Программа внеурочной деятельности Музыка, дети, творчество

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Криворожская средняя общеобразовательная школа


Принято

Педагогическим советом школы

«Утверждаю»

Приказ от 25.08 2014г.№163

Протокол от 25.08. 2014 г.№1 Директор школы

Председатель педагогического совета _________ Л.В.Зоренко __________ Л.В.Зоренко


Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Музыка, дети, творчество»

для 1 класса

на 2014-2015 учебный год.






Составитель: Болдырева Елена Алексеевна

учитель I квалификационной категории





с. Криворожье

2014

Пояснительная записка
Младшие школьники обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными психофизическими возможностями творческих способностей средствами искусства. Их особая одаренность иссякает без целенаправленного развития! Творчество предполагает накопление музыкально-слухового опыта и его развитие, поэтому на занятия следует сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую. Детское музыкальное творчество является показателем музыкальности детей. Поэтому на основ предполагаемой методики - творческие формы воспитания, в процессе которых учащиеся практически осваивают язык музыки и составляющие его элементы: тембр, ритм, интонацию, гармонию… Музицирование по слуху (в начальном донотном периоде обучения) с последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя» элементов музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный материал становится жизненно-естественной музыкальной речью ребенка, которую он с рождения носит как бы в себе (начиная с младенческого гуления - певческая импровизация у детей предшествует речи!). В программе поставлено принципиальная новая цель музыкального развития учащихся по сравнению с предшествующими программами: развитие активного образно мыслящего слуха в процессе детского музыкального творчества. Задачи занятий музыкального творчества: 1. Формирование самостоятельной музыкально-созидательной деятельности на основе эстетического переживания и творческого восприятия искусства. 2. Отражение картины мира в собственном творчестве как путь художественного познания. 3. Основой детского музыкального творчества является импровизация, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ребенок выражает свое отношение к музыкальной действительности. Импровизация - самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления. В детском творчестве как в зеркале отражается культурный рост ребенка. 4. «При комплексном подходе на основе синтеза искусств активизируется способность обобщения явлений по общим и существенным свойствам « (Л.Г.Выготский) - универсальное для всех видов познания и творчества, развиваются интегративные качества восприятия образное мышление как важнейший фактор художественного постижения мира. Именно образное мышление развивает у ребенка поиск неординарно решения жизненных проблем. 5. Формирование основ художественных знаний необходимых для собственного творческого опыта.

  1. Умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей.
  2. Навыки определения двух и трехдольных размеров музыки, ощущения темпов и понимание их смысла.
  3. Чтение и исполнение простейшей ритмической записи.
  4. Навыки элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых ритмических формул марша, танцев - польки и вальса).
  5. Сочинение ритмов к стихам, подтекста ритмических рисунков.
Игровое обучение музыке Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности. Как известно, игры бывают разными: принижающими и возвышающими, отупляющими и развивающими.. Импровизационность как особый способ воспитания Уроки импровизации - это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания - взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию так считают ведущие музыкальные педагоги мира К.Орф, И.Карлей и др.) - неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном пластической движении, в пении и игре на музыкальных инструментах (как это детали из покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения профессиональной музыкальной культуры). Обучая импровизации - «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем. Импровизация как древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества стояла у колыбели всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков. В педагогике XVI - XVIII веков значилось воспитание импровизатора наряду с композитором, исполнителем, слушателем. И сегодня она является основой фольклорного музицирования. Идея общения и импровизации как к методу творческого обучения не нова. Современное ощущение этой проблемы дополняется мнением о том, что даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы глубже проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном случае не только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. В данном случае музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и личности в целом. О музыкальном достижении Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению. Здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с музыкой - он станет самым любимым для учеников). Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой. На «Музыкальной зарядке» детей можно познакомить с большим количеством музыкальных произведений, в том числе с теми, которые приходятся по программе и связать эту форму с задачами по слушанию музыки, закрепить в слуховом сознании средств в музыкальной выразительности (прыжки - музыкальным прием стаккато, плавное движение руками - легато и пр.) Позже путем определенного подбора произведений. Можно формировать музыкально-слуховое ощущение стилей композиторов, эпохи страны национальных особенностей народной музыки и пр. Музыкальная театрализация Этой формой вы осуществите преемственность с дошкольным музыкальным воспитанием. Где музыкальные спектакли - неотъемлемая часть жизни ребенка в дошкольных учреждениях. Театральные формы удивительно многообразны: настольный театр, театр картинок, кукольный, пальчиковый, мимический, театр пластики и жеста и пр. Наиболее доступным массовым школам и полезным для первоклассников представляется пальчиковый театр. Он развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует деятельность детского мозга и психику. Наукой доказана прямая зависимость уровня речевого развития детей с достижением пальцев рук. Систематические упражнения для пальцев рук способствует хорошей подвижности и гибкости детских ручонок, исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно облегчит первоклассникам приобретение навыков письма. Развитие чувства ритма Чувство ритма - одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом занятии. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок). Развивать чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен. Ритмическое воспитание таким образом осуществляется ясной связи с другими предметами школьного цикла - чтением и русским языком, где дети также выделяют ударные и неударные слоги. Логические ударения во фразе, учатся произносить выразительно. Ритмические занятия побуждают детей к творчеству: придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке, на данный ритм слов. Межпредметные связи Музыкальное творчество легко и естественно соприкасается со всеми школьными дисциплинами первоклассников. На уроках чтения дети могут пользоваться выразительными приемами, которые они почерпнули на уроках музыки, из « Музыкальной азбуки», в которой примере выразительного чтения стихов даны специальные музыкально-исполнительские приемы. Общие для музыкальной и актерской речи: форте и пиано, стаккато и легато. Музыкальная грамота тесно связана с грамматикой родного языка и математикой (музыкальные длительности, метр, размер). Учебник-тетрадь дает музыкально-теоретические знания в связи с разными видами искусства, прежде всего - изобразительным. В методических рекомендациях (конспекты уроков музыки) предложены формы, связанные с театром (инсценировки, театрализация), приведены музыкальные сценарии. В разделе музыкальное движение прочерчены связи с физкультурой. Впервые учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет Экологии важным для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыкального творчества в школе является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка родной природы»). Беседа с детьми на эту тему дополняет их знания о внешнем окружающим мире - мире видимом, представлениями внутреннего духовно невидимого мира. Курс, по сути, приближается к музыкальному мироведению, помогая детям постигать сложную науку жизни в ее неделимой целостности.
  • уметь выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой;
  • самостоятельно ускорять и замедлять движение;
  • уметь двигаться под музыку в различных темпах (медленном, быстром, умеренном);
  • передавать хлопками несложный ритмический рисунок.
10. Навыки выразительного движения:
  • исполнять ходьбу разного характера;
  • легко прыгать на двух ногах на месте и с продвижении вперед, назад;
  • выполнять танцевальные движения: хороводный шаг, приставной шаг, пружинистый шаг, легкий ритмический бег, подскоки, поочередно ставить ногу на носок и каблук, легкие и плавные движения рук, различные притопы и хлопки;
  • уметь выполнять элементы ритмической гимнастики;
  • уметь исполнять различные пляски, игры, импровизации;
  • самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки, сужать и рассыпать круг;
  • уметь двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами;
  • добиваться легкости, естественности, непринужденности в выполнении движений;
  • выработать осанку, добиться подтянутости, уметь держать голову и корпус прямо.
11. Музыкально-подвижные игры:
  • «День-ночь»,
  • «Запев - припев»,
  • «Нам не страшен серый волк»,
  • «Трансформеры»,
  • «Горелки».

