Урок с использованием ИКТ «Растительный и животный мир саванны»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








План-конспект

урока по курсу «Человек и мир»


Тема Растительный и животный мир саванны

Класс 3 «В»

Учитель Филипенко Н.М.









Тема Растительный и животный мир саванны Цель: предполагается, что к концу урока ученики будут знать представителей растительного и животного мира африканской саванны, владеть знаниями об их приспособленности к жизни в саванне Задачи: - организовать ситуации для планирования и осуществления проектной деятельности в условиях сотрудничества; - создать условия для совершенствования умения выделять главное, развития воображения, мышления, познавательного интереса учащихся; - способствовать воспитанию ответственности, культуры сотрудничества, целеустремленности Оборудование: физическая карта мира; тест, викторина; видеофильм («Энциклопедия КиМ»), энциклопедии, презентация, иллюстрационный материал, план действий, листики для игры «Данетка» Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

  1. Организационно-мотивациoнный этап
- Ребята, прочитайте девиз урока.

Девиз урока: Знания не даются человеку от рождения. Человек сам постигает

окружающий его мир в течение всей своей жизни.

- Как вы понимаете эти слова?

- Давайте познакомимся с планом урока. План урока: - вначале мы восхитимся нашими знаниями, а для этого проведем небольшой устный опрос, - потом потренируем наши мозг и воображение - попробуем ответить на вопрос: каков же растительный и животный мир саванн, - и наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное

ИЭтап проверки домашнего задания (дифференцированная работа) А. Тест (карточки)

