- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект и презентация по русскому языку 4 класс (Гармония) на тему Сложные и простые предложения
Конспект и презентация по русскому языку 4 класс (Гармония) на тему Сложные и простые предложения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алаева Г.Д. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МКОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка урока
«СЛОЖНЫЕ и ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Автор: учитель начальных классов МКОУ «КСОШ №1»
Алаева Гиляна Дорджиевна,
высшая квалификационная категория
Предмет: русский язык
Тема: Сложные и простые предложения.
Класс: 4 класс, общеобразовательный
УМК: «Гармония», учебник Русский язык «К тайнам нашего языка», часть 2, Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2014 г.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология проблемного диалога, здоровьесберегающая, ИКТ технология
Методы: проблемно-диалогический, практический, наглядный
Формы организации детей на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Формы организации работы учителя: на данном уроке учитель выполняет организующую и контролирующую функции.
Оборудование: мультимедиапроектор, ИД, компьютерная презентация, созданная учителем в Smart Notebook, ПУ Smart Response
Цель: повторить с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Задачи:
1) Закрепить знания о сложном и простом предложении.
2) Учиться отличать простое предложение от сложного.
3) Закрепить навык постановки знаков препинания в сложном предложении.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
-
Выявлять сущность, особенности объектов.
-
На основе анализа делать выводы.
-
Представлять информацию в виде схем.
Регулятивные УУД:
-
Развивать умение высказывать своё мнение
-
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-
Прогнозировать предстоящую работу (ставить задачи на урок).
-
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
-
Развивать умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
-
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
-
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-
Развивать умение слушать и понимать других.
-
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-
Оформлять свои мысли в устной форме.
Этапы урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
-
Формулирование темы и цели урока.
-
Работа по теме урока.
-
Физминутка.
-
Закрепление изученного материала.
-
Самостоятельная работа (творческая).
-
Физминутка.
-
Проверочная работа (Тест).
-
Подведение итогов.
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание.
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Методические комментарии учителя
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
( мин.)
1
Организационный момент Рефлексия эмоционального настроения в начале урока
Слайд 1 Поприветствуйте гостей. Я тоже рада приветствовать вас, наши гости, в нашем классе. Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже закончился урок? (Нет!) Только начался урок? (Да!) Всем ли хочется учиться? (Да!) Значит можно всем садиться! - Запишите число, классная работа. Хоровой ответ на вопросы учителя. Фиксация настроения с помощью предметных картинок. Проверка готовности рабочего места. Контроль/самоконтроль позы учащегося за партой.
1мин
2
Актуализация знаний, мотивация деятельности
Слайд 2
На доске записан текст.
-
Для нас этот год является юбилейным, поэтому все ждут этого события. 2. Черноземельцы готовятся к юбилею, приводят поселки в порядок. 3. Сельчане снимут документальный фильм, его героями станут жители района. 4. На главной площади организаторы установят кибитки и проведут спортивные состязания.
- Прочитайте запись на доске. Что эта за запись?
- Из чего состоит текст? Что такое предложение?
-
Какие бывают предложения по цели высказывания?
-
По интонации?
-
По наличию второстепенных членов предложения?
-
На какие две группы вы бы разделили эти предложения?
-
Какие предложения вы отнесли к простым?
- А вы знаете, какие предложения называют простыми?
- Это вы знаете.
- Подчеркните грамматические основы и составьте схемы этих предложений.
- Какие предложения вы отнесли к сложным?
- А знаете ли вы, какие предложения называют сложными?
- И это вы знаете.
- Текст.
- Предложение состоит из нескольких слов, связанных по смыслу и имеет законченную мысль. -Повествовательные, вопросительные, побудительные. - Восклицательные, невосклицательные. - Распространенные и нераспространенные. - Простые и сложные. - 2, 4 - Простыми называют предложения, которые состоят из одной грамматической основы.
- 1, 3 - сложные предложения - это предложения, в которых несколько грамматических основ. Самооценка.
5 мин
3
Постановка задач урока.
Слайд 3
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске. Тема сегодняшнего урока - «Простые и сложные предложения».
1) Повторить ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
2 мин
4
Работа по теме урока
Слайд 4 - А теперь давайте поиграем. Игра «Найди пару». Из двух простых составьте сложное предложение и запишите полученные предложения. Подчеркните грамматические основы. Солнце ярко светило. Утром подул ветер. Ночью был небольшой дождь. Снег быстро растаял. Ученики составляют предложения, записывают их, находят грамматические основы.
Самопроверка.
3 мин
5
Физминутка
Организует физическую деятельность и релаксацию детей. Называю слова. Выполняют инструкции учителя.
Дети называют орфограмму в слове.
1 мин
6
Закрепление изученного материала
1. Закрепление с опорой на самопроверку и взаимопроверку в парах.
2. Работа в парах
- Прочитайте сложные предложения, которые вы составили. Сколько простых предложений в каждом сложном? - Скажите, имеют ли простые предложения в сложном интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями? - Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного? - Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного? - С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? - Соотнесите предложения со схемами.
Работают в парах по карточкам.
