Методическая разработка Утренний сбор

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка «Утренний сбор»

Психолого-педагогические условия,

необходимые при реализации Утреннего сбора

  • соответствие процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям детей;
  • личностно - ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
  • предоставление каждому ребенку свободы выбора (деятельности, партнера, средств и пр.);
  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  • создание образовательной среды, способствующей эмоционально - ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместной и самостоятельной активности.

Возможные задачи Утреннего сбора

  • установить комфортный социально - психологический климат;
  • дать возможность высказаться и выслушать друг друга, посопереживать, порадоваться друг за друга;
  • получить информацию о развитии детей, их интересах и других особенностях;
  • мотивировать к предстоящим делам, занятиям;
  • организовать планирование детьми предстоящей деятельности;
  • вовлечь членов семьи в деятельность класса.

Долгосрочные образовательные задачи для учащихся

  • думать независимо, мыслить критически;
  • выражать идеи ясно: и устно, и в письменной форме;
  • брать ответственность за себя и других;
  • заботиться друг о друге, уважать друг друга;
  • быть открытым для новых идей;
  • получать удовольствие от обучения;
  • общаться с другими, вступать в дружеские отношения.
Утренний сбор дает учителям возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у учеников чувства взаимного уважения и доброты. Утренний сбор в жизни класса - это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука в руке, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопрос, высказать свое мнение. В кругу сидят добрые, понимающие люди, сверстники и взрослые, желающие всем добра. Круг - это гарантия защищенности. Утренний сбор - один из эффективных способов показа ученикам, что они живут в обществе, являются единой командой. Друзья в классе - команда, весь класс - тоже команда. Время Утреннего сбора - время создания настроения единства и единения, настроя на общие дела и достижения, узнавание нового. Утренний сбор - это ежедневная спланированная и структурированная практика. Участники собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения должны быть постоянными. У педагога есть сигнал, приглашающий на Утренний сбор, например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, речевка, любимая детьми песня или просто объявление. Дети усаживаются в круг. При круговом расположении детей взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Порядок расположения в кругу может меняться. Например,
  • рассаживаются по росту, по датам рождения,
  • чередуя, девочка - мальчик,
  • по цвету глаз, по длине волос,
  • по количеству членов семьи, по алфавиту,
  • по расположению домов к школе и т.д.

Компоненты Утреннего сбора

  • приветствие
  • обмен информацией
  • групповая деятельность
  • ежедневные новости.

Продолжительность Утреннего сбора Утренний сбор длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей Приветствие - это первый компонент Утреннего сбора. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде, чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Учитель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа и приветствует его (ее): «Доброе утро, Катя! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Катя, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к учителю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок или другой значимый для детей предмет. Приветствие способствует принятию детьми норм поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению в сообществе. Они видят, что поведение предопределяет отношение друг к другу, и что они ответственны за свое поведение и поведение других членов группы. Примеры приветствий:

  • рукопожатие, помахать открытой ладонью,
  • передача тепла своей руки с закрытыми глазами,
  • моргни соседу, улыбнись соседу,
  • передача предмета, скажи соседу добрые слова,
  • сделай комплемент соседу, комплемент себе,
  • каждый здоровается на своем родном языке,
  • использование иностранных слов - приветствий,
  • приветствия со словами: «Доброе утро, Катя!», «Привет Маша! Я рада тебя видеть!»
  • создание общей паутины: все бросают клубок со словами приветствия любому и держатся за нитку, так создается сеть,
  • Я дрозд, ты дрозд
У меня щечки гладки, у тебя щечки гладки,

У меня губки сладки, у тебя губки сладки. Я твой друг, ты мой друг. Мы два друга любим друг друга.

  • Здравствуй Маша, здравствуй Коля...
Здравствуй наш дружный класс. Мы рады видеть вас.

Обмен информацией (идеями, новостями) Это самый серьезный и важный аспект Утреннего сбора. В течение данного этапа дети делятся информацией, обсуждая вопросы и темы, которые являются важными для них. Ученики получают возможность больше узнать друг о друге, учатся выражать свои собственные идеи, мысли чувства. Обмен информацией позволяет каждому получить опыт публичного выступления, научиться слушать других. Задавая вопросы, высказывая свои комментарии, обсуждая мнение других, дети учатся адекватно реагировать на реплики, обращаясь, непосредственно друг к другу. Выбор темы для обсуждения (или обмена). Обсуждение должно касаться в большей степени событий и информации, а не предметов и их владения. Темы могут варьироваться в зависимости от возраста и состава класса. В качестве фасилитатора педагог может помочь детям исследовать ряд тем, вместо того чтобы ограничивать идеи. Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности), который должен быть понятным и доступным детям и их семьям заранее, это делается с целью предварительной подготовки. Количество детей, которые будут принимать участие в обсуждении, то есть задавать вопросы и комментировать услышанное, ограничивается. Для этого удобно использовать какую-нибудь коробочку, в которой лежат небольшие предметы, например, камешки (три серых и два белых). После того, как кто-то из детей обменялся информацией, желающие задать вопрос берут серый камешек, а желающие прокомментировать, берут белый камешек. Таким образом, по данному выступлению будет задано три вопрос и прозвучит два комментария. Учитель определяет, сколько детей будет принимать участие в Обмене идеями и сколько вопросов и комментариев последует. Это позволит успешно решать задачи развития навыков слушания, внимания, обсуждения, высказывания детей. Учитель помогает определить уровень ответственности рассказчика и слушателя. Рассказчик должен:

