Конспект урока окружающего мира на тему: Органы чувств человека (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Самодуровская основная общеобразовательная школа

имени полного кавалера ордена Славы Петра Максимовича Овсянкина»


Конспект урока окружающего мира на тему:

«Органы чувств человека»









Учитель начальных классов

Васильева Юлия Сергеевна


Класс: 2 «Б»

УМК системы Л. В. Занкова.

Тема: «Органы чувств человека».

Цель: Изучить органы чувств человека.

Задачи:

- изучить органы чувств человека;

- выяснить роль и функции органов чувств;

- научить, как правильно ухаживать за органами чувств;

- вырабатывать умения проводить простейшие опыты;

- научить исследовать признаки предметов с помощью органов чувств.

Планируемые результаты:

Предметные:

- представления об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

- исследуют признаки предметов с помощью органов чувств;

- узнают роль и специфику разных органов чувств;

- изучат понятие - органы чувств;

Метапредметные:

- осознание детьми темы и цели урока;

- научатся черпать информацию из различных источников;

Личностные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- прививать детям интерес к учебному предмету.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. - 8-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. , презентация «Органы чувств человека», мандарин, мячик, зеркало, вата, кубик, сахар, соль, лимонная кислота, лимон.

Ход урока:


  1. Орг. момент.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся). - Дети, вам тепло? (Да!) - В классе светло? (Да!) - Прозвенел уже звонок? (Да!) - Хотите учиться? (Да!) - Значит можно всем садиться! - Присаживайтесь ребята за свои парты.


  1. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

Выдвижение проблемы.

- А нужны они ему? (Конечно)

- Для чего? (Чтобы он мог видеть, слышать, говорить, ощущать, чувствовать и т.д.)

III. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

- А точнее «Органы чувств человека». Сегодня мы с вами будем изучать основные органы чувств человека. Но, так как времени у нас мало, то сегодня мы начнем изучение этой интересной темы, а на следующем уроке продолжим.

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

1. Познакомиться с органами чувств человек.

2. Узнать для чего они нам нужны, т. е. выяснить роль и функцию органов чувств человека.

IV. Работа по теме урока.

- Итак, ребята, я думаю, что открытия ждут нас и нам пора начинать.

Глаза.

1. Работа с презентацией.

- Ребята, что вы видите на экране? (Береза)

- Опишите её, какая она (высокая, красивая, у нее белый ствол с черными крапинками, листья желтые, зеленые и т. д.)

- Молодцы!

- Ребята, какой орган чувств помогает нам любоваться красотой этой березы? (Глаза)

- Правильно, «Глаза - орган зрения».

Вывешиваю на доске лист с надписью «Глаза - орган зрения».

2. Самостоятельная работа с текстом учебника.

- А что это за орган зрения, вы узнаете, прочитав текст в учебнике на стр. 28.

- Итак, приступайте, читайте каждый про себя.

3. Беседа .

- Ребята, что же вы узнали о глазах, прочитав этот текст? (Ответы детей)

- Что защищает глаза от яркого света и пыли? (Веки и ресницы)

- Для чего нам нужны брови? (Чтобы капли пота не попадали в глаза)

- А для чего нам слезы? (Чтобы смывать соринки из глаз)

- Ребята, сейчас вы еще очень молоды, и у вас очень хорошее зрение, которое нужно беречь.

- Кто знает, как нужно беречь свое зрение? (Ответы детей)

4. Работа с текстом учебника.

- Сейчас вы прочитаете про себя в учебнике на стр. 28-29 текст, который находится в синей рамочке, и узнаете, как правильно ухаживать за глазами?

5. Беседа.

- Итак, ребята, вы прочитали текст. Как же правильно надо читать? (Сидя, учебник держать на расстоянии 30 сантиметров от глаз и при хорошем освещении).

6. Практическая работа.

- Все возьмите в руки учебник и покажите, как правильно, на каком расстоянии его нужно держать от глаз. (Дети показывают)

- А кто знает, как же нам определить 30 сантиметров? 30 см. это будет примерно расстояние от вашего локтя до кончиков пальцев (сама показываю).

7. Беседа.

- А на каком же расстоянии нужно смотреть телевизор? И сколько по времени? (Не ближе 2 метров и не дольше 2 часов)

По мере высказываний детей подписываю под листом, как беречь зрение.

- Ребята, но глаза, это не просто орган зрения, глаза - это орган чувств.

8. Практическая работа.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите, и скажите, что вы чувствуете?

(Ответы детей).

9 . Работа по вопросам учителя.

