Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университетКонспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университетКонспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университетКонспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университетКонспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университетОткрытый урок по окружающему миру

Класс: 4-А Учитель: Петренко Л.П.

Тема: "Михайло Ломоносов - первый русский университет" Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России. Задачи урока:

  • учебная - способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
  • развивающая - способствовать развитию кругозора, умения делать вывод, коммуникативных способностей;
  • воспитательная - способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к творческим и одаренным людям.
Оборудование: презентация, документальный фильм о Ломоносове, учебники, тетради, кирпичи на магнитах для пирамиды истории, портреты русских царей, наборы для работы в группах, форматы А3, клей.

Ход урока I. Организационный момент - Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Покажите свое настроение жестами и мимикой. II. Мотивация, целеполагание

Начинается урок.
Он пойдет нам с вами впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтоб историю узнать. - Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите пирамиду истории, но кирпичи разбросаны. (Заполняют пирамиду). Какие цари правили в России в новое время? (Поставить в нужном порядке). Историю какого царя мы узнали на прошлом уроке?
Слайд «Тест».

  1. Прозвище Петра I в истории России?
а) огромный; б) великий; в) кровавый.
  1. Фамилия Петра I.
а) Романов; б) Рюрик; в) Минин.
  1. Петр сел на престол в возрасте?
а) 14 лет; б) 8 лет; в) 10 лет.
  1. Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла?
а) замок; б) собор; в) дворец.
  1. В устье какой реки была построена морская Крепость Кронштадт?
а) Нил; б) Днепр; в) Нева.
  1. Как назывался полк молодого царя?
а) потешный; б) игровой; в) рыцарский.
  1. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царем?
а) брат Федор; б) боярская дума; в) царевна Софья.
  1. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург?
а) болота; б) горы; в) ледники.
  1. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?
а) порт; б) верфь; в) пристань. Взаимопроверка - ключ 1б, 2а, 3в, 4б, 5в, 6а, 7в, 8а, 9б.

III. Постановка проблемы - Пришло время узнать следующего за Петром императора, а точнее…(начало фильма о Ломоносове, повествует о восшествии на престол Елизаветы). Учитель ставит на пирамиду истории портрет Елизаветы. - Но наш урок посвящен не этой императрице. Давайте вспомним слова Н.Некрасова: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик». О ком они? (Слайд презентации) - Тема нашего сегодняшнего урока: «Михайло Васильевич Ломоносов - первый русский университет». Слайд «Михайло Васильевич Ломоносов - первый русский университет» Рефлексия: - Как вы думаете, почему так назвал Ломоносова А.С. Пушкин? (Обучающиеся выдвигают свои теории) - Однако прежде чем окончательно ответить на данный вопрос, мы послушаем, что расскажет нам фильм (продолжение о детстве и юности Ломоносова) и узнаем, что сообщает учебник. IV. Работа по учебнику. - Откройте учебник на стр. 102 со слов «Нелегко пришлось…» (2 абзаца). Так в каких науках преуспел «архангельский мужик»? Предлагаю более подробно узнать о достижениях этого великого человека. Работать будем по схеме прошлого урока - выпускаем мини-газеты в группах. 1-я группа: Достижения Михаила Ломоносова в физике 2-я группа: Великий химик - Михайло Ломоносов 3-я группа: Вклад М.Ломоносова в развитие геологии 4-я группа: Постижение астрономии Михаилом Ломоносовым 5-я группа: Михайло Ломоносов - в географии 6-я группа: Историк - М.В.Ломоносов 7-я группа: Ломоносов - поэт и ритор 8-я группа: Художник - Михайло Ломоносов V. Работа в группах Обучающиеся получают наборы информации и иллюстраций и выбирают необходимые для своей темы, располагают на листе А3 и приклеивают. Необходимо продумать презентацию работы группы: главные слова, стихотворение, высказывание и т.п. Вывод: не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. VI. Итог урока. Рефлексия. - Какое открытие вы сделали на этом уроке? - Почему Ломоносова назвал А.С. Пушкин нашим русским университетом? - Что для вас было самым интересным на уроке? - О чем захотелось еще узнать? - Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? (Самооценка) Анализ эмоционального состояния - оценить еще раз. VII. Домашнее задание - В ХVIII веке в России быстро развивалась наука. Какие еще ученые, поэты, художники, музыканты жили и творили в те времена? Приготовить сообщения об этих людях (для желающих). С.101 - 104 (вопросы, план) В помощь учителю:
  1. Бердинских В.А., Бердинских М.Л. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов. - М.: Баласс, 2005.
  2. Что такое. Кто такой: т. 2. - 3-е изд., - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  3. Окружающий мир. 4 класс: Занимательные материалы к урокам/ авт.-сост. Г.Н. Решетникова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Информационные технологии на уроках окружающего мира в 4-м классе по теме "Ломоносов Михаил Васильевич", Менжаева Тамара Алексеевна, учитель начальных классов.

