Программа внеурочной деятельности Узнаем сами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевский муниципальный район



Рассмотрено на заседании МО

Протокол №___ от _______2013

__________________________


Согласовано МС

Протокол №____ от ______2013



Программа рекомендована

к работе педагогическим советом

протокол № _____ от _______2013



Утверждена приказом директора школы

№ ____ ___ от ____________ 2013




Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

исследовательский клуб «Узнаем сами»











Автор-составитель:

Медведева Л.Н.,

учитель начальных классов

п. Трудармейский

2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников исследовательский клуб «Узнаем сами» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы - формирование информационной грамотности обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Задачи программы:
  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков обучающихся;
  • развитие психических процессов;
  • развитие личности младшего школьника;
  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Основные понятия: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме исследовательского клуба «Узнаем сами» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия. Форма организации: Клубные занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах поселка (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников , олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). На курс «Узнаем сами» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - общеинтеллектуальное. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Содержание программы «Узнаем сами» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир. В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).


Учащиеся должны уметь:
  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Узнаем сами» обучающиеся на ступени начального общего образования:
  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.


Выпускник получит возможность научиться:
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.











Тематическое планирование

1 класс

Содержание курса

Количество часов

Перечень УУД обучающихся

Введение

Познавательные, личностные

Учимся делать проекты

7 ч

Познавательные, коммуникативные

Мы исследователи

23 ч

Познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные

Заключение

2 ч

Личностные


Тематическое планирование

2-4 классы

Содержание курса

Количество часов

Перечень УУД обучающихся

Введение

Познавательные, личностные

Тренинг исследовательских способностей

16 ч

Познавательные, коммуникативные

Самостоятельная исследовательская практика

14 ч

Познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные

Мониторинг исследовательской деятельности

Личностные


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарно-тематическое планирование для 1 класса


№ п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

Описание примерного содержания занятий

I. Введение (1 час)


1.

Что такое проект

1


Понятия: проект, проблема, информация

II. Учимся делать проекты (7 часов)


2

Что такое проблема

1


Понятия: проблема, объект исследования. 3

Как мы познаём мир

1


Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. 4-5

Школа «почемучек»

2


Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. 6-7

Удивительный вопрос

2


Понятия: вопрос, ответ. 8-9

Источники информации

2


Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации.

III. Мы исследователи (23 часа)


10-11

Любимое число

2


История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами. Понятия: число, нумерация чисел. 12-14

Алфавит

3


История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит. 15-16

Почему мы любим, встречать Новый год

2


История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка 17-19

Игры наших дедушек и бабушек

3


Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг 20-23

Растения

4


Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений . Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений. 24-25

Симметрия

2


Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Понятия: симметрия. 26-31

Сказки

6


Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

IV. Заключение. ( 2 часа)




32

Что мы узнали и чему научились за год.

1


Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся 33

Моя лучшая работа.

1


Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся



Календарно-тематическое планирование для 2 класса № п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

Описание примерного содержания занятий 1 Введение. Исследование 1

Тренинг исследовательских способностей

16 часов


2 Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

3-4 Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

2

5 Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

6 Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

1

7 Коллективное занятие «Жилой дом»

1

8 Игра «Историческое моделирование»

1

9 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1

10 Наблюдение как способ выявления проблем.

1

11 Экскурсия-наблюдение за воробьями.

1

12 Развитие умения видеть проблемы.

1

13 Развитие умения выдвигать гипотезы.

1

14 Развитие умений задавать вопросы.

1

15-16 Развитие умений давать определение понятиям.

2

17 Развитие умений классифицировать.

1

Самостоятельная исследовательская практика

14 часов


18 Задачи на классификацию с явными ошибками.

1

19 Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1

20 Развитие умений наблюдать

1

21 Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

1

22 Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

23 Эксперименты с домашними животными.

1

24 Как оценивать идеи.

1

25 Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

1



26 Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

1

27 Развитие умения создавать метафоры.

1

28 Развитие умений создавать тексты.

1

29 Методика работы с текстом.

1

30 Учимся выделять главную идею.

1

31 Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему».

1

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

3 часа


32-34 Защита проектов.

3



Перечень разделов


п/п

Перечень разделов

Количество часов

1

Теоретический блок

5

2

Практический блок

28


Тематическое планирование для 3 класса

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

Описание примерного содержания занятий

теория

практика

Итого 1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях. 1 1 2

2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности 1 1 2

3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. 1 1 2

4. Основные источники получения информации. 1 2 3

5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.
1 1

6. Методы исследования. Мыслительные операции. 1
1

7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
1 1

8. Оформление работы. Подготовка доклада. 1 1 2

9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. 1 1 2

10. Тематические учебные исследования. 4 14 18



Итого 11 22 34




Календарно -тематическое планирование для 4 класса



№ п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

Описание примерного содержания занятий

1.

Символы Кемеровской области: герб, флаг, гимн.

1



2-7

Геология родного края.

6



8

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Кузнецкой.

1



9-10

Горы и равнины Кемеровской области.

2



11-14

Полезные ископаемые.