  • говорить громко и понятно,
  • представлять новости кратко и четко,
  • задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим,
  • отвечать на вопросы вежливо и уважительно.
Слушатель должен:
  • сосредоточить внимание на том, кто делится идеями,
  • внимательно слушать сообщение, воспринимать новые идеи с уважением,
  • задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес,
  • демонстрировать уважение к тому, кто делится,
  • внимательно слушать вопросы и комментарии других.
Реакция на Обмен идеями может быть как вербальной, так и невербальной. Моделируя уважительное поведение, взрослый учит этому детей. Жесты и мимика, свидетельствующие о внимании, показывают искренний интерес к информации, которой делятся, к проявлению чувств детей. Такая атмосфера создает ощущение психологической безопасности в группе. Иногда учитель задает вопрос, на который отвечают все дети или обозначают проблему, по которой дети могут высказать свое мнение. Такой подход называется фокусированным и помогает участвовать в групповой дискуссии. Темы для фокусированного обсуждения могут быть следующими:
  • разработка правил жизни в классе,
  • правил дружбы,
  • правил улаживания конфликтов,
  • исследование новых материалов,
  • рассказ о достижениях, которыми гордишься,
  • когда и как ты был храбрым и т.д.
Обсуждение и ответы на вопросы сначала демонстрирует учитель, а затем начинают практиковаться в этой деятельности дети. Умение задавать вопросы можно потренировать в течение Утреннего сбора. Для этого вводятся различные типы вопросов:
  • фактические: используются для получения информации по вопросу и стимулируют обсуждение. Например: «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?»,
  • расширяющие: используются для расширения дискуссии. Например: «Что мы еще должны рассмотреть?»,
  • осмысленные (обоснованные): используются для осмысления старых идей, введения новых подходов, обсуждения причин и приведения доказательств. Например: «Почему это произошло таким образом? Как это можно сделать по-другому? Как это надо сделать?»,
  • гипотетические: используются для развития новых идей, изменения хода дискуссии. Например: «Что случится, если мы сделаем вот так? Как выдумаете, что произойдет, если …?»,
  • альтернативные: используются для выбора между двумя вариантами решения проблемы и для достижения согласия. Например: «Какой вариант лучше, первый или второй? Мы все согласны с этим решением? Как оно будет осуществляться?».
  • Учитель обсуждает с детьми темы, которые они хотели бы обсудить, выявляет круг интересов. Наиболее интересные для учеников темы:
  • «Домашние животные», «Моя любимая сказка»,
  • «Мой друг», «Моя семья», «Это Я»,
  • «Мое любимое занятие», «Что я умею хорошо делать»,
  • «Транспорт», «Динозавры» «Мое село» и т.д.,
  • работа по проектной деятельности.
Обмен идеями - это компонент Утреннего сбора, который вводят последним, то есть когда дети будут себя чувствовать уверенно в остальных.

Групповая деятельность Главная цель данного этапа - построение сообществ через игру и позитивное настроение. Групповая деятельность - это компонент Утреннего сбора, который способствует внедрению демократических ценностей в сообщество путем совместной работы. Каждый член группы участвует в различных видах деятельности - пении, играх, других упражнениях - быстрых, энергичных, зажигательных, но они не несут элемента соревновательности, а помогают кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Такие задания требуют умения сконцентрироваться, творчески мыслить, самовыражаться. Совместные игры и задания помогают группе добиться успеха. Они нацелены на академическое, социальное и физическое развитие школьников, способствует выразительности речи детей, дают возможность учиться на собственных ошибках и создавать атмосферу успеха. Учителя должны практиковать такие виды игровой деятельности, которые:

