Рабочая программа Этика: азбука добра

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена на основе программы « Этика: азбука добра» И.С. Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2014г- (Начальная школа XXI века). В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа факультатива « Этика:азбука добра» рассчитана в на 33 ч в каждом класе: с 1по4, 1ч в неделю. Общее количество часов -132ч.. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.


Содержание программы

Школьный этикет ( понятие об основных правилах поведения в школе) Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Правила общения ( взаимоотношения с другими людьми) Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье. Пути выхода из конфликтной ситуации. Нравственное содержание ситуации. О трудолюбии Значение труда в жизни людей. Прилежание и старательность в учении и труде. Элементы культуры труда. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Культура внешнего вида Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Внешкольный этикет Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением. Правила поведения в общественных местах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов


Учебно-тематический план

1 класс (33 ч.) Задачи: 1. Познакомить детей с об­щечеловеческими нормами нравственности. 2. Научить приемам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища. 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Примечание

Школьный этикет

6


1-2 Мы пришли на урок

2


3-4 Зачем нужны перемены

2


5-6 Мы в школьной столовой

2



Правила общения

11


7-8 Зачем нужны вежливые слова(доброжелательность)?

2


9-10 Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

2


11-12 Мой учитель

2


13-14 Думай о других: сочуствие, как его выразить?

2


15-17 Моя семья

3



О трудолюбии

6


18-19 Что помогает учиться лучше(старательность)?

2


20-21 Как мы трудимся; в школе и дома

2


22-23 Бережливость: каждой вещи своё место ( береги свои школьные вещи)

2



Культура внешнего вида

5


24-26 Основные правила Мойдодыра

3


27-28 Каждой вещи своё место

2



Внешкольный этикет

2


29-31 Правила поведения на улице, в транспорте

3


32-33 «Спасибо» и «пожалуйста»

2



Учебно - тематический план

2 класс (3 3 ч.) Задачи: 1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер. 2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в теат­ре, кино, на выставке, в музее. 3. Научить правилам поведения на дне рождения.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Примечание

Школьный этикет

6


1-2 Дисциплина в школе и классе

2


3-4 В библиотеке люби книгу

2


5-6 Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

2



Правила общения

8


7-9 Сопереживание, помощь друзьям

3


10-11 Дал слово-держи его

2


12-14 Диалоги со сверстниками

3



О трудолюбии

9


15-18 Учусь всё делать сам

4


19-20 Взаимопомощь дома и в школе

2


21-23

Беречь результаты труда

3



Культура внешнего вида



24-25 Правила личной гигиены

2


26-27 Бережное отношение к своей одежде

2



Внешкольный этикет



28-30 Правила поведения в общественных местах

3


31-33

Бережное отношение к природе

3





Учебно - тематический план

3 класс (33 ч.) Задачи: 1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома. 2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним. 3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Прнимечание

Школьный этикет

4


1-2 Взаимопомощь: учёба и труд

2


3-4 Школьное имущество надо беречь

2



Правила общения

7


5-6 Время надо беречь

2


7-9 Слово лечит, слово ранит

3


10-11 Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

2



О трудолюбии

6


12-14 Труд кормит, а лень портит

3


15-17 Как организовать свой труд

3



Культура внешнего вида

6


18-20

Уход за своими вещами

3


21-23

Одежда будничная и праздничная

3


Внешкольный этикет

9


24-26

Разговор по телефону

3


27-29

Поведение в гостях

3


30-31

Я пишу письмо

2


32-33

Поведение на природе

2




Учебно- тематический план

4 класс (33 ч.) Задачи: 1. Познакомить детей с понятием корректно­го и галантного человека. 2. Научить приемам самоконтроля и само­воспитания. 3. Раскрыть сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Примечание

Школьный этикет

6


1-2 Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

2


3-4 Забота о младших

2


5-6 Самоконтроль: оценка,самооценка,самоконтроль

2



Правила общения

5


7-9 Игра «Город вежливости»

3


10-11 Вежливый ли я дома?

2



О трудолюбии

8


12-14

Культура физического и умственного труда

3


15-17

Золотые руки

3


18-19

Герои труда

2



Культура внешнего вида

9


20-22

Что такое культура внешнего вида

3


23-25

Одежда и осанка

3


26-28

Вежливость и внешний вид

3



Внешкольный этикет

5


29-31

Готовимся к празднику

3


32-33

Осваиваем правило «так нельзя»

2


Учебно-методическое обеспечение

1.Виноградова Н,Ф. Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы-М.: Вентана -Граф,2014


2. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 3. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2010 4.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 5.Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2012


© 2010-2022