- Преподавателю
- Начальные классы
- Родительское собрание «Повышенная тревожность – что это такое?»
Родительское собрание «Повышенная тревожность – что это такое?»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Серасхова С.Э. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Родительское собрание на тему:
«Повышенная тревожность - что это такое?»
Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять.
И Кант Задачи родительского собрания
- Образовательные: познакомить родителей с понятием «повышенная тревожность», научить практическим приёмам коррекции тревожности у детей.
- Воспитательные: помочь выработке правильного стиля семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.
- Информационные: знакомство родителей с перечнем литературы, отражающей проблемы повышенной тревожности у детей.
- Специальные: диагностика уровня тревожности у детей класса.
Перечень нормативно-правовых, информационно-методических материалов, психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.
- Конвенция ООН «Оправах ребенка».
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000 г.
- Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1998 г.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.,2004 г.
Подготовка к родительскому собранию.
- Изучение нормативной базы и других документов по теме собрания.
- Подбор и анализ психолого-педагогической литературы.
- Определение возможных «болевых точек» собрания и подготовка ответов на предполагаемые вопросы родителей.
- Подготовка бланков экспресс-анкеты для родителей.
- Подготовка памятки для родителей.
- Подготовка упражнений для проведения тренинга.
- Подготовка приглашений, в которых участие в тренинге предлагается принять обоим родителям.
- Подготовка листов бумаги, карандашей, ручек.
- Подготовка проекта решения родительского собрания.
- Вступительное слово учителя.
- Экспресс-анкетирование родителей.
- Родительский тренинг.
- Ответы на вопросы родителей.
- Подведение итогов. Принятие решения родительского собрания.
Проведение родительского собрания.
- В начале родительского собрания учитель вводит родителей в тему собрания. Педагогический тренинг посвящен проблеме, наличие которой, может быть родители, даже не подозревают у своего ребенка. Тревожность - это понятие несколько иного рода, чем всем знакомое слово «тревога». Если тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты, а, например, не только при ответе у доски или общении с незнакомыми взрослыми.
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой;
- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, когда родители хотят видеть своего ребенка непременно отличником, и никак не могут смириться, что ребенок получает не только «пятерки»;
- негативными требованиями, унижающими ребенка и ставящими его в зависимое положение;
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Но главное, надо помнить, что тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Если родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными условиями, семейными отношениями - тревожность детей во всех этих случаях неизменно возрастает. Конечно, тревожность иногда может быть сопряжена с неврозом или даже психическим расстройством, но эти случаи не так часты и находятся в компетенции медицинских специалистов.
- Как же узнать, тревожен ли ваш ребенок? Уважаемые родители, подумайте, замечали ли вы, характерны ли для ребенка:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой;
- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, когда родители хотят видеть своего ребенка непременно отличником, и никак не могут смириться, что ребенок получает не только «пятерки»;
- негативными требованиями, унижающими ребенка и ставящими его в зависимое положение;
Экспресс-анкета(Лаврентьева Г.П.,Титаренко Т.М., 1992 г.) Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.
- Не может работать долго, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чём-либо.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слёзы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
- Чтобы помочь тревожному ребенку, специалисты рекомендуют проводить работу в трёх направлениях:
- повышение самооценки;
- обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- снятие мышечного напряжения.
Упражнение 1 - «Похвала». Конечно, повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно хвалить ребенка даже за незначительные успехи, причем делать это искренне! Ведь в любой ситуации можно найти повод, чтобы отметить достижения своего ребенка. Родителям предлагаются ситуации, когда необходимо найти за что и как похвалить ребенка.
Упражнение 2- «Комплименты». Очень поможет игра «Комплименты», если в неё играть всей семьёй. А ещё хорошо дома оформить «Цветик-семицветик» - в центре которого разместить фотографию ребенка, а на цветных лепестках - результаты, которыми он гордится. Предлагается нарисовать цветик-семицветик и написать успехи ребенка. Упражнение 3 - «Камушек в ботинке». Для обучения управлению своим поведением придумано хорошее упражнение - «Камушек в ботинке». Как правило, тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, а иногда и тщательно скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Привлечь ребенка к обсуждению того, что его волнует, можно с помощью простого приема. «Помнишь, как однажды тебе попал камушек в ботинок? Как сильно он мешал? А когда мы его вытряхнули, оказалось, что он такой маленький! Когда мы чем-то взволнованы, озабоченны, у нас в душе происходит то же самое. Если мы сразу вытащим этот маленький вредный камушек, то неудобство сразу исчезнет! А если его оставить - то возникнут проблемы, и немалые (помнишь, как ты сильно натер ногу?) Поэтому всем людям- и взрослым, и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давай договоримся, если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймём друг друга и сможем об этом поговорить». Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, половину проблемы тревожности можно будет считать решенной. И, наконец, чтобы научить детей произвольному мышечному расслаблению, предлагается разучить несколько релаксационных игр. Упражнение 4 - «Воздушный шарик». Цель - снять напряжение, успокоить ребенка. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваша шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь давайте покажем друг другу наши красивые шары!»
Упражнение 5 - «Шалтай-Болтай». Цель - расслабить мышцы рук, спины, груди. «Давайте поставим маленький спектакль. Он называется - «Шалтай-Болтай» Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.
Сначала туловище поворачивается вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» все резко наклоняются вниз.
Упражнение 6 - «Гусеница». Цель - игра учит уверенности в себе, а также помогает достигнуть атмосферы доверия. «Сейчас мы станем одной большой гусеницей. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник цепочки держит свой шар на вытянутых руках. Так, в единой цепи, нужно пройти по определенному извилистому маршруту. Упражнение 7 - «Водопад». Цель - развивать воображение, достигнуть расслабления. Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2 - 3 раза глубоко вздохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает в нём вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течёт по вашим плечам, затылку, помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, безо всякого усилия, можете глубоко вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд) А теперь поблагодарите этот водопад из белого света за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
- Родителям предлагается задать вопросы, которые возникли по ходу тренинга.
- В заключение собрания подводятся итоги и предлагается принять решение собрания.
Проект решения родительского собрания.
- Рекомендовать тем родителям, у которых результаты экспресс-тестирования оказались неутешительными, записаться на консультацию к психологу.
- Рекомендовать родителям внимательно относиться к проблеме детской тревожности.
Памятка для родителей.
- Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это ещё не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чем чаще хвалите его, но так, что бы он знал за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы умеренного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
- Не предъявляйте ребёнку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребёнка, наказывая его.