• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок русского языка в 3а классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Урок русского языка в 3а классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан







Урок русского языка в 3а классе по теме:

«Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»

(УМК «Перспективная начальная школа»)










Ганеева Сарвар Шавалеевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Бавлы-2013

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе


по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова».

1.ФИО

Ганеева Сарвар Шавалеевна

2.Место работы

МБОУ «СОШ» №7 г.Бавлы Республики Татарстан

3.Должность

Учитель начальных классов

4.Предмет

Русский язык

5.Класс

3 а

6.Тема и номер урока в теме

Тема: «Орфография»

Урок №51

7.Базовый учебник (УМК)

УМК «Перспективная начальная школа»

учебник «Русский язык», М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.

8.Актуальность материалов

Изучение данной темы способствует орфографической зоркости, развивает умение разбирать слова по составу. Формируются умения, связанные с информационной культурой

9.Учебные цели и задачи

Познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.

10.Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Предметные:

Знать правило правописания слов с удвоенной согласной в корне слова и на стыках морфем. Уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму. Определять грамматические признаки имен существительных

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать, планировать свое действие, определять тему, цель урока.

Уметь ориентироваться в учебнике, в обратном словаре, работать с разными по уровню заданиями, составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

11.Тип урока

Урок открытия новых знаний

12.Формы работы учащихся

Фронтальная работа, работа в парах, группах

13.Необходимое техническое оборудование

Мобильный класс (нетбуки), компьютер, интерактивная доска




Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Используемые ресурсы

Длительность этапа

I этап. Организационный момент

Цель - мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Дети включаются в урок.

Личностные.

Вовлечение детей в учебный процесс.

I этап. Организационный момент - Ребята, давайте поприветствуем гостей, улыбнемся им и посмотрим друг на друга с улыбкой. Пожелаем всем удачи и успехов. - Вспомним девиз наших уроков: К новым знаниям стремимся, друзья, Без открытий нам в жизни нельзя! - Сегодня нас ждет еще одно новое открытие. Но прежде, чем узнать что-то новое, необходимо проверить знания, изученные на прошлых уроках.


1-2 минуты

II этап. Повторение.

Цель - закрепить знания и умения по теме «Склонение существительных».

Выполнение теста. Оценивают свои возможности.

Познавательные, регулятивные.

Организовать работу на нетбуках. Познакомить учащихся с результатами теста . II этап. Повторение. - Ребята, включите нетбуки. Вы получили тесты по теме «Склонение существительных». По моему сигналу вы должны начать работу. Выполнив тест. Оправьте его ко мне на мой нетбук. (Самостоятельная работа). Послушайте результаты вашей работы.











Мобильный класс (нетбуки),компьютер.

6-7 минут

III этап. Актуализация знаний.

Цель -актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для

восприятия нового материала;

организовать самостоятельное

выполнение пробного

действия и фиксацию

затруднения в выполнении пробного действия.

Работа с пословицами. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Участвовать в

учебном диалоге.

Личностные,

регулятивные, познавательные.

Организовать фронтальную работу по объяснению смысла пословиц. III этап. Актуализация знаний. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Итак, с чего мы начнем наше открытие? - Прочитайте пословицы. Объясните смысл: «К дому дорога никогда не бывает длинной».

- При выполнении тестов, вы встретились с пословицей, кто помнит ее? «Аккуратность красит человека». - Объясните смысл этой пословицы. - Посмотрите на слова, в этих пословицах (на доске). Есть ли чем-то похожие слова? - Объясните, почему в слове аккуратность пишется удвоенная буква «к»? - А как объяснить, почему в слове «длинной» пишется удвоенная «н».




4-5 минут

IV этап. Изучение нового материала.

Цель - познакомить учащихся с орфограммой «Удвоенная согласная на границе частей слова».

Ставят цель урока, уточняют и согласовывают тему, определяют средства, формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Строят рассуждения. Классифицируют слова, написание которых можно объяснить изученным

правилом.

Регулятивные,

познавательные,коммуникативные.

Организовать практическую исследовательскую деятельность по изучению новой орфограммы.

V этап. Изучение нового материала.

- На интерактивной доске слова:

Лимонный, снежный, шумный, туманный, зимний, каменный, южный.

- Чем похожи эти слова и чем различаются?

- Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами?

Запишите их в 2 столбика.

- Как вы думаете, почему слова первого столбика написаны с одной буквой -н-, а второго с двумя.

Какое задание нам необходимо выполнить, чтобы определить, где в словах пишется одна буква -н-, а где две буквы -н-?

- Разберите данные слова по составу (самостоятельно).

На интерактивной доске 2 столбика слов. Два ученика разбирают слова по составу.

