Игра Буквознайка (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра «Буквознайка»

/Итоговое занятие по «Букварю» авторов М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина - УМК «Гармония»/

Тема. Как хорошо уметь читать!

Цель и задачи: в игровой форме подвести итог изучения букв и звуков; развивать творческие способности, желание учиться, получать новые знания; дать возможность блеснуть эрудицией, смекалкой; учить работать в коллективе, сотрудничать в группе воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: рисунки букв к загадкам; карточки для чтения; текст анаграмм и телеграмм; грамоты, дипломы и сертификаты для награждения; жетоны для жеребьёвки; фишки-баллы (оценка жюри); праздничное оформление класса; музыкальное сопровождение праздника.

Материалы

Источник

Решение задач

1

Игры со словами и буквами.

С. А. Марченко

Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя.- М: Начальная школа, 2004.-176 с.- (Прилож. к журн. «Начальная школа»)

Игры со словами.

2

Мотивация. Кнут или пряник?

Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: Ось-89, 2004. - 240с. (Практическая психология)

Мотивация чтения

3

Спасибо, Азбука!

Т. П. Немичева

Газета «Начальная школа»,

№ 1- 2008, с. 31- 36

Стихи для детей, конкурс «Викторина»; баллы-жетоны для аппликации в ПОРТФОЛИО класса

4

"Спасибо, Азбука!" Водопьянова О. В.

Материалы Фестиваля «Открытый урок» 2009-2010, внеклассная работа, № 566846

Коллективные игры для снятия утомления; табличка ПОМОЩЬ ЗАЛА - обращаться за помощью при затруднении

5

"Прощание с азбукой"

Сапроненко Е. Н.

Материалы Фестиваля «Открытый урок» 2009-2010, внеклассная работа, № 583400

Загадки о буквах - БУКВАРЬ

6

"Прощание с русской азбукой"

Материалы Фестиваля «Открытый урок» 2008-2009, № 570351

Идея фирменных наград

/удостоверение/; таблица результатов игры

7

Поздравления сказочных героев

М. С. Соловейчик,

Н. М. Бетенькова,

Н. С. Кузьменко,

О. Е. Курлыгина, «Букварь», Смоленск, « Ассоциация XXI век», 2009 г

Поздравление сказочных героев, составление телеграмм.

Участники:

  • дети 1 «А» класса;

  • родительский комитет;

  • независимое жюри;

  • библиотекарь;

  • директор лицея, завуч начальной школы.

Звучит музыка, дети входят в зал, рассаживаются по своим командам.

План мероприятия

Учитель: Предлагаю вам отгадать загадки:

1. Вот два столбика наискосок,

Между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … А

2. А это кто такой, загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу? Б

3. Вот букву видно издали.

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая. В

4. Дрожу от страха до сих пор! -

Воскликнуло полено:

Похожа буква на топор!

Расколет непременно! Р

5. Эта буква, как сучок,

В любом лесу отыщешь.

Повесить можно на нее пальто,

И у улитки ты ее увидишь. У

6.Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать. Ь

7. Ай да клоун! Знаешь, кто он?

Это клоун - буква К.

/На доске появляются отгаданные буквы/

Учитель: А какое слово можно сложить из этих букв?

- Сегодня у наших детей большой праздник. Они завершили изучение первой учебной книги. Слово детям:

I. Выступление детей


  1. Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

О своих успехах.


  1. За окном стоит февраль,

Снег в воздухе кружится.

А нам сегодня предстоит

С БУКВАРЁМ проститься.


  1. Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид -

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит.


  1. Буквы гласные мы любим,

И всё больше с каждым днём

Мы не просто их читаем -

Эти буквы мы поём!


  1. Разбудите меня ночью,

В самой серединочке -

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!


  1. Да, много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их поставить в чёткий ряд.

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.


  1. Нас научил БУКВАРЬ читать,

Слова на слоги разделять,

Открыл он тайны многих книг,

К нему любой из нас привык.


  1. Мы прочтём любые книги,

Разберёмся в словаре,

Потому что всюду буквы те же,

Что и в БУКВАРЕ.