ФБ. Викторина

  1. Животное, у которого трудно определить, где голова, а где хвост, любитель термитов и муравьев. (Муравьед)
  2. Насекомое, по виду напоминающее муравья, питается остатками растений. (Термит)
  3. Одна из самых длинный змей (достигает 10 м), убивает жертву, обвивая своим телом и сжимая, встречается в реке Амазонка. (Анаконда)
  4. Эти животные ведут древесный образ жизни. Цепкие (хватательные) хвосты используют в качестве дополнительной конечности. С помощью длинных конечностей и цепкого хвоста ловко передвигаются по деревьям, раскачиваясь на ветвях. (Обезьяны)
  5. Яркоокрашенные птицы. Среди них самый большой - ара. (Попугаи)
  6. Животное, получившее свое название из-за крайней медлительности и за то, что большую часть своей жизни проводит во сне. (Ленивец)
  7. Самые маленькие птички на земле, питающиеся нектаром растений. (Колибри)
  8. Хищная кошка, живущая в лесах Амазонии. (Ягуар)
- Какую природную зону характеризуют все эти представители? (Зона экваториальных лесов) - Почему она так называется? (Находится вдоль экватора) - Покажите ее на карте.
  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- Что такое материки? - Сколько материков на планете Земля? Перечислите их и покажите на физической карте. - Продолжите предложение «Самый большой материк - это…» - Какой материк самый холодный? - Материк, на котором расположена Республика Беларусь - … .
  1. Этап изучения нового материала
/Погружение в проект/
  1. Сообщение темы, постановка цели и задач
- Сегодня мы продолжим путешествие в отдаленные уголки Земли и отправимся на самый жаркий материк нашей планеты. Тема нашего урока «Животный и растительный мир саванн». Слово саванна происходит от испанского слова «сабана», что обозначает дикая равнина. Мы узнаем много о территории, которая отличается уникальным и разнообразным животным миром. О чем конкретно вы бы хотели узнать? Чему научиться? - Сегодня наша работа будет представлять собой проектную лабораторию. Для работы мы с вами разделимся на группы. Подойдите к столу и выберите одну их геометрических фигур. Сядьте в группы, согласно выбранным фигурам. - В течение урока мы попытаемся составить проект на тему «На африканских просторах, где живут самые большие, самые высокие, самые быстрые, самые зубастые…». Как я уже говорила, отправимся на самый жаркий материк нашей планеты. Кто знает, как он называется? (Показать Африку) - Это второй по величине (после Евразии) материк. Здесь находится одна из самых больших пустынь - Сахара. (Показать Сахару) - Африка известна также своими саваннами. Саванна - это территория между пустынями и тропическими лесами. Что вы знаете о погоде в экваториальных лесах? (До обеда светит солнышко, а после обеда идет дождь). - Саванны отличаются от экваториальных лесов тем, что осадки здесь выпадают неравномерно, поэтому здесь два времени года: влажное лето и сухая зима. (Показать на карте саванны Африки) (Открыть видео) Обратите внимание на растительность саванн: в основном, это травянистая растительность, деревья и кустарники встречаются очень редко. Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! - Где вы встречали такие слова? («Бармалей» К.И. Чуковский) - Почему маленькие дети получили такие рекомендации? Саванны Африки уникальны - здесь очень богатый и разнообразный животный мир. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне. По количеству видов растительного и животного мира на единицу площади саванны Африки не имеют себе равных. Здесь встречаются следующие животные (показать): фламинго, афр.марабу, орикс, крокодил, голубой гну, бегемот, венценосный журавль, великолепный ибис, зебра, афр.буйвол, слон, страус, импалы, бородавочник, земляная белка, афр.гриф, пятнистая гиена, желтый мангуст, канна, водяной козел, черная антилопа, лев, птица-секретарь, жираф, газели Томсона, шакал, гиеновая собака, гамадрил, бабуин, большой куду, леопард, гепард, мартышки-гусары, носорог, желтоклювый токо. /Планирование деятельности/
  • Вначале мы должны спланировать нашу деятельность. В нашей лаборатории будут работать 2 отдела, а в первом отделе - 2 рабочие группы:
1 отдел - информационный; 2 отдел - отдел досуга - Наша общая задача - собрать как можно больше материала по теме «Африканская саванна». Итак, 1 отдел - отдел информационный, он состоит из 2 групп: 1 группа (ученые-географы). Ваша задача состоит в том, чтобы узнать как можно больше из различных источников о расположении саванн, климате (погоде) в них. Ответить на вопросы, которые содержатся в карте-опроснике:
  • где располагаются саванны?
  • какой в них климат?
  • какие поры года там бывают?
  • как погода отражается на растительности?
  • какие растения произрастают?
  • какие деревья встречаются в саваннах?
  • как деревья и кустарники приспособились к засушливому периоду?
  • как приспособились к выживанию в условиях засухи животные саванн?
  • почему животный мир саванн разнообразен?
2 группа (зоологи) Ваша задача - собрать как можно больше материала о животных саванны, их повадках, приспособлении к жизни в саванне. Каждый член группы собирает материал хотя бы по одному животному. У вас есть картинки с изображением животных, вы выберите себе понравившееся животное, причем животное саванны, и соберете о нем материал, пользуясь планом действий. План действий:
  1. животное саванны,
  2. описание животного,
  3. повадки,
  4. приспособление к жизни
2 отдел - отдел досуга. Ваша задача заключается в подборе загадок, составлении кроссвордов на тему «Африканская саванна». Вспомните, чему научились на факультативе, в какие игры играем на уроках, придумайте свои игры, в общем, любой занимательный материал, можно даже составить задачи. Вот ваш план действий. План действий:
  1. подобрать загадки,
  2. составить классический кроссворд,
  3. составить венгерский кроссворд - филворд,
4) подобрать игры («Слово в слове», «Имя в слове», «Лови ошибку»), 5) составить задачи - В процессе работы вы можете использовать материал учебника, дополнительные источники, а также материал, который я приготовила для вас. Причем, все, что вам нужно, имеется у вас на столе. - Реализовывать проект будем через создание коллективного информационного бюллетеня, который будет представлен на следующем уроке. А сегодня в конце урока мы представим мини-проекты. /Осуществление деятельности по решению проблемы/ - Задание всем понятно? Приступаем к работе. Учащиеся работают в группах. Физкультминутка (песня «Ужасно интересно все то, что неизвестно»)
  1. Этап закрепления изученного материала
Отчет о проделанной работе, «защита» проектов
  1. Этап контроля и самоконтроля
Игра «Данетка»
  1. Самые большие пространства саванны занимают в Австралии. (-)
  2. Здесь всего две поры года - лето и зима. (+)
  3. Деревья в саваннах чаще всего высокорослые. (-)
  4. Высота травянистых растений достигает 3 и более метров. (+)
  5. Из-за обилия пищи животный мир богат и разнообразен. (+)
Проверка правильности выполнения теста (по эталону)
  1. Этап подведения итогов
- А сейчас подведем итог нашей деятельности. - Достигли вы поставленных целей? Что вам в этом помогло? - Что из того, что вы сегодня узнали, вас особенно удивило? - Проект называется «На африканских просторах, где живут самые большие, самые высокие, самые быстрые, самые зубастые…». Давайте попробуем выделить из самых-самых самого - самого… (большой - слон, высокий - жираф, быстрый - гепард, зубастый - крокодил).
  1. Этап информации о домашнем задании
Прочитать статьи на стр.96-100 учебника, дополнить свой материал, составить викторину (по желанию).

  1. Этап рефлексии
Игра «Продолжи предложение»

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

(Вернуться к девизу урока)



© 2010-2022