Шумный лимонный

Зимний туманный

Южный каменный

.- Какую цель мы ставим перед собой?

Узнать почему в одних словах пишется одна буква -н-, а в других две буквы -н-.

- Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?

- Как вы думаете, это орфограмма?

(Есть ли опасное место при письме)

- Как она может называться?

Попробуйте сформулировать тему. (На доске тема урока).

На доске опора - памятка.

Объясните, используя памятку. Когда в словах на границе частей слова пишется удвоенная согласная?

Физкультминутка.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).









Интерактивная доска




School-collection Музыка из детского

альбома П.И. Чайковского «Русская песня». ( см. в прил. №1)

7-8минут

V этап. Первичное закрепление.

Цель- формировать умение писать правильно слова с удвоенной согласной.

Создание ситуации успеха, выявление ошибок, их причину, исправление ошибок.

Устанавливать наличие определенных орфограмм. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания - работа с Обратным словарем. Формулирование собственного мнения и позиции.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Контролировать правильность выполнения упражнения.

Организовать работу в парах, группах. Обеспечить контроль за выполнением заданий. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

V этап. Первичное закрепление.

  1. Упражнение №122 стр.129. Работа в парах. Открой Обратный словарь на -К. Найдите слова на -ник. Выпишите только названия кустарников .Разберите их по составу. Покажите , как образовано любое из них. Объясните соседу по парте, почему во всех этих

словах пишется удвоенная буква Н

    Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Упр.124, стр.131

    - Откройте обратный словарь на букву «й». Среди них найдите слова с удвоенной буквой. Выпишите их.

    I группа выписывает слова.

    II группа разбирает эти слова по составу.

    - С каким суффиксом вы встретились впервые?

    3) Упражнение №125 стр.131

    - Прочитайте стихотворение.

    - Найдите слово на орфограмму «ь знак после шипящих», «Безударная гласная в корне слова».

    - Объясните правописание этих слов.

    - На какую орфограмму есть еще слова? Выпишите прилагательные в которых пишется две буквы Н ( взаимопроверка)

    -Кто не сделал ни одной ошибки? Кто сделал 1,2 ошибки. Понятны ли вам свои ошибки?

    учебник «Русский язык», М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.

    Обратный словарь.

    23 -24минуты

    Выбрать задание из трех по сложности.

    Оценивать свои возможности при выборе задания. Контролировать правильность выполнения задания.

    Личностные, регулятивные.

    Объяснить выполнение задания по выбору.

    4)Ребята, я для вас приготовила задания по выбору. 1 задание. Разделите слова на 2 столбика. Вставьте пропущенные буквы. Слова пишите в тетради.

    Шум..ый, экра…ый, жемчуж…ый, , лимо…ый, зако…ый, ко…екция.

    2 задание надо выполнять на нетбуке. Вы должны будете к каждому прилагательному подобрать существительное по смыслу при помощи стрелки . Вставить пропущенные

    буквы.

    Каме…ое салат

    Су…отняя сказ

    Витами…ый здание

    Были…ый передача передача

    3 задание. На интерактивной доске схемы предложений. Составьте 1 предложение , используя схему по выбору. В 1 предложении используйте слово «по аллее», во 2 предложении слово» деревянный».

    .

    Приступайте к выбранному заданию. Успехов вам.

    С

    П

    П

    С

    Урок русского языка в 3а классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (УМК «Перспективная начальная школа»)Урок русского языка в 3а классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (УМК «Перспективная начальная школа»)Урок русского языка в 3а классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (УМК «Перспективная начальная школа»)Урок русского языка в 3а классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (УМК «Перспективная начальная школа»)Урок русского языка в 3а классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (УМК «Перспективная начальная школа»)

    Когда?

    Где?

    Какой?

    Нетбуки, интерактивная доска.

    . Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

    Давать оценку своей работе.

    Регулятивные

    Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке.

    Какую задачу ставили в начале урока? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Где можно применять новые знания? У кого на уроке все получалось хорошо? А кому надо еще поработать над этой темой?

    2-3минуты

    VI этап Домашнее задание.

    Выбирают домашнее задание из предложенного.

    Учитель объясняет домашнее задание

    1задание.Выписать из художественного произведения слова с удвоенной согласной на границе частей слова . 2 задание Упр

    1 минута























    Приложение

    Тест по теме: «Склонение существительных»

    Задания базового уровня

    1. Сколько склонений в русском языке?

    а) 5

    б) 3

    в) 7

    1. Какое из существительных стоит в Т.п.?

    а) прочитал книгу

    б) лепить снеговика

    в) стоит под горкой

    1. На какой вопрос отвечают существительные в В.п.?

    а) Кому? Чему?

    б) Кого? Что?

    в) О ком? О чем?

