Программа исследовательской деятельности Клуб Мудрой Совы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа исследовательской деятельности Клуб Мудрой СовыПрограмма исследовательской деятельности Клуб Мудрой Совы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено» Заседание МО

МБОУ Междуреченской СОШ

Протокол №1 от
Руководитель МО

«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ Междуреченской СОШ

Протокол АМС №1от

«Утверждаю»

Директор МБОУ Междуреченской СОШ

/Росляков С.П./ Приказ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«КЛЫБ МУДРОЙ СОВЫ»

1-4 КЛАССЫ

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД










Разработчик программы

Кузьмина Оксана Алексеевна

учитель начальных классов


2015 год


ПРОГРАММА научно-исследовательской деятельности "Клуба Мудрой совы"

для учащихся начальной школы с элементами проектной деятельности

I этап - «Введение в исследовательскую деятельность»

II этап - «Формирование исследовательской деятельности»

III - IV этап - «Опытно-экспериментальная работа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания отражает государственную политику в образовательных учреждениях, вызывает необходимость осмысления проблемы целеполагания целостной организации образовательного процесса учащихся. Процесс модернизации образования поставил перед школой серьезные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует совершенствование воспитательной среды в условиях современной школы. Организация научно-исследовательской деятельности в школе предусматривает создание такой среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно - культурных и нравственных ценностей.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот вопрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является научно-исследовательская деятельность.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных исследований, конечным результатом которых может быть проект. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

  • осуществлению перехода на компетентностный подход в образовательном процессе,

Учебно-исследовательская деятельность - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;

  • целеполагание, выдвижение гипотез;

  • ознакомление с литературой по данной проблематике;

  • овладение методами исследования;

  • сбор собственного материала, его анализ;

  • обобщение, выводы;

  • защита работы.

Программа рассчитана на учащихся 1 - 4 классов, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году - 66.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры;

  • работа в библиотеке с каталогами;

  • интеллектуальные головоломки;

  • практические занятия;

  • работа в компьютерном классе;

  • дискуссии;

  • беседы.

ЦЕЛЬ: Пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, интенсивно стимулировать исследовательскую активность младшего школьника, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, вывести личность ребёнка в режим саморазвития, а также вооружить младших школьников средствами и способами научно-исследовательской деятельности в средней школе, развить творческие способности, подготовить к оформлению исследовательских работ.

Задачи:

  • способствовать развитию мотивации к самопознанию и самовоспитанию юной личности;

  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;

  • создать условия для развития умения гармонизировать различные стороны своей личности;

  • способствовать формированию лидерских качеств;

  • приобщение младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;

  • способствовать развитию у учащихся способности аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

  • раскрытие творческого потенциала ученика;

  • создать условия для знакомства с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

  • способствовать формированию культуры речи через публичные выступления;

  • способствовать развитию основ оформления исследовательских работ;

  • способствовать формированию культуры речи;

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

1 класс

  • Вступить в «Клуб Мудрой совы»;

  • Сформировать творческие группы;

  • Познакомиться с источниками информации и использовать их под руководством учителя;

  • Научиться выделять предмет исследования;

  • Научиться делать выводы по исследованиям и заполнять дневник члена «Клуба Мудрой совы»;

  • Научиться представлять результаты исследовательской деятельности в виде проектов.

2 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

  • вести рассказ от начала до конца;

  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой;

  • оформлять групповые проекты и представлять их одноклассникам.

3 класс

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

  • пересказывать подробно и выборочно;

  • выделять главную мысль на основе анализа текста;

  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;

  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов;

  • оформлять групповые проекты и представлять их всем ребятам начальной школы.

4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

  • оформлять групповые проекты и представлять на общешкольных мероприятиях.

Учебно-тематический план

Тематическое планирование 1 класс - І этап


№ п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов:99

План/Факт

1.

Подготовка к вступлению в «Клуб Мудрой совы»

2

4.09/

3.09/

2.

