- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Технологическая карта урока как средство формирования универсальных учебных действий учащихся»
Статья «Технологическая карта урока как средство формирования универсальных учебных действий учащихся»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Слюнкова В.Н. |
Дата | 27.01.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся
«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование меняет традиционное представление о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Остановимся на основных этапах работы по данной проблеме.
При конструировании технологической карты урока мы опираемся на следующие методологические позиции:
она имеет статус документа;
в ней записан весь процесс;
указаны операции, их составные части;
названы материалы;
перечислено оборудование;
указаны инструменты;
обозначены технологические режимы;
рассчитано время;
определён квалификационный статус исполнителей.
В структуре технологической карты урока выделяют блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
І. Блок целеполагания
1. Тема урока.
2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
3. Планируемый результат.
4. Личностноформирующая направленность урока.
Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности - всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
ІІ. Инструментальный блок
5. Задачи урока
6. Тип урока.
7. Учебно-методический комплекс.
Источники информации
Оборудование.
Дидактическое сопровождение.
Материалы для познавательной деятельности ученика.
ІІІ. Организационно-деятельностный блок
8. План урока. 9. Диагностика результатов урока.
10. Домашнее задание.
Таблица-схема урока позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают интерактивность, структурированность, технологичность и обобщенность информации. Безусловно, уроки русского языка и литературы обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь главная задача этого предмета - обеспечить речевое развитие учащихся. Курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности. Примеры технологических карт уроков литературы. Не стоит забывать, что главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать - это учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка.
«Если ребёнок не может выучить то, чему мы учим, возможно, нам необходимо научиться тому, как они учатся». (Игнасио Эстрада.) Использованные источники информации: 1. Кульневич С.В. Современный урок - М: изд-во «Учитель», 2005. 2. Кульневич С.В. Анализ современного урока - М: изд-во «Учитель», 1999. 3. Методическая работа в школе: Организация и управление. Под редакцией Поташника М.М.- М.: НИИУ ЭРО АПН СССР, 1990 4. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести современный урок - Москва, 2003 5. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. - Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006. Автор: Н.Я.Мороз, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат философских наук