Приложение

  1. Задания-тексты для групп:

Открытия М.В.Ломоносова в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде… Литераторы посвящали жизни и творчеству М.В. Ломоносова свои стихи. Так пишет о Ломоносове в своем сонете С.И. Стромилов:

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.
Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

«С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим». В.Г.Белинский

«Ломоносов был первым образователем нашего языка, первый открыл в нем изящность, силу и гармонию…»

Н.М.Карамзин Открытия М.В.Ломоносова в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений. Главное дело в жизни Ломоносова - создание первого русского университета. Он открылся в 1755 году в Москве. Наука благодаря этому стала развиваться в России гораздо быстрее. Теперь не нужно было ездить за границу, чтобы получить знания и стать ученым.

«Да, велико его значенье -

Он, верный русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему».

Ф.Тютчев

«…Первый русский ученый в европейском смысле этого слова был Ломоносов - естествоиспытатель». Д.И.Менделеев

«Всякое прикосновение к любезной его сердцу России, на которую он глядит под углом ее сияющей будущности, исполнены его силы чудотворной».

Н.В.Гоголь

Открытия М.Ломоносова в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физической химии».

В своей химической лаборатории Ломоносов провел много опасных опытов, достигнув интересных результатов. Даже дома он делал смелые опыты с электрической машиной. Его друг, профессор Рихман, погиб от электрического разряда, повторяя опыт Ломоносова.

«Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела». Б.Шергин - северный писатель.

«Факел учености на Руси зажег крестьянский сын из-под Холмогор Михайло Ломоносов». Ф.А.Абрамов

Открытия М.Ломоносова в области астрономии:

а) в 1761 году предположил наличие атмосферы на Венере;
б) построил телескоп. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учеными подводному горному хребты в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов. Центральная городская библиотека носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. А.С.Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, художник и стихотворец - он все испытал, все проник».
Открытия Ломоносова в области географии:

а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию;
г) вывел теорию возникновения металлов и минералов;
д) «О причине землетрясения». М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. В 1961 году отмечая большие заслуги основоположника отечественной науки, академик М.В. Келдыш писал: "Ломоносов - это целая эпоха в истории отечественной науки и культуры. Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит так же и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа показав на личном примере на какие подвиги способны люди ради Родины…" Открытия М.В.Ломоносова в области истории:

