Разработка урока Растения и животные пустынь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Растения и животные пустынь

Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана.

Задачи урока:

- углубить знания о природных объединениях живых организмов и жизнедеятельности растений и животных в пустынных и засушливых зонах;

-развивать познавательную активность память, мышление, связную речь, кругозор;

-воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру.

Тип урока: объяснение материала

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: проектор, компьютер, экран, учебник, тетрадь, цветные тюльпанчики (для оценивания своего настроения).

Ход урока.

1. Орг. момент.

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о пустынях; какие бывают пустыни; какие животные обитают в пустынях, а также будем говорить о растительности пустынь. И все наши наблюдения будем вносить в таблицу, которая начерчена у вас в тетради.

- Но перед тем, как начать работу, я попрошу вас всех выйти к доске и взять один из тюльпанчиков (цвет выберите сами, тюльпаны трёх цветов: красный, оранжевый и жёлтый. Каждый цвет означает определённое настроение).

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

- О какой природной зоне идёт речь в стихотворении С. Никитина? Послушайте.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор! (Степь)

- По каким признакам вы определили, что это степь?

-Что такое степь?

-Каким цветом закрашена степь на карте? (тёмно- жёлтым)

- Как называются голые места в степи? (такыры)

-Какого размера бывают растения в степи? (низкорослые и редкие)

-А почему? (из-за того, что талые воды и дождевая вода не скапливаются, степь быстро высыхает).

-А что можете сказать о животных? (Быстро бегают, обладают защитной окраской, делают норы в земле, гнёзда птиц расположены на земле).

Б) Индивидуальная работа по карточкам.

3. Работа по теме

1) Итак, мы начинаем своё путешествие по пустыням.(учитель читает стихотворение)

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток.

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом и плотном, как мёд,

Жёлтая птица неслышно плывёт.

-Какой цвет в этом стихотворении использует автор? (жёлтый)

-Почему жёлтый? (Потому что солнце жёлтое, песок жёлтый, и всё отражается в жёлтом цвете)

2) ПУСТЫНЯ - это жёлтое и голубое.

Жёлтое - пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз.

Голубое- это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески.

ПУСТЫНЯ- это пространство, где из-за недостатка воды, воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная.

Самые большие пустыни в мире - это ГОББИ (в Азии), САХАРА (в Африке), КАРАКУМЫ (в Туркмении). Каракумы в переводе означает «Чёрные пески».

В Казахстане есть две крупные пустыни - это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.

3) На карте пустыня изображена жёлтым цветом точками. (показ на карте)

4) Существует 4 вида пустынь.

Первый вид - это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая- крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.

Второй вид- это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.

Третий вид - это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения- солянки.

И ещё об одном виде пустынь - это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения.

5) Работа в тетрадях (заполняем в таблицу названия пустынь, затем записываем отличия).

6) Следующий вопрос, это климатические условия (погода).

Лето в пустыне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30 градусов, местами жара доходит до +50 градусов в тени. Днём земля прогревается до +70 градусов (в раскалённом песке можно испечь яйцо). Зима по сравнению с летом суровая, длится она 2-3 месяца. Средняя зимняя температура - 12 градусов. Снега практически нет.

7) Работа в тетрадях (запись о климатических условиях).

8) Чтение текста в учебнике по теме стр. 54 - 55

9) Вопросы по восприятию о прочитанном.

-Что такое пустыня?

-Что могут делать пески при движении?

10) А вот как вы думаете, много ли растений произрастает в пустыне? (ответ)

Только ранней весной пустыня (как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, т.к. в это время года повышается уровень воды в реках, за счёт осадков, таяния снега. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки. Но вся эта красота длится около месяца. В пустыне можно встретить только растения, способные переносить длительную засуху.

- А можете ли вы сказать, за счёт чего живут растения? (их корни уходят глубоко в землю, и за счёт приспособляемости). Листья этих растений мелкие, что уменьшает испарение влаги, у некоторых растений вместо листьев - колючки.

Самое распространённое дерево- саксаул, песчаная акация и верблюжья колючка.

Выборочное чтение текста в учебнике (о растениях)

11) С некоторыми животными пустынь я думаю, что вы уже знакомы.

- О ком, как вы думаете, я веду речь? (верблюды)

-А почему в пустыне могут жить сайгаки и джейраны? (очень быстро бегают и добираются до водоёма).

4. Рефлексия.

-Что вам понравилось сегодня на уроке?

-С каким настроением вы подошли к концу урока?(на другой стороне доски дети снова приклеивают тюльпанчики).И можно будет сравнить, каких стало больше, а каких меньше.

5. Д/З стр. 54 - 55 читать, готовить сообщение:

1 вариант - растение пустыни

2 вариант - животное пустыни



© 2010-2022