  1. Тысячу слов в минуту нынче,

Как машина, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом «проглочу»!


  1. И как мне радостно сказать

Умею я теперь читать!

И вот за это говорю

Я спасибо - БУКВАРЮ!


  1. Смех и слёзы, радость и печаль

Довелось нам испытать.

Но стараний наших нам не жаль:

Книги нам легко теперь читать!


  1. До свиданья! До свиданья!

А на следующий год

Наш БУКВАРЬ читать научит

Тех, кто в первый класс придёт.


  1. Мы простимся с БУКВАРЁМ,

И рукой помашем,

И спасибо 10 раз

Дружно хором скажем!

СПА - СИ - БО! СПА - СИ - БО! СПА - СИ - БО!

Ведущий: В нашей игре участвуют три команды:

  1. ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА, капитан…..;

  2. ОЗОРНЫЕ БУКОВКИ, капитан …;

  3. ЗНАТОКИ, капитан….

/представление гостей, родителей, жюри/

Игра состоит из конкурсов:

  • "Подскажи словечко"

  • Викторина

  • «Умею читать»

  • «Собери слово»

  • «Прятки»

  • «Тир»

  • « Словесная мозаика»

  • «Телеграмма»

  • «Стихотворный»

Ведущий: - На столах у команд есть табличка ПОМОЩЬ ЗАЛА, вы можете воспользоваться.

I. Конкурс "Подскажи словечко" ( 3 б.)

Ведущий: В этом конкурсе выявляется самая активная команда, которая громче всех подскажет словечко. Готовы? Начинаем….


  1. Твои помощники - взгляни -

Десяток дружных братцев

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый … /пальчик/


  1. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь, поздно!

Потому что мать-луна,

А дочурки … /звёзды/


  1. Трещала с самого утра:

- Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … /сорока/

/ Стихи из книги Е.Серовой "Подскажи словечко"/

Ведущий: Слово жюри…...

II Викторина (10 б.)

Ведущий: Капитаны, подойдите к ведущему для жеребьёвки.

/Ведущий читает вопрос согласно жеребьевке/


  1. Как называется наша учебная книга? Почему?

  2. Когда на Руси был напечатан первый букварь?

/ В 1574 году - 437 лет назад/

Ведущий:

Первая книга для обучения грамоте в России была выпущена более 400 лет назад. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила не только с буквами, но и с числами. Азбука была самой читаемой книгой на Руси. В 1694 году Карион Истомин, русский поэт и просветитель, создал первую иллюстрированную книгу. Каждая буква Алфавита, в этой книге, сопровождалась рисунком предмета на эту букву.

  1. Сколько букв в русском языке?

(33)

Ведущий:

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква. А самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.


  1. А сколько звуков в русском языке?

(6 + 36 =42)

  1. Каких букв больше: гласных или согласных?

(10; 21)

  1. Сколько букв расположено между А и Я?

(21)

  1. Какие буквы обозначают мягкость согласного?

(я,ю,е,ё,ь)

  1. Какие буквы не обозначают звуков?

(ь, ъ)

  1. Работа букв: Ъ и Ь знаков.

(обозначение мягкости согласного; звука й)

  1. АЛФАВИТ? АЗБУКА? Растолкуйте значение этих слов.

Ведущий: Слово жюри….

Игра "Это я, это я! Это все мои друзья"

Ведущий: Предлагаю отдохнуть и поиграть. Готовы? Отвечаем на мои вопросы дружно, хором: «Это я, это я! Это все мои друзья!»

  • Кто ватагою весёлой

Каждый день шагает в школу?


  • Кто мороза не боится

На коньках летит как птица?


  • Кто из вас из малышей

Ходит грязный до ушей?


  • Кто из вас не ходит хмурый

Любит спорт и физкультуру?


  • Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час?


  • Кто из вас хранит в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?


  • Кто домашний свой урок

Исполняет точно в срок?

III Конкурс «Умею читать» (2 б.)

Ведущий: От каждой команды 2 человека. Дети отрывают лепестки ромашки и готовятся читать.