4



15-16

Времена года и народные приметы.

2



17-18

Реки и озера Кемеровской области.

2



19-20

Почвы и природные зоны Кемеровской области.

2



21-26

Растительный мир родного края.

6



27-32

Животный мир родного края.

6



33

Экология Кузбасса.

1



34

Почитаем и поиграем.

1















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 класс (33 часа)

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты. Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов. Понятия: проект, проблема, информация


Занятие 2. Тема: Что такое проблема. Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3. Тема: Как мы познаём мир. Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4-5. Тема: Школа почемучек. Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7. Тема: Удивительный вопрос. Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9. Тема: Источники информации. Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации.
Занятия 10-11. Тема: Любимое число. Игры с числами. Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу. История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами. Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 12-14. Тема: Проект «Алфавит». Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках. Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках». Понятия: буква, алфавит
Занятия 15-16. Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки. Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Занятия 17-19. Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы. Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Понятия: игра, товарищ, друг Занятия 20-23. Тема: Проект «Растения». Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений . Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений. Занятия 24-25. Тема: Проект «Симметрия вокруг нас». Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи. Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Понятия: симметрия.
Занятие 26-31. Тема: Проект «Сказки». Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки. (2 часа) Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Занятие 32-33. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи» Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.


2 класс


Описание разбитого по разделам содержания занятий


п/п

Название раздела

Название тем, проектов

Содержание занятий

1

Теоретический блок

Занятие 1. Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

Занятие 3. Коллективная игра-исследование

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

2

Практический блок

Занятие 6-10. Путешествие в Загадкино.

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 11-15. Что такое Новый год?

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 16-20. У меня растут года…

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 21-25. Меры длины.

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 31-33. Праздники в России.

Работа над проектом в соответствии с этапами



3 класс
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.
  1. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания. Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».
  1. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез. Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.
  1. Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
  1. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
  1. Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
  1. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
( 1 ч) Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».
  1. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад. Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация. Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».
  1. Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч)
  1. Исследование числа.- 1ч
  2. Исследование суммы, произведения. - 1ч
  3. Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч
  4. Исследование «Орфограммы в корне слова» .- 1ч
  5. Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч
  6. Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч
  7. Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
  8. Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 2ч
  9. Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч
  10. Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч
  11. Исследование « Труд в моей семье» - 1ч
  12. Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». - 2 ч
  13. Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». - 1 ч.
11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)



4 класс



Мы живем в удивительном краю, имя которому Кемеровская область. Нашу область называют Россией в миниатюре. Это связано с тем, что на территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса и степи, большие и малые реки и озера, самые разнообразные растения и животные, несметные богатства недр - каменный и бурый уголь, железные и марганцевые, алюминиевые, медные и другие руды, золото, мрамор и многие строительные материалы. Месторождений полезных ископаемых в Кузбассе почти 500. В нашей области хорошо развиты транспорт, наука, культура, спорт. На территории нашего края более 300 памятников природы. Чем удивительна наша область, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь» в 4 классе. Содержание тем.

  1. Где мы живем. Символы Кемеровской области: герб, флаг, гимн.
Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна. Понятие о символах Кемеровской области. Понятия: герб, флаг, гимн.
  1. Геология родного края.
Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре. Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра. 8. Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Кузнецкой. Цель: знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И. Литугиным, М. Волковым. Понятия: землепроходцы, исследователи. 9-10. Горы и равнины Кемеровской области. Цель: исследование гор и равнин Кемеровской области. Понятия: Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горная Шория. 11-14. Полезные ископаемые. Цель: исследование полезных ископаемых Кемеровской области. Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

15-16. Времена года и народные приметы. Цель: исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы. 17-18. Реки и озера Кемеровской области. Цель: знакомство с реками и озерами Кемеровской области. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река. 19-20. Почвы и природные зоны Кемеровской области. Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон. Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Кемеровской области, отличительные особенности природных зон.

21-26. Растительный мир родного края. Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений. Цель: изучение растительного мира Кузбасса. Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения. 27-32. Животный мир родного края. Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Кемеровской области. Земноводные, живущие на территории Кузбасса. Насекомые. Мир рыб. Цель: изучение животного мира родного края. Понятия: природное сообщество. 33. Экология Кузбасса. Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии. Понятия: экологическая проблема. 34. Почитаем - поиграем. Проект «Природа Кузбасса». Цель: составление проекта «Природа Кузбасса».























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; 2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В ходе изучения курса «Узнаем сами» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.



Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


для учителя

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 204с.
  3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  4. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 - 126с.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
  6. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
  7. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
  8. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. - М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
  9. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 224с.
  10. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2100. - 152с.
  12. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. - 192с.


  1. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001 для обучающихся
  1. Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кемеровской области: Природные условия и ресурсы: Учебное пособие.- АО Кемеровское книжное издательство, 1994. - 366с.
  2. Л.И.Соловьев Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст]: / Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. - 403с.
  3. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

  4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

Электронные ресурсы:
  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] mirknig.com/ (09.03.11)

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]booklinks.ru/ (09.03.11)

  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)

  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/nachalka.com/proekty (09.03.11)







© 2010-2022