- Преподавателю
- Начальные классы
- Строение книги. Понятие об основных элементах книги
Строение книги. Понятие об основных элементах книги
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маляренко Н.П. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Строение книги. Понятие об основных элементах книги (обложка, корешок, титульный лист, предисловие, оглавление, иллюстрация).
Цель: Формирование навыков самостоятельной работы с книгой, развитие интереса к чтению.
Оборудование: Необходимо подготовить достаточное количество книг со всеми элементами (чтобы каждое новое понятие иллюстрировать конкретными примерами).
Ход урока:
Здравствуйте!
Ребята, как Вы думаете счастливые люди, это кто?
Это любящие, умеющие читать люди! Они окружены множеством добрых и верных друзей. Друзья - это книги!
Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают всю жизнь.
Посмотрите сколько книг в библиотеке, как же не ошибиться и выбрать нужную? Оказывается очень просто! Ведь книга, так же как и человек имеет своё лицо, и оно может многое рассказать о себе.
Сегодня мы познакомимся с элементами книги, по которым мы можем узнать - о чём эта книга, интересна ли она?
Как Вы думаете, ребята, с чего начинается книга? Что мы видим?
Обложка. Она бывает мягкая, и так и называется «обложка», а бывает из твёрдого картона, и тогда называется «переплёт» (показать разные варианты обложек).
Для чего они нужны? (ответы детей).
-
Правильно. Обложка защищает книгу, листы от повреждений и придаёт её нарядный вид.
В старину переплёты делали из кожи и украшали драгоценными камнями и золотом. Имели металлические застёжки. (показать образцы на слайдах)
Посмотрите внимательно, на ней написано имя человека, который её написал. Если книга вам понравится, вы обязательно запомните её автора. И тогда Вы сможете найти в библиотеке другие произведения этого же писателя. Что же мы ещё можем узнать, глядя на обложку? Правильно, как называется книга, её заглавие. Но не всегда по заглавию узнаешь, о чём пойдёт речь дальше. На помощь могут прийти иллюстрации: рисунки на обложке или внутри книги. Они расскажут читателю, кто герои книги, где происходят события в произведении. Но и рисунок на обложке далеко не всегда даёт полное представление о содержании книги. Тогда мы должны открыть обложку и посмотреть на первую страницу. Она называется титульный лист. Это имя книги и её адрес. Из текста на титульном листе мы можем узнать:
- Кто написал это произведение?
- Каково его заглавие?
- Кто нарисовал иллюстрации к этому произведению?
- В каком городе, и в каком году напечатана эта книга, какое издательство выпустило книжку в свет?
А теперь ребята посмотрим, как Вы запомнили то, о чём мы с Вами беседовали. У меня в руках цветок-ромашка с ответами на вопросы. Выберите лепесток с правильным ответом.
- Как называется лист, где указаны автор, название и год издания книги? (титульный лист)
- Что может помочь раскрыть содержание книги? (аннотация)
- Как быстро найти рассказ или главу? (содержание)
- Что предохраняет книгу от повреждений? (Обложка)
А в заключение нашего разговора, поиграем и посмотрим как Вы знаете книги. ???? затрудняюсь сформировать Ребятам раздаются книги, они их осматривают и отвечают на вопросы.
- Как найти рассказ «Что любит Мишка» в книге Виктора Драгунского «Денискины рассказы»? ( по содержанию)
- На какой странице напечатана сказка Ш. Перро «Ослиная шкура»?
- В каком городе и в каком году напечатали книгу Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»? (в Москве в 1993г.)
- О чём расскажет обложка книги Виктора Драгунского?
- Кто нарисовал иллюстрации к книге Ш.Перро «Волшебные сказки»?
- Сколько сказок Ш.Перро напечатано в книге Ш. Перро «Волшебные сказки»?
Использованная литература 1. Валькова, В.Г. Книжкин Дом [Текст] / В. Г. Валькова, А. Н. Спаль. - М.: Книжная палата, 1990 - С.36-38 2. Дацкевич, В. Как делают вашу книгу [Текст] / В. Дацкевич. - М.: Дет. лит., 1987. - 25с. 2. Морару, С. Библиотечный урок во 2 классе [Текст] / С. Морару Школьная библиотека. - №5. - 2001. - С.32-33 3. Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная лит-ра [Текст] / И.П. Павлов; худож. Б.Буракова. - Л.: Дет. Лит., 1991. - 113с.- (Знай и умей) 4. Петрова, О. Структура книги: 3 класс [Текст] / О. Петрова // Школьная библиотека. - 2001. - № 16. - С.41 5. Сукиасян, Э. Элементы книги или что у книги как называется [Текст] / Э. Сукиасян // Библиотека.- 2006. -№ 10. - С. 43-45