- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по окружающему миру на тему
Конспект по окружающему миру на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сушкова Т.Г. |
Дата | 12.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«ЭКОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ»
Уроки разработаны: учителем школы № 28 Сушковой Т.Г.
ТЕМА: «Поможем зимующим птицам»
ЦЕЛЬ: познакомить ребят с зимующими птицами; работать над речью учащихся, развивать доброе, ответственное чувство к братьям своим меньшим; прививать любовь ко всему живому и природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации, макеты птиц; тетради, кроссворды, индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА: I ОРГАНИЗАЦИЯ НА РАБОТУ
II ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕНОГО
- О каком времени года эти строки?Тихо - тихо в лесу Только листья шуршат Пожелтела трава Золотыми становятся листья (осень)
- Какое сегодня число?
Сегодня осень прощается с нами. И по календарю в свои права вступает Зимушка-зима. - Какие вы знаете зимние месяцы?
ДЕКАБРЬ входят дети в костюмах месяцев и говорят стихи. каждый о ЯНВАРЬ своем месяце
ФЕВРАЛЬ
- Мы с вами живем в Крыму, а потому сразу изменения в природе увидеть не сможем. 22. 12 будет самый короткий день 5. 50 мин. Запомните это. - Но, а пока еще осень с нами. Давайте вспомним по каким приметам мы узнавали, что наступила осень (говорят дети) - Подумайте и скажите какие изменения происходят в жизни насекомых? - По каким признакам мы узнаем насекомых?
III РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
- Попрятались насекомые, что же произошло с птицами? - Что для птиц страшнее - голод или холод? - Подумайте, почему одни птицы улетели, а другие остались с нами зимовать? (отвечают дети, дополняет учитель)
Игра "Узнайте нас"
- Сейчас я вам читаю загадку, а вы делайте движение рук: улетели, остались. На доске: слова и иллюстрации Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (синичка) Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет, А голос все же свой имеет. На шесте дворец, во дворце певец. (скворец) Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. Как зовут меня?… (снегирь) Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока) У нее глаза большие Хищный клюв - всегда крючком По ночам всегда летает, Спит на дереве лишь днем. (сова) ДЯТЕЛ ВОРОБЕЙ СИНИЦА СНЕГИРЬ СОРОКА- Ребята, кто из вас видел этих птиц и где? - Познакомимся с ними? (иллюстрация воробья и карточка с описанием)
Отважный, хороший семьянин. Питается стайкой «чирик - чик - чик» и все летят к нему. (иллюстрация дятла и карточка с описанием)
Дятел - древесная птица. Он передвигается по деревьям, долбит длинным толстым клювом кору из-под которой длинным языком достает жуков --короедов и личинки (деток жика). Дятла называют лесным доктором. Почему? Зимой за дятлом летает целая стайка синиц, они кормятся рядом с ним. Дятел не все семена из шишек выклевывает, синицы доклюют, он раздолбит трухлявое дерево и синицам жучок останется. Идешь по лесу и слышишь «трр - тук - тук - трр» - это дятел работает.
Рассказ учителя о синичках (иллюстрация синички и карточка с описанием)
(Хрестоматия с 229)
ФИЗМИНУТКА.
Рассказ учителя о клестах (иллюстрация клеста и карточка с описанием) Рассказать о строении клюва, о том, как они вынимают прутья из тернового венка Христа, а вот гвозди им не под силу. У одной только этой птицы птенцы рождаются зимой.
Ветер, снег, а папа-клест сидит на ветке и поет: «Что нам ветер? Что нам снег? У меня птенцы закаленные!»
(иллюстрация синчки и карточка с описанием) Эта тица - красрвица. В питании очень аккуратен. Сядет на куст рябины сорвет ягодку, раздавит коротким клювом и съест только семяТрудно птицам зимой добывать корм в мороз в снегу, вот некоторые из них и летят поближе к жилью человека.
- Каких птиц вы видели возле своего дома, школы, в парке?
- А как Вы бы могли уже помочь этим птицам?
МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ,
МЫ СТОЛОВУЮ ОТКРЫЛИ.
ПРИЛЕТАЙТЕ, ДРУЗЬЯ,
ПООБЕДАТЬ СЮДА!
(Работа в тетрадях-учебниках Л. В. ТАРАСОВА. ПЕРВЫЙ СНЕГ)
(дополнительно работают по таблице - 6).
IV. ИТОГ УРОКА.
- О ком говорили на уроке?
- (ученик читает загадку , а дети узнают о какой птице говорится, показывая ее на ллюстрации)
- Ребята, ,а как называются эти птицы?
- Вам понравился урок?
