- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа Эфирные масла
Исследовательская работа Эфирные масла
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нагорная Л.А. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югра
Проектно-исследовательская работа на тему:
«Эфирные масла»
Выполнил: Нагорный Владлен Евгеньевич,
обучающийся 3 «Б» класса
Руководитель: Нагорная Лилия Анатольевна,
учитель начальных классов
Сроки выполнения проекта: с 20.11. 2014г. по 15.02.2015г.
Г. Мегион, пгт.Высокий
2014/2015 учебный год
Содержание
I.Введение……………………………………………………………………………………...3
II.Теоретическая часть
2.1. История возникновения ароматерапии…………………………………………….……4
2.2 Виды эфирных масел…………………………………………………………………..…..5
2.3.Влияние ароматерапии на организм человека……………………………………....…..5
III.Практическая часть
3.1. Содержание эфирных масел в растениях………………………………………….….…6
3.2. Влияние эфирных масел на здоровье человека…………………………………….…6
3.3. Результаты анкетирования обучающихся ……………………………………………....8
III. Заключение………………………………… ……………………………………………...9
IV.Рефлексия деятельности…………………………………………………………………...9
V.Список используемой литературы и источников………………………………………...10
VI. Приложение…………………………………………………………………………….....11
Введение Как правило, с наступлением зимы организм человека ослабевает и люди начинают чаще болеть. Самыми распространенными заболеваниями в это время являются вирусные инфекции. Я и моя младшая сестра Даша часто болеем зимой. При лечении, мама всегда использует эфирные масла. Мне стало интересно, что такое эфирное масло и как оно влияет на наш организм? Данный проект является актуальным, так как в настоящее время появилось очень много эфирных масел, которые используются в ароматерапии. Но не наносят ли они вреда здоровью? Как выбрать то, что подходит для организма? Эти вопросы являются главными, так как мало хорошо выглядеть, важнее хорошо себя чувствовать. Работая над проектом «Эфирные масла», я предполагаю, что регулярное использование человеком ароматерапии благоприятно воздействует на его организм. Целью своего проекта считаю: выяснить, как влияют эфирные масла на здоровье человека. Задачи проекта:
- Узнать, как и когда появилась ароматерапия.
- Выяснить, как влияют эфирные масла на организм человека.
- Выяснить используют ли мои сверстники эфирные масла.
- Найти нужную информацию с помощью Интернета;
- Прочитать книги и словари в библиотеке;
- Спросить у учителя, родителей, врача, фармацевта.
- Провести анкетирование обучающихся 3 «а» и 3 «б» классов МБОУ «СОШ №6».
Основная часть.
История эфирных масел Эфирные масла известны с древних времен. 6000 лет до нашей эры в Египте умели получать из растений скипидар и некоторые эфирные масла. Они применялись в основном для УМАСЛИВАНИЯ кожи тела, волос, для религиозных целей, а для запаха - в самую последнюю очередь. Масла стоили дорого и были, естественно, привилегией знати. Эфирные масла применяли для благовонных курений, как косметические и лекарственные средства. Масла считались символом божественного проявления и недаром именно маслом мирры "помазывали на царство". Мирра - один из наиболее древних ароматических ингредиентов, которое являет собой желто-коричневую смолу деревьев, произрастающих в Восточной Африке. Конечно, маслами нужно пользоваться очень аккуратно, тем более что практически все масла обладают лечебными свойствами. Масла производились и производятся до сих пор. Они положили начало непосредственно изобретению ТУАЛЕТНОЙ ВОДЫ. Первой ароматической водой на основе спирта и эфирных масел стала "Вода Королевы Венгрии. Дело в том, что королева была очень больна, но попробовав воду (а ароматические воды еще и пили!) вылечилась от болезни, помолодела и, даже, была просватана королем Польши Ароматерапия - наука очень древняя, ведь влияние ароматов на физическое и психическое состояние человека было известно еще с древних времен, что доказывают сосуды для благовоний и изображения душистых растений, найденные при раскопках древнейших цивилизаций. Древние египтяне, римляне и греки ценили благовония как золото, серебро и специи, считали их символами богатства и преподносили их в качестве ценнейших подарков. О появлении ароматических веществ на Руси говорят хозяйственные записи русских царей. В них говорится, что «ароматы изготавливаются в царской аптеке и сберегаются в серебряных и золотых ароматницах». Рецепты ароматов держались в тайне, но известно, что в их состав входили розовая вода и настои трав.
Известен интересный факт - в средние века чума стала сущим бичом, и в то время люди боролись с ней с помощью окуривания воздуха. Считалось, что так можно разрушить плохую «ауру» или смертельную болезнь, которая витала в воздухе. Врачеватели рекомендовали собирать коренья и цветки ароматических растений, высушивать их и разжигать. Такие ароматические костры разжигали по всему городу каждые 12 часов. Огромные костры из сосен давали едкий дым, и он был очень эффективным. Благовония в форме порошка сжигались в домах и на улице. Ароматические свечи горели и в больницах. Ароматические вещества были лучшими антисептиками, доступными в то время, и людям это было известно! Ароматерапию применял еще Гиппократ - отец медицины.
