- Преподавателю
- Начальные классы
- Педагогическая концепция учителя начальных классов
Педагогическая концепция учителя начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурцева Г.В. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Не секрет, что жизнь не стоит на месте. Все течет, все изменяется. Меняется и система школьного образования. Современная концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.
Президент РФ Путин В.В. считает, что одной из приоритетных задач в настоящее время является необходимость повышения качества современного образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Младший школьник не только готовится ко взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы сегодня являются актуальными для учителей. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Поэтому, развитие детей в школе должно происходить на основе современных технологий и методик, которые помогут учащимся владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), развивать познавательные интересы («люблю учиться») и внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).
Думаю, что именно групповая технология будет наиболее приемлема при формировании компетентностей учащихся, что предполагает новый стандарт.
Поэтому приоритетным направлением в своей работе ставлю групповую методику.
Цель: сформировать умение использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.
Работая по данной методике, я убедилась в том, что:
-
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
-
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
-
растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
-
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому я строю взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использую следующие приёмы:
-
Предлагаю учащимся такую работу, которая позволяет общаться
-
Создаю в группе дух единой команды
-
Обеспечиваю положительный эмоциональный фон во время работы
-
Стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты
-
Организую самоконтроль и взаимоконтроль учащихся
-
Организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность
Чаще всего эти приемы использую во внеурочной деятельности (соревнования, конкурсы, турниры) и на уроках систематизации и обобщения изученного материала (игры, викторины по изучаемым предметам).
При групповых методах работы действуют следующие принципы:
-
Взаимного обогащения
-
Обмена информацией
-
Активности (исчезает анонимность деятельности)
-
Использования личного опыта
-
Взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания
-
Ответственности и долга
-
Общего анализа деятельности
Наблюдая за учениками, пришла к выводу, что ребятам нравится такая форма работы. Что же заставляет их работать вместе, каковы мотивы включения в совместную учебную деятельность? Я выделяю следующие:
-
Вместе работать веселее и интереснее.
-
Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.
-
Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы).
-
Лучшее запоминание материала.
-
Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения.
-
Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.
-
Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.
Существуют различные методы групповой работы. Некоторые из них я использую у себя на уроках:
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
-
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения
-
Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей.
-
Групповой опрос - проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы.
( В своей работе чаще всего использую кооперативное обучение, т.к. решение общей задачи сплачивает учащихся, а также работают все члены группы и мозговой штурм - при изучении нового материала).
Как может происходить деление на группы?
Существует много идей рассадки учащихся для работы в группе. Могу предложить некоторые из них:
-
По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.
-
Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности
-
По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная - согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
-
По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».
-
По выбору педагога. В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. ( В моём классе чаще всего происходит деление на группы по желанию, если задаётся внеклассное задание, случайным образом - влияет посадка детей по рядам и по выбору педагога, т. к. делаю группы равноценные)
Основные противопоказания при организации работы в группе:
-
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
-
Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).
-
Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
Вот некоторые «нельзя» при организации работы в группе:
-
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)
-
Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
-
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
Считаю целесообразно вводить групповую работу на следующих этапах урока: при закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику мобилизовать свои знания по данной теме, уметь владеть методом взаимопроверки), при объяснении нового материала (ставится задача, которую дети в группе должны решить), при повторении пройденного (дети работают по схеме - «учусь сам - учу другого»).
Групповая технология даёт:
-
каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера
-
возможность самоутвердиться
-
даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Результатами моей работы по данной технологиям считаю: хорошие результаты обученности и качества знаний в классах, а также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться.
С использованием данного метода обучения учебная деятельность учащихся приобрела неоспоримые плюсы:
-
психологический комфорт в общении;
-
воспитательное значение;
-
создание творческого характера мышления в работе;
-
возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;
-
возможность добывать знания самостоятельно;
-
момент игры;
-
возможность открыто помогать друг другу;
-
учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
-
отсутствуют дисциплинарные нарушения;
-
учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Несмотря на все плюсы данной технологии, я все-таки могу назвать некоторые проблемы и трудности группового обучения, которые определяют задачи для дальнейших исследований:
-
охват объема знаний каждым ребенком;
-
проблема личной победы;
-
темп работы - нет времени на «подумать»;
-
учет личного вклада в коллективную деятельность;
-
внутригрупповое распределение.
Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы:
Инициативный, любознательный; Искренний, доброжелательный;
Умеет использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях;
Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее;
Может оценивать свои и чужие поступки;
Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая общее дело.
Ожидаемые результаты проведения групповой работы с детьми могут быть выражены детьми, такими словами:
ЕСЛИ Я: вижу свою цель;
планирую её достижение;
выполняю задуманное;
делаю выводы из оценки сделанного, значит, я - САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ. В заключении своего выступления хочу сказать, что школа - самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик - это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. В этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Л. Н. Толстой писал: «… Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель». Эти слова для меня, как маячок в моей педагогической деятельности. Желаю всем своим коллегам быть совершенными учителями.