- ОЙ! ЧТО ЭТО! (стук в дверь)
ТЕЛЕГРАММА На подходе зимний месяц, трудно будет нам в лесу. Помогите! Не губите! Кормушки смастерите, корма для нас запасите. Будем Вам благодарны. Весной услышите наше пение, будут радовать Ваш глаз зеленые кусты и деревца. А осенью соберете богатый урожай яблок, персиков и груш. Полные корзины фруктов и ягод принесете домой. Мы об этом позаботимся. Ваши пернатые друзья.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - описать, нарисовать по выбору птицу. Приготовить сценку «Зимующие птицы говорят…..»
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕМА: ВОДА В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ. ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ. ЦЕЛЬ. Продолжить формировать понятие « вода», сформировать понятие о роли воды в природе , трех состояниях воды , свойствах воды ; продолжать формировать навыки исследовательской работы, географические навыки.
ТИП - комбинированный (предметный).
ОБОРУДОВАНИЕ: лед ( в блюдцах ), сахар, соль, мел,(чайная ложка) ,
2 колбы, Фильтровальная бумага, стакан с водой, сода.
ХОД УРОКА.
I ОРГАНИЗАЦИЯ НА РАБОТУ.
II ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА И ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.
- Сегодня на уроке мы поговорим об одном очень нужном для человека полезном ископаемом (объяснить кратко, что такое ископаемое).
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу
Даже камень источу.
(вода)
Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу
(вода)
- Где вы встречаете воду?
- К какой части природы относится вода? ( Н2О)
- А что вы знаете о воде? (говорят дети) Учитель: На нашей планете Земля, очень много воды. Это моря, озера, реки, океаны ( на карте и глобусе это голубой и синий цвет)
показать на карте Вода везде: в воздухе, почве, под землей, облака в небе - это вода, ледники в горах- это вода. Вода входит в состав всех живых организмов. В человеке воды больше половины его веса, а вот всеми любимый огурец полностью состоит из воды. Вода - это жизнь. Человек может прожить без воды несколько дней. Если вдруг исчезнет вода, то жизнь на Земле прекратится ,так как погибнет все живое ,а это… (говорят дети) ВЫВОД: Вода - богатство Земли. Она необходима для жизни всех живых организмов.
СВОЙСТВА Н2О (воды) в живой и неживой природе:
ВОДА
Жидкая Твердая Газообразная
Дождь снег водяной пар
Туман лед невидимый
Роса иней
Град
ОПЫТ. В стакан опустить мел, песок, глина - что увидели? (не растворились).
-
Как назовем эти вещества? (нерастворимыми).
ОПЫТ 2. В стакан с водой опускаем кристаллики марганцово-кислого калия. И мешаем ….. - Куда исчезли кристаллики?
- Какое свойство воды мы обнаружили?
- Какое значение имеет вода растворяя вещества в природе?
(говорят дети)
ОПЫТ 3. В стакан поставить палочку - видна она?
- Какое это свойство воды? (прозрачность)
ОПЫТ 4. Налить на дощечку, что увидели? (течет).
Вывод: вода текучая.
- Налить в сосуды разной формы воду.
- Что вы увидели? (Вода приобрела форму сосуда)
Вывод: У воды нет единой формы, она приобретает форму сосуда.
Жаркий день, что можно наблюдать над речкой вечером? (Туман).
- Что это такое? (говорят дети).
Делаем вывод - вода испаряется.
- Где в жизни можем наблюдать испарение?
- На плите кипит чайник, что наблюдаем? (туман). Почему он образовался?
(говорят дети)
- Зимой на одежде (воротничке) иней, а перед ртом - «туман» - Человек выделяет теплый воздух (газообразная вода) при плюсовой температуре + t
III. РАБОТА ПО ТЕТРАДИ УЧЕБНИКУ Л. В. ТАРАСОВА
(идет фронтальный разбор, а затем ребята выполняют работу в парах)
2-3 ученика работают у доски по таблице заполняя ее. Идет проверка работ индивидуально.
ВОДА
РАСТВОРИТЕЛЬ ПРОЗРАЧНАЯ, ТЕКУЧАЯ
ОПЫТ № 4 ОПЫТ № 1
БЕЗ ВКУСА, ЦВЕТА, РАСШИРЯЕТСЯ (замерзает),
ЗАПАХА, ФОРМЫ СЖИМАЕТСЯ
IV. ИТОГ УРОКА
- О чем мы говорили на уроке?
- Что узнали о воде?
- Понравился ли Вам наш урок?
- Я хочу сказать Вам спасибо, что Вы помогали мне на этом уроке.
-
Сегодня хорошо потрудились все, а за свой труд получаете подарок от водяной капельки.
-
А капельки не простые на них что-то написано.
-
Дети читают задание на своей капельке.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Написать небольшой рассказ о превращении воды, оформить книжку-малышку « ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ»
ТЕМА: ПЕРВЫЙ СНЕГ. ПУТЕШЕСТВИЕ СНЕЖИНКИ В ВОЗДУХЕ.