- Начинает команда ….

/ Карточки с текстами 6 человек; на лепестках ромашки./


  • «Что написано в тетрадке»

  • «Загадка - шутка»

  • «Правда всего дороже

  • «Тонкая работа»

  • «Удивительная кошка»

  • «Рассказ»

Ведущий. Слово жюри.

IV Конкурс «Собери слово» (3 б.)

Ведущий: Пока представители ваших команд готовятся к чтению. Команда продолжает соревноваться. У каждой команды набор букв: Ш Л К О А У Ч И Т Е Л Ь Б У К В А Р Ь Соберите слова из этих букв.

/школа, учитель, букварь/

/даётся 1 минута/

Ведущий. Слово жюри.

V Конкурс «Прятки» (9 б.)

Ведущий: - Капитаны подойдите к ведущему и получите задания.

- Найдите спрятавшиеся слова.

/ Слова напечатаны на доске или на карточках/


краска кочки экран клён уточка

укол удача лампа склон

/Звучит музыка, Дети работают 2 минуты/

Ведущий: Капитаны сдайте свои работы жюри. Слово жюри….

Игра «Для меня»

Учитель. Я буду читать вам стихи, а вы дружно отвечайте "Для меня".

Кто-то где-то сделал парту для кого?

Для меня.

Начертили где-то карту для кого?

Для меня.

Доски в классе для кого?

Для меня.

Все, что в школе, все, что в классе для кого?

Для меня.

И пришел я на рассвете

В первый раз в первый класс

Как и все другие дети

В первый класс, в первый класс

Там звонки на переменке для кого?

Для меня.

Там звонки и переменки для кого?

Для меня.

Там учитель ждет ответа от кого?

От меня.

Значит надо так учиться,

Значит надо так трудиться,

Чтобы людям не стыдиться за кого?

За меня.

VI. Конкурс «Тир» (1 б)

Ведущий: Продолжаем наше соревнование. У нас сегодня тир необычный. Стреляем по очереди словами. Слова начинаются на букву Ц, Т. Начинает команда …., слова не повторять!

/Дети по очереди называют слова, выигрывает последний человек, назвавший слово. /

Ведущий. Знаете ли вы, что в русском языке четвёртая часть слов начинаются со звучных согласных М, Н, Р.

VII Конкурс «Словесная мозаика» (4 б.)

Ведущий: Капитаны, получите задание! На карточках написаны слова. Из двух частей составьте новое слово. Сколько получилось слов?

-Сейчас нужны ваше внимание, сообразительность и дружная работа команды. Готовы? /На работу отводится 2 минуты/

МЫШЬ ОВОД

САД ЛАД

ДОК ОПЫТ

СЛЕД ЯК

/мышьяк, следопыт, доклад, садовод/

Ведущий: Слово жюри

VIII. Конкурс «Телеграмма» (5 б.)

Ведущий: Ребята, а вы читаете книги? Какие уже прочитали? Назовите свои любимые.

- В адрес нашей игры пришли поздравительные телеграммы от литературных героев.

Кто прислал телеграмму?

- Капитаны, подойдите к ведущему и возьмите по 3 телеграммы. В команде обсудите текст и назовите имя отправителя.

/2 мин/


  1. В этот день вы такие взрослые ТЧК Верю ЗПТ что теперь вы сами прочтёте много интересных книг о зверях и птицах ТЧК Будьте здоровы ТЧК

/Доктор Айболит/


  1. Кто самый лучший ученик на свете ТЧК Догадались ТЧК Поздравляю вас с окончанием букваря ТЧК Желаю всем хороших друзей ЗПТ варенья ЗПТ печенья и вкусных плюшек ТЧК

/Карлсон/


  1. Первоклассники ТЧК Теперь я работаю в милиции и прошу вас: осторожно переходите дорогу ТЧК Соблюдайте правила уличного движения ТЧК Отличной вам учёбы и дальше ТЧК

/дядя Стёпа/


  1. Сегодня Первое сентября ТЧК Или Восьмое марта ТЧК Вспомнил ТЧК Сегодня первоклассники заканчивают изучение букваря ТЧК