    1. Какое из существительных стоит в Т.п., во 2 скл., мн.ч?

    а) отправились за грибами

    б) вышел на дорогу

    в) вырос на грядке

    1. Какое из слов в пословице «Аккуратность красит человека» относится к 3 скл.?

    а) аккуратность

    б) человека

    Задания повышенного уровня

    У слов дедушка, юноша, девушка, дядюшка есть общие признаки.

    а) Все эти слова являются именами существительными женского рода

    б) Все эти слова являются именами существительными мужского рода

    в) Все эти слова могут изменяться по числам

    г) Все эти слова относятся ко 2-му склонению



    Отзывы учащихся 3а об уроке русского языка на тему:


    «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»

    15 января в нашем классе прошел урок русского языка по теме «Двойные согласные». Мне очень понравился урок. Потому что мы снова работали на нетбуках, интерактивной доске. У нас в классе было много гостей. Нас все похвалили.

    Валиуллин Амир

    Мне очень понравился урок. Потому что я люблю работать на нетбуках. Когда мы делаем тесты на нетбуке, мы сразу же узнаем свою оценку за работу.

    Зарипов Ильдар

    Сегодня мы снова на уроке работали на нетбуке. Мне нравится, что нетбук сразу выдает нам оценку за работу. Правда мало работали на нетбуке. Хочется больше работать по академии школьника.

    Зиля Фаритова

    Сарвар Шавалеевна учит нас думать, исследовать. Вот и сегодня на уроке мы исследовали, почему в некоторых прилагательных пишется одна буква н, а в других 2 буквы нн. И это было совсем не трудно.

    Абдуллина Ляйсана

    Наш учитель Сарвар Шавалеевна провела урок русского языка, у нас на уроке были гости. Сегодня мы работали в парах, группах. Я теперь умею писать слова с удвоенной согласной. Я получила пятерку.

    Шамсиева Джамиля


    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ РЕСУРСОВ (программного

    Название ресурса

    Тип ресурса (программное обеспечение, медиаресурс, интернет-сервис)

    Для чего ресурс используется на

    уроке (демонстрация, организация совместной деятельности и пр.)

    Гиперссылка на конкретные интернет-сервисы, использованные на уроке на уроке (если есть)

    School-collection Музыка из детского

    альбома П.И. Чайковского «Русская песня». ( см. в прил. №1)

    Физкультминутка


    обеспечения, медиаресурсов, интернет-сервисов)





    Самоанализ урока по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (3класс) . (

    1.Характеристика класса.
    В 3а классе учатся 23 человека: 10 девочек, 13 мальчиков. В классе 3 отличника, неуспевающих. Ребята очень ответственно относятся к учебе. Школьники имеют хорошие знания по русскому языку, владеют навыками исследовательской, самостоятельной работы. На уроках наблюдается положительный эмоциональный настрой.


    2.Характеристика урока.

    Урок русского языка по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» проводился после зимних каникул. Я считаю, что тема данного урока для ребят была не сложная. Так как дети имеют хорошие знания по разбору слов по составу. Многие ребята уже умеют формулировать проблемы, ставить цели. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

    Мною был выбран тип урока -урок открытия нового знания.

    . Опираясь на требования к современному уроку, структура урока была запланирована следующим образом:

    а). Организационный момент способствовал возникновению внутренней потребности включения учащихся в деятельность.
    б). На этапе повторения темы было отведено время на проверку знаний и умений по теме «Склонение существительных» с помощью нетбука. В течение 7 минут ребята писали тестовые задания базового и повышенного уровня, что позволило более эффективно провести диагностику уровня обученности на данном этапе каждого учащегося.

    Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Эту мотивацию ребята получают на этапе - актуализация знаний. В результате работы с пословицей перед ребятами возникает проблема. Дети затрудняются объяснить правописание слов с удвоенной согласной на границе частей слова.

    На главном этапе урока идет построение проекта выхода из ситуации. Ребята формулируют шаги, которые необходимо сделать для объяснения новой орфограммы.

    Ставят цель урока, уточняют и согласовывают тему. Такая работа учит детей мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы.

    .

    На этапе первичного закрепления изученной темы использовались упражнения из учебника, обратный словарь. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону способствовала ситуации успеха выявлению ошибок, их причину. Ребята имели возможность выбирать задание из предложенных. Была организована работа в парах по принципу «Сильный- слабый». Это способствует взаимообучению, взаимоконтролю.

    Я считаю, что на всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

    Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на познание учебного материала. Цели урока были достигнуты. Если бы мне пришлось повторить данный урок. Я бы в содержание урока внесла такие изменения : 1.Провела бы 2 короткие физкульминутки. 2.Вместо опоры- памятки приготовила небольшую презентацию.


    © 2010-2022