ЦЕЛЬ: Показать учащимся важность изучаемой темы. Познакомить ребят с образованием снежинок их различной формой. Развивать мышление, умение делать вывод в ходе разрешения проблем ситуаций. Воспитание наблюдательности, познавательного интереса к изучаемой теме, любви к художественному слову.
ОБОРУДОВАНИЕ: Выставка книг. Иллюстрации о зиме. Изготовленные снежинки различной формы (бумага).
Ножницы, белая бумага, тетради- учебники Л. В. ТАРАСОВА.
ХОД УРОКА
-
ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ ТЕМУ
Тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица, белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
(ЗИМА)
-Что же это за царица?
-О какой тройке говорится в загадке?
- Зачем зимой снег?
-
Великий русский поэт А.С.Пушкин так рассказал о приходе зимы в стихотворении «Вот север тучи нагоняет…(читает учитель или подготовленный ученик).
-
Вам нравится зима? Какое чувство вызывает у Вас приход зимы?
- Мы любим зиму не только за то, что она дарит нам веселые зимние игры, но и за ее великолепные пейзажи…(иллюстрации).
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
-
-Сегодня мы начинаем изучать необыкновенно интересную и загадочную тему. - Прочитайте ее название: « ЭТОТ ИЗМЕНЧИВЫЙ СНЕГ».
-
У Сергея Островского есть стихотворение, вот строчки из него:
А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал…
На свете нет тоски такой, которой снег бы не излечивал…
Он весь как музыка, в нем -тайна.
Идет снег… (картина « ПЕРВЫЙ СНЕГ»
Это зрелище всегда волнует
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится…
А завтра - твердый, плотный и т.д.
III. НАЧАЛО СКАЗОЧНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
-
Раскрыть все эти тайны нам поможет, а, впрочем , сами отгадайте, кто:
-
Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке (снежинка)
Вместе с ней мы начинаем открывать чудесные тайны снега.
Итак, сказка начинается
Сказка о чудесном путешествии снежинки
Жила - была на свете прекрасная и нарядная снежинка… А впрочем как это жила, ведь она еще не родилась.
-
Где рождается снежинка?
Гонял ветер облака и тучи по небу, а тут Мороз увидел тучку и стал ее студить.
-
Из чего состоит облако, тучка, туман? (из водяных паров)
Капельки сливались росли и уже собрались падать па землю дождем, как вдруг Мороз заморозил их, и к ним со всех сторон потянулись другие капли, которые застывали и превращались в льдинки, палочки, так получилась снежинка. Они все разные одна красивее другой.
Снежинки - если мы рассмотрим ее под микроскопом, ее под микроскопом, то увидим, что она построена из мелких льдинок, и в путь к земле она уже отправляется шестиконечной звездочкой. И множество падающих звездочек встают перед нашим взором как пушистый снег.
Пушистый снег выпадает при не большом морозе и полном отсутствии ветра.
Снег - что это такое? Это твердые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде скопления ледяных кристаллов.
-
Есть наука, которая изучает снег и лед. (Гляциология)
Ледяные кристаллики растут вдоль оси и образуют разные формы снежинок. Известно уже 5000 различных форм. Это - столбики, иглы, звезды.
Иногда к падающей снежинке может примерзнуть капелька Н2О, и тогда снежинка будет неправильной формы.
БЫВАЮТ ЛИ СНЕЖИНКИ ОДИНАКОВЫМИ? Нет! Каждая из них - это тончайшее искусство в природе. Но у них есть общее сходство (6 лучиков).
Если нет ветра, то падающие снежинки цепляются друг за друга и образуют СНЕЖНЫЕ ХЛОПЬЯ.
Скорость падения снежинок очень мала. Все зависит от ветра. Если скорость ветра большая, то снег падает с большей скоростью и это называется - ПУРГОЙ.
Когда снег переносится с места на место ветром - МЕТЕЛЬ.
КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?
- Мы знаем что между кристалликами - воздух, а это значит пустота. И вот эти места могут заполнить другие вещества, и он может быть желтый, если туда попадет песок. Однажды на землю выпал красный снег. Люди испугались и думали, что это к беде.
А снег был красный оттого, что там были крошечные красные водоросли. Вот какие бывают чудеса в природе.
Но мы любим наблюдать за тем как снежинки медленно кружатся в вальсе и покрывают нашу землю красивым, пушистым ковром.
IV. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Чтобы нашей снежинке не было скучно сделаем ей подружек. Но должны помнить, что одинаковых снежинок нет, а вот общее сходство есть.
(конструирование снежинок из бумаги) .
Выставка детских работ.
V. ИТОГ УРОКА
-Из чего рождаются снежинки?
-Кто из вас знает как называется наука изучающая снег и лед?
(давалось задание на дом) - ГЛЯЦИОЛОГИЯ.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Работа в тетрадях-учебниках Л. В. Тарасова. Раскрасить иллюстрацию в тетради.