Вступление в «Клуб Мудрой совы». Формирование творческих групп.

2

7.09/

11.09/

10.09/

3.

Что такое исследовательская деятельность? Как можно показать результаты исследовательской деятельности?

12

14.09/

17.09/

18.09/

21.09/

24.09/

25.09/

01.10/

02.10/

05.10/

15.10/

16.10/

19.10/

4.

Что можно исследовать? Формулирование темы.

4

22.10/

23.10/

26.10/

29.10/

5.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

3

30.10/

09.11/

12.11/

6.

Планирование работы по творческим группам.

10

13.11/

16.11/

19.11/

20.11/

23.11/

26.11/

27.11/

30.11/

03.12/

04.12/

7.

Работа в библиотеке со справочной литературой совместно с учителем.

16

07.12/

10.12/

11.12/

14.12/

17.11/

18.11/

21.11/

24.11/

25.11/

11.01/

14.11/

15.01/

18.01/

22.01/

23.01/

25.01/

8.

Работа в компьютерном классе с интернет - ресурсами совместно с учителем.

18

28.01/

29.01/

01.02/

04.02/

05.02/

08.02/

11.02/

12.02/

15.02/

18.02/

19.02/

22.02/

25.02//

26.02

29.02/

03.03/

04.03/

07.03/

9.

Анализ полученных данных.

6

10.03/

11.03/

14.03/

01.04/

04.04/

07.04/

10.

Оформление творческих проектов.

10

08.04/

11.04/

14.04/

15.04/

18.04/

21.04/

22.04/

25.04/

28.04/

29.04/

11.

Защита исследовательской деятельности. Представление творческих проектов.

12

02.05/

05.05

06.05/

09.05/

12.05/

13.05/

16.05/

19.05/

20.05/

23.05/

26.05/

27.05/

30.05/

/



Тематическое планирование 2 класс ІІ - этап


№ п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов: 66


1.

Что можно исследовать? Формулирование темы.

2

4.09/

3.09/

2.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

3

7.09/

11.09/

10.09/

3.

Планирование работы.

10

14.09/

17.09/

18.09/

21.09/

24.09/

25.09/

01.10/

02.10/

05.10/

15.10/

16.10/

19.10/

4.

Работа в библиотеке со справочной литературой совместно с учителем.

Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования.

4

22.10/

23.10/

26.10/

29.10/

5.

Работа в компьютерном классе с интернет - ресурсами совместно с учителем.

3

30.10/

09.11/

12.11/

6.

Знакомство с методами и предметами исследования.

10

13.11/

16.11/

19.11/

20.11/

23.11/

26.11/

27.11/

30.11/

03.12/

04.12/

7.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.


07.12/

10.12/

11.12/

14.12/

17.11/

18.11/

21.11/

24.11/

25.11/

11.01/

14.11/

15.01/

18.01/

22.01/

23.01/

25.01/

8.

Анализ прочитанной литературы.

4

28.01/

29.01/

01.02/

04.02/

05.02/

08.02/

11.02/

12.02/

15.02/

18.02/

19.02/

22.02/

25.02//

26.02

29.02/

03.03/

04.03/

07.03/

9.

Исследование объектов.

6

10.03/

11.03/

14.03/

01.04/

04.04/

07.04/

10.

Оформление работы. Подготовка творческих проектов.

15

08.04/

11.04/

14.04/

15.04/

18.04/

21.04/

22.04/

25.04/

28.04/

29.04/

11.

Защита исследовательской работы. Представление творческих проектов.

10

02.05/

05.05

06.05/

09.05/

12.05/

13.05/

16.05/

19.05/

20.05/

23.05/

26.05/

27.05/

30.05/



Тематическое планирование 3 класс - ІІІ этап

№п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов: 66

1.

Обсуждение и выбор тем исследования.

2

2.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

4

3.

Предмет и объект исследования.

2

4.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

5

5.

Выбор методов исследования.

1

6.

Опытно-экспериментальная работа.

10

7.

Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

10

8.

