Конспект по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«ЭКОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ»

Уроки разработаны: учителем школы № 28 Сушковой Т.Г.


ТЕМА: «Поможем зимующим птицам»


ЦЕЛЬ: познакомить ребят с зимующими птицами; работать над речью учащихся, развивать доброе, ответственное чувство к братьям своим меньшим; прививать любовь ко всему живому и природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации, макеты птиц; тетради, кроссворды, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА: I ОРГАНИЗАЦИЯ НА РАБОТУ

II ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕНОГО

- О каком времени года эти строки?
Тихо - тихо в лесу Только листья шуршат Пожелтела трава Золотыми становятся листья (осень)
- Какое сегодня число?

Сегодня осень прощается с нами. И по календарю в свои права вступает Зимушка-зима. - Какие вы знаете зимние месяцы?
ДКонспект по окружающему миру на темуЕКАБРЬ входят дети в костюмах месяцев и говорят стихи. каждый о ЯНВАРЬ своем месяце

ФЕВРАЛЬ


- Мы с вами живем в Крыму, а потому сразу изменения в природе увидеть не сможем. 22. 12 будет самый короткий день 5. 50 мин. Запомните это. - Но, а пока еще осень с нами. Давайте вспомним по каким приметам мы узнавали, что наступила осень (говорят дети) - Подумайте и скажите какие изменения происходят в жизни насекомых? - По каким признакам мы узнаем насекомых?

III РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

- Попрятались насекомые, что же произошло с птицами? - Что для птиц страшнее - голод или холод? - Подумайте, почему одни птицы улетели, а другие остались с нами зимовать? (отвечают дети, дополняет учитель)

Игра "Узнайте нас"

- Сейчас я вам читаю загадку, а вы делайте движение рук: улетели, остались. На доске: слова и иллюстрации Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (синичка) Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет, А голос все же свой имеет. На шесте дворец, во дворце певец. (скворец) Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. Как зовут меня?… (снегирь) Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока) У нее глаза большие Хищный клюв - всегда крючком По ночам всегда летает, Спит на дереве лишь днем. (сова) ДЯТЕЛ ВОРОБЕЙ СИНИЦА СНЕГИРЬ СОРОКА
- Ребята, кто из вас видел этих птиц и где? - Познакомимся с ними? (иллюстрация воробья и карточка с описанием)

Отважный, хороший семьянин. Питается стайкой «чирик - чик - чик» и все летят к нему. (иллюстрация дятла и карточка с описанием)

Дятел - древесная птица. Он передвигается по деревьям, долбит длинным толстым клювом кору из-под которой длинным языком достает жуков --короедов и личинки (деток жика). Дятла называют лесным доктором. Почему? Зимой за дятлом летает целая стайка синиц, они кормятся рядом с ним. Дятел не все семена из шишек выклевывает, синицы доклюют, он раздолбит трухлявое дерево и синицам жучок останется. Идешь по лесу и слышишь «трр - тук - тук - трр» - это дятел работает.

Рассказ учителя о синичках (иллюстрация синички и карточка с описанием)

(Хрестоматия с 229)

ФИЗМИНУТКА.

Рассказ учителя о клестах (иллюстрация клеста и карточка с описанием) Рассказать о строении клюва, о том, как они вынимают прутья из тернового венка Христа, а вот гвозди им не под силу. У одной только этой птицы птенцы рождаются зимой.
Ветер, снег, а папа-клест сидит на ветке и поет: «Что нам ветер? Что нам снег? У меня птенцы закаленные!»


(иллюстрация синчки и карточка с описанием) Эта тица - красрвица. В питании очень аккуратен. Сядет на куст рябины сорвет ягодку, раздавит коротким клювом и съест только семяТрудно птицам зимой добывать корм в мороз в снегу, вот некоторые из них и летят поближе к жилью человека.
- Каких птиц вы видели возле своего дома, школы, в парке?

- А как Вы бы могли уже помочь этим птицам?

МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ,

МЫ СТОЛОВУЮ ОТКРЫЛИ.

ПРИЛЕТАЙТЕ, ДРУЗЬЯ,
ПООБЕДАТЬ СЮДА!

(Работа в тетрадях-учебниках Л. В. ТАРАСОВА. ПЕРВЫЙ СНЕГ)

(дополнительно работают по таблице - 6).


IV. ИТОГ УРОКА.

- О ком говорили на уроке?

- (ученик читает загадку , а дети узнают о какой птице говорится, показывая ее на ллюстрации)

- Ребята, ,а как называются эти птицы?

- Вам понравился урок?