/человек рассеянный/


  1. Буратино ТЧК Завидую первоклассникам ТЧК Ведь умение читать - это золотой ключик от страны Знаний ТЧК

/Карабас Барабас/


  1. Поздравляю всех с Днем Букваря ТЧК Не ссорьтесь ТЧК Давайте жить дружно ТЧК

/ Кот Леопольд/


  1. Я от бабушки ушел ТЧК Я от дедушки ушел ТЧК Скоро буду на празднике ТЧК

/ Колобок/


  1. Поздравляю с Днем Букваря ТЧК Приехать не могу ЗПТ потеряла туфельку ТЧК

/ Золушка/


  1. Спасите ТЧК Я очень расстроен ТЧК Приехать не смогу, сбежали брюки ТЧК

/ Грязнуля из "Мойдодыра»/

IX. Конкурс «Стихотворный» (1 б.)

Ведущий: А вот и последнее задание от Незнайки. Из какого произведения этот сказочный герой? Чему он учился? Он предлагает вам вставить выпавшие слова из стихотворения. Капитаны, получите задание…

Я нос уткнул в оконное …

Осенним утром муху….

Она снаружи на окне…

И на меня внимательно…

Я думаю, что мухе ….

И интересно, и ногам ….

/Если дети затрудняются при выполнении работы, то можно дать подсказку: слова вразброс. (Стекло, глядит, принесло, тепло, сидит, повезло)/

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Слово детям….

II Выступление детей

14.Мы прочли БУКВАРЬ до корки,

Нам по чтению - пятёрки!

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения!


  1. Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем БУКВАРЮ спасибо -

Расставаться нам пора!

16.Сколько нас ждёт впереди чудесных открытий!

Спасибо тебе, дорогой БУКВАРЬ!

Буквы, слоги и загадки

В добром БУКВАРЕ живут,

По ступенькам постепенно

В царство сказок нас ведут.

16. Все вызывает интерес

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, птицы, пляски.

Все прочитаем в жизни сказки.

17.Мы хотим сказать тебе спасибо,

Мы тебя за всё благодарим!

Говорим тебе мы - до свиданья!

Здравствуй! - новой книге говорим

Ведущий: Слово предоставляется Рязанцевой Елене Степановне.

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в чудесный город. Я- хозяйка этого города, а зовут меня … Ребята! Находясь в этом городе, вы становитесь умнее, добрее. Но для того, чтобы попасть в книжный город, нужно получить пропуск.

/Библиотекарь выдаёт каждому ребёнку замок, выстроенный кирпичиков - прочитанных книг/

- Прочитав книгу, вы закрасите один кирпичик и пронумеруете его. Мы вместе построим большой замок.

III. Подведение итогов. Награждение

Ведущий. Слово жюри. Награждение дипломами 1, 2, 3 степени; грамотами лучших читателей, сертификатами всех участников игры.

/Дети во время конкурсов получают жетоны за правильные ответы по количеству баллов. Дома капитаны выполнят аппликацию из этих жетонов, её кладём в «Дневник достижений» класса вместе с дипломами и копиями грамот./


Ведущий. Слово для поздравления предоставляется родителям. Вручение подарков / книги А. А. Плешакова «Зелёные страницы»/

Ведущий: В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой, читайте, растите умными детьми!

Нужна лишь книга на столе

Да мир в семье и на Земле!

Книга научит, книга расскажет,

Книга подскажет, как поступать.

Значит нам нужно, очень всем нужно,

Умные, добрые книжки читать!

- До свидания, до новых встреч!

Оценка проведённого мероприятия


Дети были очень активны. Несмотря на деление по жребию, состав команд получился примерно одинаков по уровню готовности. Хорошо сработал приём - ПОМОЩЬ ЗАЛА. Интересные получились аппликации из жетонов.

Чтение стихов не прошло без шероховатостей, т. к. от волнения 2 детей перепутали слова. Детей порадовали именные награды за участие в игре.



© 2010-2022