- Итак, ребята, какую же роль выполняют органы зрения? (ответы детей)

Вывод.
- Какой вывод мы можем сделать? (При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.)

- Правильно ребята, глаза - это окна в мир.

- Давайте поможем нашему герою увидеть окружающий мир, нарисуем ему глаза. (Дети рисуют глаза человеку)

- Молодцы, так какое первое открытие вы сделали? (Глаза - орган зрения, орган чувств человека).

Уши.

- Хорошо. Для следующего открытия, закройте глаза (включаю музыку).

- Что изменилось? (Звучала музыка)

- Какой орган вам помог это понять? (ухо). Уши - органы слуха (на доске).

Вывешиваю на доске лист с надписью «Уши - органы слуха»

10. Самостоятельная работа с текстом учебника.

- А теперь, откройте учебник на стр. 29 и прочитайте текст. Вы не просто читаете, а ищете ответ на такой вопрос: Для чего нам нужны органы слуха - уши? (Дети читают и ищут ответ на вопрос)

11. Беседа.

- Прочитали? Теперь давайте побеседуем. Так для чего же нам нужны уши? Может быть, мы и без них обойдемся?

(Нет. С их помощью мы слышим и речь, и музыку, и шум водопада, и писк комара. Звуки предупреждают нас о приближении автомобиля, о других опасностях.)

- Ребята, но уши, так же как и глаза, являются органом чувств. Например, когда вас хвалят, что вы чувствуете? А когда ругают? А когда мы слушаем приятную музыку? (Ответы детей)

12. Практическая работа.

- Давайте, вы сейчас опять, повернетесь друг к другу. Один из вас скажет комплимент, или что-то приятное своему соседу. А ваш сосед , скажет, что он почувствовал. (Дети выполняют задание)

13. Работа по вопросам учителя.

- Как вы думаете, нужно ли беречь орган слуха? Как ?

(Содержать в чистоте. Не ковырять разными предметами. Сильный шум, громкие резкие звуки портят слух, плохо влияют на весь организм. Если почувствовали боль в ухе, нужно обратиться к врачу.)

По мере высказываний детей подписываю под листом, как беречь уши.

Вывод.
- Ребята, какой вывод мы можем сделать?

(Уши - это тоже очень важный орган. Помогает воспринимать речь, слышать звуки и ориентироваться в окружающем мире).

- Молодцы! Вы сделали второе открытие. Какое? (Уши - органы слуха, орган чувств человека)

- Давайте поможем нашему герою услышать пение птиц, нарисуем ему уши. (Дети рисуют уши человеку)

14. Физ. минутка.

- Ну что же давайте, отдохнем не много. (Включаю физ. минутку для глаз под музыку)

Нос.

- Уважаемые ученые, для следующего открытия прошу вас опять закрыть глаза. (Достаю и разламываю мандарины, проношу перед учениками).
- Что изменилось? (Пахнет мандарином)

- С помощью какого органа вы определили эти изменения? (С помощью носа)

- Правильно, с помощью носа. Нос - орган обоняния.

Вывешиваю на доске лист с надписью «Нос - орган обоняния»

- Обоняние - это способность человека чувствовать запахи.

15. Самостоятельная работа с текстом учебника.

- Ребята, сейчас, вы вновь будите добывать новые знания и делать новые открытия. Откройте учебник на стр. 29 и прочитайте первый абзац, который продолжается на стр. 30. После чего мы побеседуем.

16. Беседа.

- Скажите, зачем нам нужен нос? (он дает нам возможность дышать и при этом информирует о разных запахах)

- Что мы называем обонянием? ( это способность воспринимать разные запахи)

- Для чего нам нужно обоняние? (обоняние - это страж, который определяет качество воздуха)

- Что подсказывают нам запахи? (запах подсказывает нам, что продукт испортился и его нельзя есть.)

- Ребята, скажите, а орган обоняния - нос, будет являться органом чувств? (да)

- Приведите примеры, кто может? (дети приводят примеры)

- Представьте такую ситуацию: вы приходите домой из школы, а из кухни доносятся запахи вашего любимого блюда. Что вы почувствуете? (кто- то почувствует, что хочет кушать, кто обрадуется и т. д.)

- Или следующая ситуация: вы на прошлой недели ездили всем классом в сосновый лес. Вот когда вы приехали, вышли из машины, и вдохнули этот свежий, чистый воздух, что вы почувствовали? (ответы детей)

17. Работа по вопросам учителя.

- Ребята, а как вы думаете, нужно ли ухаживать за органом обоняния? (Да)

- Как?