- ОЙ! ЧТО ЭТО! (стук в дверь)



ТЕЛЕГРАММА На подходе зимний месяц, трудно будет нам в лесу. Помогите! Не губите! Кормушки смастерите, корма для нас запасите. Будем Вам благодарны. Весной услышите наше пение, будут радовать Ваш глаз зеленые кусты и деревца. А осенью соберете богатый урожай яблок, персиков и груш. Полные корзины фруктов и ягод принесете домой. Мы об этом позаботимся. Ваши пернатые друзья.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - описать, нарисовать по выбору птицу. Приготовить сценку «Зимующие птицы говорят…..»
ПРИЛОЖЕНИЕ Конспект по окружающему миру на тему











ТЕМА: ВОДА В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ. ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ. ЦЕЛЬ. Продолжить формировать понятие « вода», сформировать понятие о роли воды в природе , трех состояниях воды , свойствах воды ; продолжать формировать навыки исследовательской работы, географические навыки.

ТИП - комбинированный (предметный).


ОБОРУДОВАНИЕ: лед ( в блюдцах ), сахар, соль, мел,(чайная ложка) ,

2 колбы, Фильтровальная бумага, стакан с водой, сода.


ХОД УРОКА.


I ОРГАНИЗАЦИЯ НА РАБОТУ.


II ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА И ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.


- Сегодня на уроке мы поговорим об одном очень нужном для человека полезном ископаемом (объяснить кратко, что такое ископаемое).

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу.

(вода)


Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу

(вода)

- Где вы встречаете воду?

- К какой части природы относится вода? ( Н2О)

- А что вы знаете о воде? (говорят дети) Учитель: На нашей планете Земля, очень много воды. Это моря, озера, реки, океаны ( на карте и глобусе это голубой и синий цвет)

показать на карте Вода везде: в воздухе, почве, под землей, облака в небе - это вода, ледники в горах- это вода. Вода входит в состав всех живых организмов. В человеке воды больше половины его веса, а вот всеми любимый огурец полностью состоит из воды. Вода - это жизнь. Человек может прожить без воды несколько дней. Если вдруг исчезнет вода, то жизнь на Земле прекратится ,так как погибнет все живое ,а это… (говорят дети) ВЫВОД: Вода - богатство Земли. Она необходима для жизни всех живых организмов.

СВОЙСТВА Н2О (воды) в живой и неживой природе:

Конспект по окружающему миру на темуКонспект по окружающему миру на темуКонспект по окружающему миру на темуВОДА


Жидкая Твердая Газообразная

Дождь снег водяной пар

Туман лед невидимый

Роса иней

Град


ОПЫТ. В стакан опустить мел, песок, глина - что увидели? (не растворились).

  • Как назовем эти вещества? (нерастворимыми).


ОПЫТ 2. В стакан с водой опускаем кристаллики марганцово-кислого калия. И мешаем ….. - Куда исчезли кристаллики?

- Какое свойство воды мы обнаружили?

- Какое значение имеет вода растворяя вещества в природе?

(говорят дети)

ОПЫТ 3. В стакан поставить палочку - видна она?

- Какое это свойство воды? (прозрачность)


ОПЫТ 4. Налить на дощечку, что увидели? (течет).

Вывод: вода текучая.

- Налить в сосуды разной формы воду.

- Что вы увидели? (Вода приобрела форму сосуда)

Вывод: У воды нет единой формы, она приобретает форму сосуда.

Жаркий день, что можно наблюдать над речкой вечером? (Туман).

- Что это такое? (говорят дети).

Делаем вывод - вода испаряется.

- Где в жизни можем наблюдать испарение?

- На плите кипит чайник, что наблюдаем? (туман). Почему он образовался?

(говорят дети)

- Зимой на одежде (воротничке) иней, а перед ртом - «туман» - Человек выделяет теплый воздух (газообразная вода) при плюсовой температуре + t

III. РАБОТА ПО ТЕТРАДИ УЧЕБНИКУ Л. В. ТАРАСОВА

(идет фронтальный разбор, а затем ребята выполняют работу в парах)

2-3 ученика работают у доски по таблице заполняя ее. Идет проверка работ индивидуально.

Конспект по окружающему миру на темуКонспект по окружающему миру на темуКонспект по окружающему миру на темуКонспект по окружающему миру на тему ВОДА



РАСТВОРИТЕЛЬ ПРОЗРАЧНАЯ, ТЕКУЧАЯ

ОПЫТ № 4 ОПЫТ № 1


БЕЗ ВКУСА, ЦВЕТА, РАСШИРЯЕТСЯ (замерзает),

ЗАПАХА, ФОРМЫ СЖИМАЕТСЯ


IV. ИТОГ УРОКА

- О чем мы говорили на уроке?

- Что узнали о воде?

- Понравился ли Вам наш урок?

- Я хочу сказать Вам спасибо, что Вы помогали мне на этом уроке.

  • Сегодня хорошо потрудились все, а за свой труд получаете подарок от водяной капельки.

  • А капельки не простые на них что-то написано.

  • Дети читают задание на своей капельке.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать небольшой рассказ о превращении воды, оформить книжку-малышку « ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ»



ТЕМА: ПЕРВЫЙ СНЕГ. ПУТЕШЕСТВИЕ СНЕЖИНКИ В ВОЗДУХЕ.