Влияние эфирных масел на организм человека Абсолютно все эфирные масла обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием, положительно воздействуют на нервную систему, на эмоции и психическое здоровье, обновляют механизм саморегуляции в организме;
70% эфирных масел быстро устраняют дефекты кожи после ожогов
65% обладают обезболивающим действием;
60% благотворно влияют на состояние органов дыхания;
50% нормализуют состояние органов кровообращения;
40% целебно воздействуют на систему пищеварения;
40% восстанавливают здоровье выделительных систем организма;
30% очищают организм от шлаков, нейтрализуют яды;
30% эфирных масел повышают активность иммунной защиты организма;
30% оптимизируют работу желез внутренней секреции, нормализуя гормональный фон организма;
Практическая часть
«Содержание эфирных масел в растениях» Изучив литературу, я пришёл к выводу, что эфирные масла есть практически во всех растениях. Чтобы убедиться в этом, я провёл следующий эксперимент: взял лепесток розы, лист герани. Размял эти растения поочерёдно пальцами. В результате на пальцах остался резкий запах герани и слабый запах розы. Далее я помыл руки мылом и тщательно вытер. Запах всё равно остался. Это говорит о том, что в данных растениях есть эфирные масла. В плодах цитрусовых эфирных масел очень много. Об этом говорит следующий опыт. Я понюхаем мандарин, лимон, апельсин, а затем очистил их. Фрукты имеют слегка выраженный запах, а очищенные - яркий. Но кожура пахнет сильнее. Рассмотрев кожуру и дольки плодов под микроскопом, я увидел пузырьки с жидкостью, а под кожурой их нет. Если проколоть пузырьки на кожуре и в дольках и промокнуть бумажками, то мы увидим, что полоски стали мокрыми, сок с кожуры похож на жирные пятна, а с мякоти - на жидкость. Через час запах сока мякоти еле различим, а с кожуры слышен сильный запах с резкими нотами. Позже жирные следы исчезли, а запах все равно остался. Я сделал вывод, что жидкость на кожице - это эфирное масло.
«Влияние эфирных масел на организм человека» Поговорив с фельдшером школы Татьяной Борисовной Кучиной, я узнал, что врачи часто рекомендуют использовать эфирные масла для лечения болезней и в качестве профилактики и взрослым, и детям. Татьяна Борисовна рассказала, что на долю ОРЗ приходится 50-60% всей заболеваемости детей. В последние годы для очистки воздуха в детских учреждениях стали использовать эфирные масла. Они снижают микробную загрязнённость воздуха в 2-3 раза. У детей уменьшается частота и продолжительность респираторных заболеваний, их тяжесть. Это свидетельствует о благоприятном действии ароматерапии на состояние иммунитета. Таким образом, школьный фельдшер подтвердила благотворное влияние ароматерапии на организм человека, но предупредила о возможном появлении аллергической реакции.
Анкетирование обучающихся Работая над проектом, мне стало интересно: а используют ли мои одноклассники эфирные масла, знают ли они о пользе ароматерапии. Чтобы узнать, как мои сверстники относятся к ароматерапии, я провёл анкетирование третьеклассников МБОУ «СОШ №6». Анализ анкет показал, что 66% ребят используют эфирные масла для лечения и профилактики болезней, но лишь 40% из них знают что такое «ароматерапия». Отвечая на вопрос: «Какие эфирные масла вы используете?», чаще всего мои сверстники называли масло пихты, сосны, ели, лаванды и розы. Я сделал вывод, что у ребят недостаточно знаний об ароматерапии и её влиянии на организм человека. На классном часе я рассказал ребятам, что такое «ароматерапия», когда и где она появилась. Также ребята узнали о том как влияют эфирные масла на организм человека. Я порекомендовал какие эфирные масла можно использовать для лечения ОРЗ, а также для улучшения настроения после трудного рабочего дня.
Заключение В результате проведённого мною исследования моя гипотеза подтвердилась, и я сделал вывод, что люди, постоянно использующие эфирные масла обычно имеют высокий уровень сопротивляемости болезням, меньше простужаются, а если им случается заболеть, быстро выздоравливают. Таки образом, ароматерапия - эффективный, но малоиспользуемый метод профилактики заболеваний.
Рефлексия деятельности Работая над проектом, я понял что необходимо регулярно использовать ароматерапию для укрепления своего здоровья. Я считаю, что поставленная мною цель в начале работы полностью выполнена. Работать над проектом было очень интересно, но трудно. Особенно тяжело было отобрать нужную информацию в большом количестве источников. В этом мне помогала мама и она же мой классный руководитель. Считаю, что моё исследование будет полезным для одноклассников. В дальнейшем мне хотелось бы узнать, как получают эфирные масла и возможно ли это сделать в домашних условиях.
Список используемой литературы, источников
1. . Ароматерапия. Марк Ивенсе. 5. Основы ароматерапии. Мак-Гилвери К.
2. Ароматерапия. Дэнис Вичелло Браун.
3. Ароматерапия в педиатрии. Н.В.Нагорная.
4.Детская энциклопедия. Я познаю мир.- М.; изд-во АСТ 2000.- 456с.
5. meddent.ru
6. rocs.ru/new_aromat.ru
Приложение 1
Эксперимент
«Содержание эфирных масел в растениях»
Лимон Апельсин
Герань Роза
Приложение 2
Анкетирование обучающихся МБОУ «СОШ №6»
Приложение 3
Классный час в 3 «б» классе МБОУ «СОШ №6»