а) закончил 1-й том Российской истории;
б) составил «Краткий летописец с родословием». Первое здание университета стало на месте нынешнего Исторического музея. Над главным входом возвышалась башня с высоким штилем, на котором сидел орел. В праздники здесь устраивались пышные фейерверки. В университете тогда работало всего десять профессоров. Было три факультета: юридический, медицинский и философский. Ломоносов очень любил университет и заботился о нем. Однажды главный университетский куратор Иван Иванович Шувалов, сам много сделавший для открытия университета, поспорил с Ломоносовым и пригрозил ему отставкой. «Ничего не получится, - смело ответил ученый. - Разве что университет от меня отставите, в меня от университета никогда!» Сегодня Московский государственный университет носит имя своего основателя, гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Большой клад в развитие изобразительного искусства внес Ломоносов как художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств. Им построена целая фабрика по изготовлению цветного стекла - одна из лучших в Европе. Современные художники в своих картинах также запечатлели образ Ломоносова и в январе 2005 года - ровно 250 лет со дня основания М.В. Ломоносовым Московского государственного университета, университету был подарен мозаичный портрет М.В.Ломоносова. Панно выполнено в уникальной технике - "Эмалевая мозаика Андрея Манджоса". При создании произведения было использовано 13650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Сюжет мозаики символичен. Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник-мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором учёный и художник изображён на фоне его знаменитой мозаики - "Полтавская баталия". Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым. «В мозаичных портретах и картинах, можно сказать, синтезировался весь Ломоносов с его глубокими и конкретными химическими знаниями, техническим уменьем , оптической и художественной зоркостью к цвету». С.И.Вавилов
Открытия М.В.Ломоносова в области геологии: В России минералогия начала бурно развиваться при Петре I с расширением горного дела, развитием горного промысла в России, изучением и освоением её природных богатств. Способствовала этому организация в 1725 году Академии наук и деятельность выдающегося русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Им был подготовлен проект минералогического изучения страны. Он предложил классификацию минералов, основанную на физических и химических признаках, выделяя восемь классов. Когда Ломоносов вернулся на родину из Германии, правитель канцелярии Российской Академии наук поручил ему составление « Каталога камней и окаменелостей», находящихся в Минералогическом кабинете Кунсткамеры. Это занятие стало первым шагом Ломоносова в геологической науке. В развитие этих наук Ломоносов внёс большой вклад. В работах по геологии чётко сформулирована теория эволюции, лежащая в основе всех явлений природы. Великий учёный показал, что история нашей планеты представляет собой постоянный процесс эволюции. Ломоносов изучал причины и природные последствия сейсмических катастроф. Он сделал первую в истории науки попытку определить глубину очагов землетрясения, то есть толщину земной коры. Учёный изложил важные идеи в строении кристаллов. Он сформулировал закон о постоянстве углов кристаллов для различных кристаллических веществ. Его мысли о природе кристаллов были подтверждены наукой 19-20 веков. Современные геологи признают новизну и смелость геологических идей Ломоносова, считают его основоположником нового этапа в развитии отечественной геологии.













Древний мир









Средневековье



Новое время









Новейшее время






до V века н.э.









с V века по XV век

c 1500г. по 1900г.









XX век - сейчас


Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет

Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет

Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет



Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет

Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет



Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет

Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет





Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет

Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет


Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университет Достижения Михаила Ломоносова в физике Великий химик - Михайло Ломоносов Вклад М.Ломоносова в развитие геологии Постижение астрономии Михаилом Ломоносовым Михайло Ломоносов - в географии Историк - М.В.Ломоносов Ломоносов - поэт и ритор Художник - Михайло Ломоносов

Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университетКонспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университетКонспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университетКонспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов - первый русский университетСамоанализ открытого урока Урок окружающего мира был проведён в 4-А классе 10.03.2016 г. Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Михайло Ломоносов - первый русский университет», пятый урок в разделе «Страницы истории России». По типу урока - это урок открытия нового знания при использовании проблемно-диалогической и проектной технологий. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

· выделять в тексте главное в соответствии с данной темой проекта;

· организовывать работу в группе по алгоритму

ученик получит возможность научиться: · выбирать необходимые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; · участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик · проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу · понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные: ученик

· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· учится работать по предложенному учителем плану;

познавательные: ученик

· использует знако-символические средства при оформлении проекта; · делает выводы о результате совместной работы группы и себя; · составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные ученик · слушает и понимает речь других; · договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. 3.Использование современных образовательных технологий: проблемно-диалогической технологии, проектной технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

Содержание урока:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Этап

Результат

Форма достижения

1. Организационный этап

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Фронтальный диалог

2. Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Игра-пирамида

Тестовые задания

Взаимопроверка

3. Постановка учебной задачи

Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Формулировка учебной задачи как темы урока

Проблемный вопрос

Предположение

Работа со словарем

ИКТ

Работа с учебником

4. Открытие «нового» знания

Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

Сформулированное правило, представленное в форме проекта.

Исследовательская деятельность

Инструкция

Целеполагание

Чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание

Групповая работа

5. Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

Предъявление результата

Самоанализ

Вывод на основе предположений

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.

5


© 2010-2022