- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Музыка, дети, творчество
Программа внеурочной деятельности Музыка, дети, творчество
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Болдырева Е.А. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Криворожская средняя общеобразовательная школа
Принято
Педагогическим советом школы
«Утверждаю»
Приказ от 25.08 2014г.№163
Протокол от 25.08. 2014 г.№1 Директор школы
Председатель педагогического совета _________ Л.В.Зоренко __________ Л.В.Зоренко
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Музыка, дети, творчество»
для 1 класса
на 2014-2015 учебный год.
Составитель: Болдырева Елена Алексеевна
учитель I квалификационной категории
с. Криворожье
2014
Пояснительная записка
Младшие школьники обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными психофизическими возможностями творческих способностей средствами искусства. Их особая одаренность иссякает без целенаправленного развития! Творчество предполагает накопление музыкально-слухового опыта и его развитие, поэтому на занятия следует сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую. Детское музыкальное творчество является показателем музыкальности детей. Поэтому на основ предполагаемой методики - творческие формы воспитания, в процессе которых учащиеся практически осваивают язык музыки и составляющие его элементы: тембр, ритм, интонацию, гармонию… Музицирование по слуху (в начальном донотном периоде обучения) с последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя» элементов музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный материал становится жизненно-естественной музыкальной речью ребенка, которую он с рождения носит как бы в себе (начиная с младенческого гуления - певческая импровизация у детей предшествует речи!). В программе поставлено принципиальная новая цель музыкального развития учащихся по сравнению с предшествующими программами: развитие активного образно мыслящего слуха в процессе детского музыкального творчества. Задачи занятий музыкального творчества: 1. Формирование самостоятельной музыкально-созидательной деятельности на основе эстетического переживания и творческого восприятия искусства. 2. Отражение картины мира в собственном творчестве как путь художественного познания. 3. Основой детского музыкального творчества является импровизация, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ребенок выражает свое отношение к музыкальной действительности. Импровизация - самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления. В детском творчестве как в зеркале отражается культурный рост ребенка. 4. «При комплексном подходе на основе синтеза искусств активизируется способность обобщения явлений по общим и существенным свойствам « (Л.Г.Выготский) - универсальное для всех видов познания и творчества, развиваются интегративные качества восприятия образное мышление как важнейший фактор художественного постижения мира. Именно образное мышление развивает у ребенка поиск неординарно решения жизненных проблем. 5. Формирование основ художественных знаний необходимых для собственного творческого опыта.
- Умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей.
- Навыки определения двух и трехдольных размеров музыки, ощущения темпов и понимание их смысла.
- Чтение и исполнение простейшей ритмической записи.
- Навыки элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых ритмических формул марша, танцев - польки и вальса).
- Сочинение ритмов к стихам, подтекста ритмических рисунков.
- уметь выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой;
- самостоятельно ускорять и замедлять движение;
- уметь двигаться под музыку в различных темпах (медленном, быстром, умеренном);
- передавать хлопками несложный ритмический рисунок.
- исполнять ходьбу разного характера;
- легко прыгать на двух ногах на месте и с продвижении вперед, назад;
- выполнять танцевальные движения: хороводный шаг, приставной шаг, пружинистый шаг, легкий ритмический бег, подскоки, поочередно ставить ногу на носок и каблук, легкие и плавные движения рук, различные притопы и хлопки;
- уметь выполнять элементы ритмической гимнастики;
- уметь исполнять различные пляски, игры, импровизации;
- самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки, сужать и рассыпать круг;
- уметь двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами;
- добиваться легкости, естественности, непринужденности в выполнении движений;
- выработать осанку, добиться подтянутости, уметь держать голову и корпус прямо.
- «День-ночь»,
- «Запев - припев»,
- «Нам не страшен серый волк»,
- «Трансформеры»,
- «Горелки».
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных недели и составляет 31 час
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу первого года обучения. Музыкальное образование школьников предполагает более высокую ступень музыкального развития по сравнению с дошкольным образованием. Естественно, что требования к первоклассникам должны отталкиваться от требований, зафиксированных в стандарте дошкольного образования. 1. Развитие певческих способностей, а также мелодического слух и чувства ритма на основе музыкальной деятельности. 2. Музыкально-исполнительское творчество детей. Овладение игрой на детских музыкальных инструментах. 3. Навыки простейшей музыкальной импровизации на детских музыкальных инструментах. 4. Знакомство со средствами музыкальной выразительности (тембр звука, сила звука, его высота, интонация, мелодия, лад, ритм). 5. Узнавание звучания музыкальных инструментов. 6. Приобщение к национальной музыкальной культуре, к национальному фольклору. 7. Представление о простейших музыкальных жанрах и видах искусства. 8. Формирование детского музыкального творчества на основе синтеза искусств.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Музыка в моей жизни
4
1
Вводное. Беседа о внеурочной деятельности.
1
2,09
2
Ты откуда русская зародилась музыка.
1
9.09
3
Первые Музыкальные инструменты.
1
16.09.
4
Сказка о двух братьях.
1
23 .09.
Споём мы дружно песню.
8
5
В гостях у осени.
2
30.09,7.10.
6
Мы теперь ученики.
3
14,21,28.10.11.11.
7
Я и мои друзья.
3
18,25.11,2.12
Семейные музыкальные традиции.
10
8
Музыка в моей семье.
2
9,16. 12.
9
Семейные традиции.
2
23.12.,13.01
10
Календарные праздники
3
20,27.01.,3.02.
11
Хороводные песни ,игры, танцы.
3
17,24.02,3.03
Пою тебе, мой край родной. 9
12
Увеселения и забавы донских казаков.
3
10,17.03,7.04
13
Плясовые казачьи песни.
2
14,21.04
14
Проводы и встреча казака со службы
1
28.04
15
Хороводные игры,песни.
2
5.,12.
16
Люблю природу русскую.
1
19.05
Литература
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (для детей 5-6 лет). М.: Просвещение, 1983.
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (для детей 6 лет). М.: Просвещение, 1984.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
- Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят/серия «Мир вашего ребенка». - Ростов-на-Дону: «Деникс», 2004. - 288 с.
- Линке Н.В., Линке Н.Г. Ритмика. Йошкар-Ола, 1998.
- Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.: «Детство-пресс», 352 с., илл., 2003.
- Франио Г. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ и школ