( Нужно беречь себя от простуды, закаляться. Содержать нос нужно всегда в чистоте. Нельзя засовывать в нос мелкие предметы. Пользоваться нужно только личным носовым платком).

По мере высказывания детей, подписываю под листом, как ухаживать за носом.
- Правильно ребята, молодцы!

Вывод.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать, по нашему открытию?

( Нос- это орган обоняния, является не менее важным, чем другие органы. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи. Но помимо этого, запахи помогают познать окружающий нас мир: запах цветов, свежего воздуха, запах хвойного леса и т.д.)

- Молодцы ребята! И вот мы уже сделали третье открытие, какое?

(Нос - орган обоняния, орган чувств).

- А мы давайте поможем нашему человеку ощутить запах цветов.

(Дети рисуют человеку нос.)

Язык.

- А нас ждет следующее открытие. Сейчас я попрошу выйти ко мне 3 человека. Чтобы узнать о следующем органе чувств, предлагаю провести опыт.

18. Практическая работа.

У меня на маленьких тарелочках лежат разные вещества, нужно определить на вкус, какие они. (Сахарная пудра. Соль. Лимонная кислота)

- Как будем определять? (попробуем языком).

- Пробуйте самым кончиком.

Наблюдения: У вещества № 1 соленый вкус. У вещества №2 - сладкий. У вещества №3 - кислый.
- С помощью какого органа вы узнавали вещества на вкус? (Орган вкуса - язык)

Вывешиваю на доске лист с надписью «Язык - орган вкуса»
19. Самостоятельная работа с текстом учебника.

- Но оказывается, что каждый участок языка, лучше всего чувствует один какой-то вкус. Об этом вы узнаете прочитав текст в учебнике на стр. 30, второй абзац.

20. Беседа.

- Какой вкус лучше всего чувствует кончик языка? (сладкий)

- А какой вкус лучше всего чувствует задняя часть языка? (горький)

- А что ощущают боковые части кончика языка? (соленое)

- А дальние боковые части языка? (кислое)

- Ребята, а как вы думаете, если вы взяли в рот испорченный продукт, вкусовые ощущения вас предупредят об этом? (да)

- Получается, что язык - орган вкуса, как и остальные органы чувств, выступает в роли охраны нашего организма!

- Ребята, а я зык будет являться органом чувств человека? (да)

Кто сможет привести пример? (дети приводят примеры)

- Представим себе картину: мама вам приготовила кашу полезную, но вы ее не любите, вы больше любите шоколадки, но кашу вам нужно съесть, что вы будите чувствовать? (не будем получать удовлетворения от еды, будем есть, без аппетита)

- Ребята, а как вы думаете, что мы должны делать, чтоб сохранить орган вкуса здоровым? (не есть горячую пищу, полоскать рот, не брать в рот острые предметы и т. д.)

По мере высказывания детей, подписываю под листом, как сохранить орган вкуса здоровым.

Вывод.

- Какой вывод мы можем сделать, для чего же нам нужен язык?

(Язык - орган вкуса, и если мы взяли в рот испорченный продукт, то язык нам это обязательно подскажет. Кроме того, мы благодаря языку можем наслаждаться любимыми блюдами).
- Какое четвертое открытие вы сделали? (Язык - орган вкуса, орган чувств)

- Давайте нарисуем нашему человеку рот, язык не красиво рисовать.

- Ребята, сегодня вы сделали 4 открытия! Остальные открытия нас ждут на следующем уроке. А сейчас домашнее задание.

V. Постановка домашнего задания.

- Ребята, дома сделаете памятки не большие «Как сохранить здоровыми органы чувств». Вспомните, все, что мы говорили в классе, почитаете в учебнике или в интернете и все это напишите на отдельном листочке. А на следующем уроке мы проверим.

VI. Итог урока.

  1. Подведение итогов.

- Ребята, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

1. Познакомиться с органами чувств человека.

2. Узнать, для чего они нам нужны.

- Достигли мы этих целей? (Да)

- Давайте еще раз вспомним об этом:

С помощью какого органа ты узнаешь о том, что прозвенел будильник?
С помощью какого органа ты видишь, что написано в книге?

Какой орган позволяет почувствовать запах цветка?
С помощью чего ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солённой?

- Молодцы ребята!

2. Оценивание обучающихся.

(Выставляет оценки за урок, самым активным детям)

VII. Рефлексия.

- Ребята, кому понравился урок, поднимите руку.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Что было не понятным?

- Урок окончен. Спасибо за урок.

9


© 2010-2022