- Преподавателю
- Начальные классы
- Б. С. Житков Как я ловил человечков урок по литературному чтению в 4 классе
Б. С. Житков Как я ловил человечков урок по литературному чтению в 4 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пукас Н.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Литературное чтение
Урок № ___ Дата ____________
Тема. Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков».
Цель: познакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова, расширять кругозор учеников,
учить детей понимать глубину произведения, воспитывать доброе, бережное отношение
к близким людям.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят - отвечаю.
II. Актуализация опорных знаний
-
Конкурс скороговорок
-
Работа над новой скороговоркой
Белые бараны били в барабаны
-
Пятиминутное чтение
III. Проверка домашнего задания
IV. Сообщение темы и целей урока
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, благодаря которому дети узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, мангуста, обезьянка, кенгуру.
V. Изучение нового материала
-
Знакомство с жизнью и творчеством писателя
- Это писатель Борис Степанович Житков, а рассказ, который мы начнём сегодня читать, в основе своей автобиографичен, как, впрочем, большинство произведений Б. С. Житкова.
Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях, отличились в морских сражениях и ушли в отставку адмиралами. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.
После окончания гимназии Борис Житков становится студентом математического отделения Новороссийского университета в Одессе. В это же время он сдаёт экзамен на штурмана дальнего плавания. А после окончания Новороссийского университета становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге. Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Неизгладимые впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Цейлона, Китая, Японии. Потом были у него и другие плавания и новые, не менее интересные встречи с самыми разными людьми. Переполненный необычайно богатыми жизненными впечатлениями, Житков фиксировал их в своих дневниках и письмах друзьям. Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! Его отличало редкостное умение всё делать своими руками, неохватный технический кругозор, радостная увлечённость рабочими профессиями, горячее желание быть полезным другим.
А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…
Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства - Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»
Борис Степанович отозвался на это предложение с неохотой, но Чуковский настоял на своём, сказав: «Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю».
Каково же было удивление К. И. Чуковского, когда через несколько дней, сев читать и приготовясь редактировать рукопись, принесённую Борисом Степановичем, писатель обнаружил, что исправлять нечего, что перед ним работа настоящего мастера.
Радость Чуковского была безгранична. Он посоветовал другу отнести морскую новеллу в детский журнал, показать её С. Я. Маршаку. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. И в лице Маршака нашёл сразу верного друга, доброжелательного, требовательного и справедливого редактора. А литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.
Рассказ «Как я ловил человечков» - рассказ из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).
-
Работа над рассказом Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»
а) Чтение рассказа учителем
Учитель читает часть рассказа до слов: «Я всё время думал о человечках».
б) Беседа
-
Что хотите сказать?
-
Каким представляете себе маленького Борю?
-
Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик?
-
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
в) Чтение первой части рассказа учащимися про себя
г) Выборочное чтение
д) Игра «Ты - мне, я - тебе» (Дети работают парами. Поочередно составляют и задают вопросы по содержанию текста).
VII. Итог урока
VIII. Сообщение домашнего задания
Перечитать отрывок из рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», прочитанный в классе; проследить, как нарастало волнение мальчика, как росло его нетерпение.
Литературное чтение
Урок № ___ Дата ____________
Тема. Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков» (продолжение)
Цель: продолжить работу над произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»; учить
детей понимать внутренний мир людей, сопереживать; развивать мышление,
воображение, речь учащихся; воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация опорных знаний
-
Конкурс скороговорок
-
Работа над новой скороговоркой
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
-
Пятиминутное чтение
III. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают отрывок, прочитанный ими дома, прослеживая динамику событий, отмечая, как постепенно нарастает напряжение.
IV. Сообщение темы и целей урока
V. Изучение нового материала
-
Работа над второй частью рассказа Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»
а) Чтение рассказа учителем
б) Беседа о прослушанном
-
К какой хитрости прибег мальчик?
-
Для чего он это сделал?
-
Как вы думаете, что пережил мальчик, когда увидел, что пароходик пуст?
-
Почему у Бори дрожали руки, когда он пытался всё поправить? Только ли из-за боязни быть наказанным?
-
Как последние слова произведения характеризуют мальчика?
-
Какой вы представили себе бабушку?
в) чтение рассказа учащимися «цепочкой»
г) Беседа
-
Какие чувства вы испытываете к главному герою?
-
Какая часть рассказа вам показалась самой напряжённой?
-
Как вы думаете, почему Б. С. Житков решил рассказать о глубоко личных переживаниях своего детства?
-
Чему учит этот рассказ?
д) Выборочное чтение
-
Что испытывал Боря, когда ушла бабушка и заветный пароходик оказался в его руках?
Прочитайте, как об этом рассказывает Б. С. Житков.
-
Какой эпизод рассказа взволновал вас сильнее всего? Прочитайте.
VI. Итог урока
VII. Сообщение домашнего задания
Перечитать рассказ Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», подготовить выразительное чтение отрывка, который наиболее понравился, заставил больше всего переживать, волноваться.