- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зеленская И.А. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШАХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 »
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я- исследователь»
2 класс
на 2012 - 2013 учебный год
Разработана: Зеленской И.А.
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
п. Шаховская 2012 год.
Пояснительная записка Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Я - исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я - исследователь» для младших школьников». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.
Общая характеристика программы Предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Объём курса 34ч из расчета 1 ч в неделю. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса «Я - исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
-
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
2 класс
-
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
-
пересказывать подробно и выборочно;
-
выделять главную мысль на основе анализа текста;
-
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
-
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
-
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
-
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
Учебно - тематическое планирование.
Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)
№
Тема
Кол-во часов
Дата 1 Что можно исследовать? Формулирование темы.
1
2-3 Как задавать вопросы? Банк идей.
2
4-5 Тема, предмет, объект исследования.
2
6-7 Цели и задачи исследования.
2
8-9 Учимся выделять гипотезы.
2
10-13 Организация исследования. (практическое занятие.)
4
14-17 Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.
4
18-19 Коллекционирование.
2
20 Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
1
21-22 Сообщение о своих коллекциях.
2
23 Что такое эксперимент.
1
24
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
1
25-27 Сбор материала для исследования.
3
28-29 Обобщение полученных данных.
2
30 Как подготовить результат исследования.
1
31 Как подготовить сообщение.
1
32 Подготовка к защите. (практическое занятие.)
1
33 Индивидуальная консультация.
1
34 Подведение итогов. Защита.
1
Итого 34 часа
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования - 2ч Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Тема 6-7. Цели и задачи исследования - 2ч. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос - зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: "Давайте вместе подумаем", "Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?", "Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей" и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) - 4ч. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем - 4ч. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: "Назови все особенности предмета", "Нарисуй в точности предмет", "Парные картинки, содержащие различие", "Найди ошибки художника". Знать: - метод исследования - наблюдение Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч. Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях - 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях. Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях - 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: "Учимся анализировать", "Учимся выделять главное", "Расположи материал в определенной последовательности".
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу "Что сначала, что потом", "Составление рассказов по заданному алгоритму" и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: "Что такое защита", "Как правильно делать доклад", "Как отвечать на вопросы".
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Оборудование и кадровое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по проектной технологии.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: • действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; • обозначится граница исследования; • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; • поведется последовательно исследование; • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); • проанализируются и обобщатся полученные материалы; • подготовится отчет - сообщение по результатам исследования; • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; • простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей; • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; • организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное; • продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%; • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%; • создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; • сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ! • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
-
альбом,
-
газета,
-
гербарий,
-
журнал, книжка-раскладушка,
-
коллаж,
-
коллекция,
-
костюм,
-
макет,
-
модель,
-
музыкальная подборка,
-
наглядные пособия,
-
паспарту,
-
плакат,
-
план,
-
серия иллюстраций,
-
сказка,
-
справочник,
-
стенгазета,
-
сувенир-поделка,
-
сценарий праздника,
-
учебное пособие,
-
фотоальбом,
-
экскурсия
Литература
Для учителя
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
-
Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
-
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
-
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
-
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
9