8. Описание учебно-методического материально-технического обеспечения образовательного процесса
              Литература для учителя:

              1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с СD-диском). В 2-х частях / Климова Л.Ф., Голованова М.В. и др. - М.: Просвещение, 2013
              2. Литературное чтение. Рабочие программы.1-4 классы/ Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2011.
              3. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс/ Стефаненко Н.А. - М.: Просвещение, 2012.
              Литература для учащихся:
              1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с СD-диском). В 2-х частях / Климова Л.Ф., Голованова М.В. и др. - М.: Просвещение, 2013
              2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. З класс. / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. - М.: Просвещение, 2013
              Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия - наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме); - словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов; - детские книги разных типов из круга детского чтения; - портреты поэтов и писателей. Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: - классная доска с креплениями для таблиц; - магнитная доска; - персональный компьютер с принтером; - мультимедийный проектор; - экспозиционный экран размером 150х150 см; Экранно-звуковые пособия - аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения; - видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности); - слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению; - мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. Оборудование класса - ученические столы двухместные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.; - настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала; - подставки для книг, держатели для схем и таблиц; - полки для «Уголка книг».

              28

              © 2010-2022