- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кочергина О.А. |
Дата | 21.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1. направлены на достижение конкретных целей;
2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4. в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
· умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
· способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
· формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Этапы проектной деятельности в начальной школе:
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
· поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
· развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения этих задач используются следующие формы и виды деятельности:
· в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;
· во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.
Для учащихся 1 класса предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа.
Для реализации программы необходимо наличие компьютера, мультимедиа, дидактических материалов, памяток. Форма организации занятий :урочная, внеурочная (викторины, познавательные игры, познавательные беседы, дидактический театр, общественный смотр знаний, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)). Форма взаимодействия участников группы:: индивидуально, фронтально, в группах, под руководством учителя.
Содержание программы
Последовательность работы над проектом
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект? 1. Сделать подарок. 2. Подготовиться к празднику. 3. Что-то другое…
Что будем делать?
-
Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
-
Определяем конструкцию изделия.
-
Подбираем подходящие материалы.
-
Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
-
Выбираем лучший вариант.
Как делать?
-
Подбираем технологию выполнения.
-
Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
-
Подбираем инструменты.
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел
-
Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
-
Изготавливаем изделие.
-
Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
Что делали
и как?
-
Что решили делать и для чего.
-
Как рождался образ объекта.
-
Какие проблемы возникали.
-
Как решались проблемы.
-
Достигнут ли результат.
Информационный проект
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект? 1. Выступить перед школьниками. 2. Выступить перед взрослыми. 3. Что-то другое…
Что будем
делать?
-
Обсуждаем и выбираем тему(-ы).
-
Определяем форму подачи информации (сообщение, доклад, альбом, стенгазета, компьютерная презентация).
-
Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления.
-
Выбираем лучший вариант.
Как делать?
-
Решаем, где искать информацию.
-
Продумываем возможные проблемы и их решение.
-
Подбираем материалы, инструменты, технические средства.
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел
-
Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте).
-
Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии).
-
Оформляем информационный проект.
-
Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформление).
3-й этап. Защита проекта
Что делали
и как?
-
Что решили делать и для чего.
-
Как работали над замыслом.
-
Какие проблемы возникали.
-
Как решались проблемы.
-
Достигнут ли результат.
Результаты 1 года занятий в кружке
Приобретение школьником социальных знаний. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
Получение опыта самостоятельного социального действия.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Формы и особенности организации
Продукт проекта
Дата проведения
Семейная культура:
план
факт
1-3
Моя родословная
3
индивидуальная
Схема «Генеологическое древо»
4-5
Наш семейный альбом
2
индивидуальная
Фотовыставка
6-7
Рецепты домашней кухни
2
индивидуальная
Стенгазета
8-10
Семейные путешествия
3
индивидуальная
Альбом
11-13
Мир наших увлечений
3
индивидуальная
Презентация
Саратов - моя малая Родина
14-16
Имена родного края
3
Индивидуальная, групповая
Стенгазета
17-19
История в названиях рек, озёр
3
Индивидуальная, групповая
Сочинение
20-23
Города нашего края
4
Индивидуальная, групповая
Альбом
24-26
Чьё имя носит моя улица?
3
Индивидуальная, групповая
Сочинение
27-29
Музей моего земляка
3
Индивидуальная, групповая
Стенгазета
30-31
Памятники города
2
Индивидуальная, групповая
Презентация
32-33
Культура и традиции края
2
Индивидуальная, групповая
Альбом
Список литературы:
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. - М. : Просвещение, 2009
3. Планируемые результаты начального общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение 2009
5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.- 2 изд. - М. : Просвещение 2010
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
7. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
8. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.