Применение информационных технологий в исследовании.

5

9.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

7

10.

Подготовка творческих проектов. Подготовка публичного выступления.

10

11.

Защита исследования перед одноклассниками. Представление творческих проектов.

6

12.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1




Тематическое планирование 4 класс - IV этап

№ п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов: 66

1.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

2.

Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования.

2

3.

Планирование работы. Выбор методов исследования.

3

4.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

3

5.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

4

6.

Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

15

7.

Обработка и анализ всех полученных данных.

5

8.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

10

9.

Подготовка творческих проектов. Подготовка публичного выступления.

10

10.

Защита исследования перед учащимися начальной школы, родителями. Представление творческих проектов.

10

11.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

2

Содержание программы

Этап

консультаций

Тема консультации

Кол - во

часов

Планирование деятельности

1.

2.

3.

4.

Как работать в команде? Ролевая игра. Распределение ролей в группе.

От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.

Планирование деятельности в рамках текущего проекта.

Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет.

1

1

1

1

Осуществление деятельности по решению проблемы

1.

2.

3.

4.

Способы первичной обработки информации, ее хранения.

Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации.

Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции.

Формирование проектной папки по проблеме.

1

1

1

1

Презентация результатов

1.

2.

3.

4.

Оформление проектной папки.

Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации.

«Репетиция, репетиция, репетиция!»

1

1

1

1

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

1.

2.

3.

4.

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.

Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта».

1

1

1

1

Реализация программы

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

  • Постановка цели и конкретных задач исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Выбор метода (методики) проведения исследования.

  • Описание процесса исследования.

  • Обсуждение результатов исследования.

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

На первых этапах работы (1-2-й класс) исследовательская деятельность не соответствует возрастным возможностям, поэтому в 1-2 классах основная цель - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на таких уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод - встроенное наблюдение.

Исследовательская деятельность ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет "этикетки" с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее "оторван" от самой задачи и жить отдельной жизнью.

Исследовательская деятельность имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Представлением исследовательской деятельности чаще всего являются проекты.

Проектные задачи, как правило, занимают несколько занятий.

Включение в учебный процесс задачи подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

Вторым этапом работы над проектной деятельностью в начальных классах (3-4-е классы) являются коллективные проекты.

Организация работы над проектами

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель - подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

- создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

- распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель - разработка проекта.

Задачи:

-самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

- анализ и синтез данных;

-формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель - демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

- подготовка презентационных материалов;

- подготовка публичного выступления;

- презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

Ожидаемый результат

В ходе обучения по программе ребенок может научиться:

  • аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

  • применять основы информационных технологий в исследовательской деятельности;

  • основам оформления работ;

  • публичным выступлениям, способствующим формированию культуры речи;

  • использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива;

  • раскрывать собственный творческий потенциал;

  • применять полученные знания и умения в различных видах практической деятельности;

  • адекватно оценивать результаты собственной деятельности;

  • принимать на себя роль ведущего в творческой деятельности;

  • уважительно относиться к людям, их труду.

Заключение

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности учащихся к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

Учителю начальных классов не нужно бояться различных нововведений, а смело изучать их и претворять в жизнь. Это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.

Нормативная база курса

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. - М. : Просвещение, 2008.
  3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. - М., 2009.





Список литературы

  1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 -е изд. / Е. С. Белова. - М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

  2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18. - С. 68-74.

  3. Землянская Е.Н.Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 55-59.
  4. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 6. - С. 54-63.

  5. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. - Письмо. - 2004. № 2.- С. 13-14.

  6. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес - Мурманск, 1997.
  7. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 7. - С. 41-44.

  8. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кН. Для учителей нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2002.
  9. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. - М.: - ПЕР СЭ, 2000. - 80 с.

  10. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 1. - С. 30-33.

  11. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. - 1998. - № 4. - С. 144-148.

  12. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 2. - С. 84-106.

  13. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6. - С. 23-58.



© 2010-2022