2 мин
7
Самостоятельная работа (творческая)
Разноуровневые задания
- Я вам предлагаю выполнить творческую работу.
-
Списать текст, подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.
На юге республики находится Черноземельский район. В степных просторах Черноземелья обитают сайгаки, они занесены в Красную книгу.
-
Восстановить деформированный текст, подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении.
является, Черноземельский район, красивым, и, в республике, самым, большим. национальностей, Здесь, живут, разных, и, трудятся, люди.
-
Составить 2-3 предложения о человеке, который прославил наш район.
Работают самостоятельно.
Графический диктант
- Я буду диктовать предложения, а вы -только составлять их схемы.
Наступила весна, дни стали длиннее.
В степи слышны голоса птиц, шум ветра и запах полыни.
Один человек за доской, остальные в тетрадях.
8
Физминутка
Игра «Определи предложение по структуре» Учитель читает предложения.
-
Пришла долгожданная весна.
-
Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
-
Появились первые клейкие листочки.
-
Птицы вернулись из теплых стран, и степь наполнилась веселыми голосами.
-
Выбрался из норки суслик.
-
Скоро все деревья покроются молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.
1 мин
9
Проверочная работа
Тест в программе
Smart Response Учитель организует работу по выполнению теста. Ученики отвечают на вопросы с помощью пультов Smart Response
5 мин
10
Итог урок
Предъявление материала для работы в группах. Консультирование в группах.
Организация защиты выполненных работ. Для оптимального визуального восприятия задания защищаются у доски. Работа в группах. 1) Из предложенных схем, выбрать те, которые относятся к простому предложению. Приложение 1 2) Из предложенных схем, выбрать те, которые относятся к сложному предложению. Приложение 1 3) Работа с деформированным текстом. Вставить пропущенные слова в текст. Приложение 2 4) Работа с деформированным текстом. Вставить пропущенные слова в текст. Приложение 3 5) Работа с деформированным текстом. Вставить пропущенные слова в текст. Приложение 4 Проверка - отчёт по результатам групповой деятельности: 1 и 2 группы - кластер на доске; 3, 4 и 5 группы - презентация готового текста.
Работа в группах- 5 мин;
защита работ- 5 мин
11
Рефлексия и оценка деятельности
Вопросы: Какую задачу мы ставили в начале урока? Удалось ли нам реализовать её? - На каком этапе вы испытывали затруднения, а когда вам было легко справиться с заданием? Ответы на вопросы учителя. Рефлексия деятельности и осознание уровня усвоения материала урока.
Самооценка результата своей деятельности по «Лесенке успеха».
2 мин
Работа по учебнику
(дополн)
Учебник
стр.79, упр. 512
ТПО, стр.65 - Прочитайте текст, ставя пропущенные знаки препинания. Работают в ТПО
12
Домашнее задание
Упр. 512, выполнить все задания к упражнению. Записывают д/з
Приложение 1.
Одна группа выбирает схемы, которые соответствуют простым предложениям, а другая - сложным.
1.[- =], [- =].
2.[- =].
3.[- = и =].
4.[- =], и [- =].
5.[- =],а (но) [- =].
6.[- =, а (но) =].
Приложение 2.
Вставьте пропущенные слова, чтобы получилась законченная мысль.
Предложения, в которых _______________ основ со своими главными членами, называются _____________________.
Предложения, в которых ______________ основа, называются____________________________.
Приложение 3.
Вставьте пропущенные слова, чтобы получилась законченная мысль.
В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: ______, _______, _______.
Помни!
-
Перед союзами _____, ______ всегда ставится запятая.
-
Союз _______ требует особого внимания:
-если он соединяет однородные члены - запятая чаще всего ___________________;
- если он употреблен между частями сложного предложения - запятая обычно ____________.
Приложение 4.
Вставьте пропущенные слова, чтобы получилась законченная мысль.
Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе ____________________.
Объединившись, эти части продолжают, _____________________ друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет ___________________________ каждой мысли.
Приложение 5.
Работа в паре. Соотнеси предложение со схемой.
, и
1. Первые листочки появляются на деревьях, 1.
на кустарниках.
,
2. Налетел ветер, сорвал листья и 2.
закружил их в танце.
и
3. Солнце светит, но не греет. 3.
, , ,
4. Весной тепло, а осенью холодно. 4.
, а
5. Детвора шумит, веселится, радуется, 5.
играет на спортивной площадке.
, но
6. Прилетели ласточки и стрижи 6.
, ,
7.
Тест.
-
Укажите верную характеристику предложения.
Капля росы ожила, покатилась по ветке.
-
простое предложение с однородными членами
-
сложное предложение
-
Найди сложное предложение.
1. Суслик вздрогнул, но не убежал.
2. Я караулил лисицу всю ночь, но она не пришла.
3.Белка прятала под маминой шляпой сахар и хлеб.
-
Выберите схему сложного предложения.
1.[- =], [- =].
2.[- =].
3.[- =, =,].
4. Выбрать определение сложного предложения.
1.Сложные предложения - это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
3.Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких частей. Каждая часть имеет свою грамматическую основу.