Рабочая программа рассчитана на 33 учебных недели и составляет 31 час



Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу первого года обучения. Музыкальное образование школьников предполагает более высокую ступень музыкального развития по сравнению с дошкольным образованием. Естественно, что требования к первоклассникам должны отталкиваться от требований, зафиксированных в стандарте дошкольного образования. 1. Развитие певческих способностей, а также мелодического слух и чувства ритма на основе музыкальной деятельности. 2. Музыкально-исполнительское творчество детей. Овладение игрой на детских музыкальных инструментах. 3. Навыки простейшей музыкальной импровизации на детских музыкальных инструментах. 4. Знакомство со средствами музыкальной выразительности (тембр звука, сила звука, его высота, интонация, мелодия, лад, ритм). 5. Узнавание звучания музыкальных инструментов. 6. Приобщение к национальной музыкальной культуре, к национальному фольклору. 7. Представление о простейших музыкальных жанрах и видах искусства. 8. Формирование детского музыкального творчества на основе синтеза искусств.



























Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Музыка в моей жизни

4

1

Вводное. Беседа о внеурочной деятельности.

1

2,09

2

Ты откуда русская зародилась музыка.

1

9.09

3

Первые Музыкальные инструменты.

1

16.09.

4

Сказка о двух братьях.

1

23 .09.

Споём мы дружно песню.

8

5

В гостях у осени.

2

30.09,7.10.

6

Мы теперь ученики.

3

14,21,28.10.11.11.

7

Я и мои друзья.

3

18,25.11,2.12

Семейные музыкальные традиции.

10

8

Музыка в моей семье.

2

9,16. 12.

9

Семейные традиции.

2

23.12.,13.01

10

Календарные праздники

3

20,27.01.,3.02.

11

Хороводные песни ,игры, танцы.

3

17,24.02,3.03

Пою тебе, мой край родной. 9

12

Увеселения и забавы донских казаков.

3

10,17.03,7.04

13

Плясовые казачьи песни.

2

14,21.04

14

Проводы и встреча казака со службы

1

28.04

15

Хороводные игры,песни.

2

5.,12.

16

Люблю природу русскую.

1

19.05










Литература

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (для детей 5-6 лет). М.: Просвещение, 1983.
  2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (для детей 6 лет). М.: Просвещение, 1984.
  3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
  4. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят/серия «Мир вашего ребенка». - Ростов-на-Дону: «Деникс», 2004. - 288 с.
  5. Линке Н.В., Линке Н.Г. Ритмика. Йошкар-Ола, 1998.
  6. Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
  7. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  9. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
  10. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.: «Детство-пресс», 352 с., илл., 2003.
  11. Франио Г. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ и школ




















© 2010-2022