  • заставляют детей смеяться,
  • способствуют кооперированию и совместному решению проблем,
  • создают «банк» игр, упражнений, песен, считалок, стихов,
  • поддерживают позитивный настрой в классе,
  • развивают координацию движений, проворность, ловкость, выносливость,
  • вырабатывают внимание, развивают память и т.д.
Возможности для веселья, познавательных игр и обучения практически бесконечны и не требуют много материалов. Учителя планируют различные виды деятельности, которые включают:
  • действия и движения, языковые упражнения
  • математические упражнения и игры,
  • естественнонаучные эксперименты.
При этом учитель учитывает:
  • изучаемый в настоящий момент темы по программе,
  • темы, которые интересуют детей, темы по проектной деятельности,
  • степень зрелости класса, настроение детей,
  • опыт участия в подобных групповых видах деятельности,
  • совместный опыт участия группы в специфических видах деятельности,
Некоторые виды групповой деятельности:
  • песня «Купим мы, бабушка, тебе курочку...»,
  • игра «Передай дальше», «Хорошо - плохо»,
  • игра «Волшебная корзина», «Прикид»,
  • игра «Паутина», «Угадай, чей голосок»,
  • игра «Нос, уши, глаза...», «Телефон», «Да и нет»
  • «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак...»,
  • «Чайничек с крышечкой, крышечка с дырочкой...»,
  • «Моя тетушка приехала и привезла мне в подарок...»
В идеале Групповая деятельность - компонент Утреннего сбора, который следует за периодом спокойного рефлексивного Обмена идеями, когда участники готовы к активной деятельности. Групповая деятельность менее структурирована, чем Приветствие или Обмен идеями и направлена на возрастную потребность детей в двигательной активности. После того как дети усвоят Приветствие, учитель может вводить Групповую деятельность, начиная с простых форм деятельности, так как они предполагают творчество, помогают установить атмосферу открытости, доверия, помогут детям контролировать себя, следовать очередности, вместе решать общие проблемы. Отсутствие соревновательного элемента в таких играх позволяет участникам работать в команде и уважать индивидуальные особенности и умения каждого ребенка. Ежедневные новости - четвертый компонент Утреннего сбора. Цель - обеспечение информацией. Это краткое прямое сообщение, написанное педагогом или под его руководство детьми, и вывешенное на всеобщее обозрение. В зависимости от возраста детей можно выполнить Ежедневные новости в рисунках, использовать пиктограмму и т.д., то есть довести до детей сообщение в доступной для них форме. При этом могут использоваться и устные объявления. Открытая для обсуждения, конкретная и ясная, устная и письменная информация, стимулирует интересы детей, предоставляет возможность выбора каждому. Таким образом, каждый становится ответственным за полученную информацию. Ежедневные новости могут служить письменным документом, отражающим историю жизни класса. Ежедневные новости состоят из специфических и предсказуемых компонентов:
  • особого приветствия,
  • календарных событий (время года, дата, день недели, погода),
  • информационного сообщения о программной теме или вопросу дискуссии,
  • планов работы на день,
  • информация о специфических видах работ, об ответственности за выполнение заданий,
  • выполнения специальной просьбы или задания,
  • особых объявлений (о днях рождениях, о посещении гостей, о предстоящих событиях, о достижениях детей).
Ежедневные новости помогают детям тренировать математические и языковые умения, совершенствовать читательские навыки. Дети учатся решать проблемы, заявленные в «Новостях», помогают друг другу, оказывают эмоциональную поддержку, создают новые подходы к выполнению заданий, сотрудничают. В классе по каждый ребенок бывает Звездой дня. Выделяет Звезду какой-то отличительный знак, например, корона. Звездой может стать тот, у кого сегодня день рождения, кто получил хорошую оценку, помог товарищу, не получил замечаний, хорошо выступил и т.д. Звезда получает множество комплиментов, дети говорят о ее хороших поступках, оказывают всяческие знаки внимания. Для нее могут спеть песни, рассказать стихотворение, станцевать, что-то подарить. Таким образом, дети осознают, что все равны, что каждый член коллектива достоин внимания и уважения. Введение компонентов Утреннего сбора в практику класса должно быть постепенным. Очередность компонентов может варьироваться по усмотрению учителя. При этом учитывается важность обсуждаемой проблемы, физическое, эмоциональное состояние детей, другие факторы. Каждый элемент Утреннего сбора позволяет ученикам осваивать целый ряд академических и социальных умений, развивает интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки каждого члена класса. Поскольку позитивный опыт повторяется ежедневно, уроки доброты, эмпатии и толерантности становятся сущностными ценностями участников. Повторение этих уважительных демократических взаимодействий и ритуалов приводит к прекрасным результатам как внутри класса, так и за его пределами. Благодаря технологии Утренний сбор дети работают над различными проектами как исследовательскими, так и социальными и творческими, как коллективными, так и индивидуальными. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Среди качеств, свойственных одаренному ребенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно: «...только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем». В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!



© 2010-2022