ЦЕЛЬ: Показать учащимся важность изучаемой темы. Познакомить ребят с образованием снежинок их различной формой. Развивать мышление, умение делать вывод в ходе разрешения проблем ситуаций. Воспитание наблюдательности, познавательного интереса к изучаемой теме, любви к художественному слову.

ОБОРУДОВАНИЕ: Выставка книг. Иллюстрации о зиме. Изготовленные снежинки различной формы (бумага).

Ножницы, белая бумага, тетради- учебники Л. В. ТАРАСОВА.

ХОД УРОКА

  1. ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ ТЕМУ

Тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица, белоока, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

(ЗИМА)

-Что же это за царица?

-О какой тройке говорится в загадке?

- Зачем зимой снег?

  • Великий русский поэт А.С.Пушкин так рассказал о приходе зимы в стихотворении «Вот север тучи нагоняет…(читает учитель или подготовленный ученик).

  • Вам нравится зима? Какое чувство вызывает у Вас приход зимы?

- Мы любим зиму не только за то, что она дарит нам веселые зимние игры, но и за ее великолепные пейзажи…(иллюстрации).

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

  1. -Сегодня мы начинаем изучать необыкновенно интересную и загадочную тему. - Прочитайте ее название: « ЭТОТ ИЗМЕНЧИВЫЙ СНЕГ».

  2. У Сергея Островского есть стихотворение, вот строчки из него:

А я все гладил снег рукой,

А он все звездами отсвечивал…

На свете нет тоски такой, которой снег бы не излечивал…

Он весь как музыка, в нем -тайна.

Идет снег… (картина « ПЕРВЫЙ СНЕГ»

Это зрелище всегда волнует

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится…

А завтра - твердый, плотный и т.д.

III. НАЧАЛО СКАЗОЧНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

  • Раскрыть все эти тайны нам поможет, а, впрочем , сами отгадайте, кто:

  • Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке (снежинка)

Вместе с ней мы начинаем открывать чудесные тайны снега.

Итак, сказка начинается

Сказка о чудесном путешествии снежинки


Жила - была на свете прекрасная и нарядная снежинка… А впрочем как это жила, ведь она еще не родилась.

  • Где рождается снежинка?

Гонял ветер облака и тучи по небу, а тут Мороз увидел тучку и стал ее студить.

  • Из чего состоит облако, тучка, туман? (из водяных паров)

Капельки сливались росли и уже собрались падать па землю дождем, как вдруг Мороз заморозил их, и к ним со всех сторон потянулись другие капли, которые застывали и превращались в льдинки, палочки, так получилась снежинка. Они все разные одна красивее другой.

Снежинки - если мы рассмотрим ее под микроскопом, ее под микроскопом, то увидим, что она построена из мелких льдинок, и в путь к земле она уже отправляется шестиконечной звездочкой. И множество падающих звездочек встают перед нашим взором как пушистый снег.

Пушистый снег выпадает при не большом морозе и полном отсутствии ветра.

Снег - что это такое? Это твердые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде скопления ледяных кристаллов.

  • Есть наука, которая изучает снег и лед. (Гляциология)

Ледяные кристаллики растут вдоль оси и образуют разные формы снежинок. Известно уже 5000 различных форм. Это - столбики, иглы, звезды.

Иногда к падающей снежинке может примерзнуть капелька Н2О, и тогда снежинка будет неправильной формы.

БЫВАЮТ ЛИ СНЕЖИНКИ ОДИНАКОВЫМИ? Нет! Каждая из них - это тончайшее искусство в природе. Но у них есть общее сходство (6 лучиков).

Если нет ветра, то падающие снежинки цепляются друг за друга и образуют СНЕЖНЫЕ ХЛОПЬЯ.

Скорость падения снежинок очень мала. Все зависит от ветра. Если скорость ветра большая, то снег падает с большей скоростью и это называется - ПУРГОЙ.

Когда снег переносится с места на место ветром - МЕТЕЛЬ.


КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?

- Мы знаем что между кристалликами - воздух, а это значит пустота. И вот эти места могут заполнить другие вещества, и он может быть желтый, если туда попадет песок. Однажды на землю выпал красный снег. Люди испугались и думали, что это к беде.

А снег был красный оттого, что там были крошечные красные водоросли. Вот какие бывают чудеса в природе.

Но мы любим наблюдать за тем как снежинки медленно кружатся в вальсе и покрывают нашу землю красивым, пушистым ковром.

IV. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

- Чтобы нашей снежинке не было скучно сделаем ей подружек. Но должны помнить, что одинаковых снежинок нет, а вот общее сходство есть.

(конструирование снежинок из бумаги) .

Выставка детских работ.


V. ИТОГ УРОКА

-Из чего рождаются снежинки?

-Кто из вас знает как называется наука изучающая снег и лед?

(давалось задание на дом) - ГЛЯЦИОЛОГИЯ.


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Нарисовать снежинки разной формы, подобрать загадки о снеге, пословицы, стихи о снеге.

Работа в тетрадях-учебниках Л. В. Тарасова. Раскрасить иллюстрацию в тетради.

© 2010-2022