Интегрированный урок чтения и технологии

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок во 2классе - чтение и технология

Тема: Томские писатели для детей. Стихи В. И. Кудрявцевой.

Работа с разными материалами: поделка «Лиса»

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством и произведениями В. И. Кудрявцевой

  • прививать интерес к творчеству Томских поэтов и писателей, к книге, чтению

  • воспитывать любовь к малой Родине и гордость за родной край

воспитывать бережное отношение к разным материалам и уметь их

использовать

Оформление :

1. Фотография писателя.

2. Книги писательницы:

«Секрет»

« Волшебный сундучок»

« Большой , как папа»

3. Презентация

Ход урока.


  1. Чтение стихотворения учителем

«Письмо змея Горыныча»

Я живу в большой норе

На Кудыкиной горе.

Никому и никогда

Я не делаю вреда.

И в округе тем известен,

Что неправды не терплю,

Знаю много старых песен,

Днем гуляю, ночью сплю.

А такую небылицу

Люди выдумали зря -

Будто я укрыл девицу

На глазах богатыря.

Верить ли, не верить сказке-

Каждый сам уразумей.

Я соскучился по ласке,

Я совсем не страшный змей,

На горе большой, высокой

Скучно мне и одиноко,

Вот письмо пишу: а вдруг

Для меня найдется друг!

Друг такой, что не обманет,

Не забудет, не предаст,

За меня горою встанет

И в обиду он не даст.

Заживем тогда в норе

На Кудыкиной горе!

Интегрированный урок чтения и технологии

2. Сообщение о В.И.Кудрявцевой

Мы сегодня познакомимся с еще одним детским писателем Томской области- Валентиной Ивановной Кудрявцевой.

Валентина Ивановна Кудрявцева родилась 22 июня 1938г. в городе Колпашево, на севере Томской области, семье охотника. Она была четвертым ребенком. Ее отец был сыном ссыльного латыша и местной селькупки. Мать - замечательная русская женщина Савина Ивановна была репрессирована и выслана из Алтайского края. Ей, неиссякаемому источнику добра и света, посвящены лучшие лирические стихи

« Потому что солнышком ты светишься,

Греешь ласково и даришь всем тепло

И все те, кому ты в жизни встретишься

О тебе подумают светло»

или

« Пока в твоем окошке свет

Спешу в твой домик ветхий, низкий.

Где ты живешь на склоне лет

Друг самый преданный и близкий»

Детство и школьные годы Валентины Ивановны прошли в г.Колпашево, тихом и уютном уголке Земли. Казалось, война отменило детство, и в послевоенное время семья нуждалась. Каждое лето, начиная с шестого класса, Валентине пришлось самой зарабатывать самой на школьную форму - лишь бы зимой снова учиться. После окончания средней школы она поступила Ленинградский педагогически институт им. Герцена. В 1960 году успешно окончила историко-филологический факультет народов Крайнего Севера Ленинградского педагогического института. Распределилась работать в Сибирь, В Томскую область. Около 25 лет Валентина Ивановна отдала педагогическому труду: преподавала русский язык и литературу детям Нового Васюгана, читала педагогику и психологию студентам Колпашевского педагогического училища. Более 15 лет проработала с больными детьми в детской клинике Томского медицинского института.

Здесь в клинике, случилось неожиданное : Валентина, которая писала стихи с восьмого класса, просто для себя, стала вдруг писать для детей стихи, сказки- загадки, считалки для самых маленьких.

В 1971 была участницей областного семинара молодых авторов в Томске. Участвовала в VI Всесоюзном совещании молодых писателей, посещала семинар детских писателей, которым руководила Агния Барто.

В 1974 году вышла её книга «Большой, как папа» затем появились сборники, изданные в Москве. Стихи переведены на английский и польский языки. Автор поэтических книг для детей: «Тяпы-ляпы» (М.,1980), «Что мне делать со словами» (М.,1980), «Весёлая перепутаница» (Новосибирск, 1983), «Радость» (Новосибирск, 1986), «Секрет» (Томск, 1988), «Волшебный сундучок» (Томск, 1992); прозаической: «Мама - единственное число» (Новосибирск, 1980), пьесы-сказки «Девочка и Леший»(1978).

"Поэтическая манера письма Валентины Кудрявцевой зачастую напоминает стилистику Даниила Хармса. Как известно, он смотрел на детский мир, на события, происходящие в нем, фантастично и с чудинкой. То же свойственно и поэтессе. Столько притягательного озорства, веселой легкости, детского воображения - с первого же прочтения стихи западают в душу, запоминаются без малейшего напряжения" (Вл. Разумневич).

3. Чтение стихов В.И. Кудрявцевой детьми.

1. По дороге в « Тяпы -Ляпы»

По дороге в Тяпы-Ляпы

Шли гуськом четыре шляпы.

Шляпу старую с пером

Звали дедушкой Петром.

Шляпу с ленточкою синей

Звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой

Звали внучкой Леночкой.

Ну, а шляпу с козырьком

Звали внуком Игорьком.

Тяпы-Ляпы - это дача.

Есть у шляп одна задача:

Дождик ночью прошумел,

В огороде уйма дел.

И спешат четыре шляпы

Лук полоть

Картошку тяпать

Вот пришли, передохнули,

Разом тяпками взмахнули,

Вскоре каждая из шляп

Стала тяпать: Тяп-тяп-тяп!

2 «Зуб»

Мы с Алешкой

Ели суп,

Прямо в ложку

Выпал зуб.

Я со страху

Побледнел:

Я свой зуб

Чуть-чуть

Не съел!

Но сказал братишка:

- Бросим зуб твой мышкам!...

Нате, мышки,

Славкин зуб

И сварите

Славный суп.

А когда вы суп съедите,

Брату новый зуб пришлите.

Остренький!

4. Продолжение рассказа о жизни писателя.

У нее было два сына. Оба получили образование в городе Ленинграде ( ныне Санкт Петербург). Старший сын погиб в результате несчастного случая. Младший сын уехал в Америку, чтобы продолжить образование, затем там и остался жить. Валентина Ивановна переехала к сыну и внуку.

Начиная с конца 80-х годов, творчество обрело новое качество. Она задумала и создала из яркого бросового материала- пластиковых шариков, флакончиков из-под крема, шампуней и прочей ерунды - настоящий домик -музей игрушки, в котором ожили герои ее собственных произведений и русских народных сказок, так, называемый « волшебный сундучок», с которым она объехала многие города и районы Томской области, сотни детских домов и школ. Дважды побывали забавные обитатели « волшебного сундучка» в США. Барабашки, Лешие, Бабки-Ёжки, Кикиморы и другие порождения русской фантазии радовали и удивляли американцев от мала до велика. И где бы ни располагались выставки сказочных игрушек В. И, Кудрявцевой, будь то центральный дом литераторов в Москве, краеведческие музеи в Новосибирске, Колпашево, Стрежевом, городской парк, Центр семьи, Академгородок в Томске или русские церкви в США в Бостоне , Пицфрлиде - всюду отношение к ним восторженное «Чудо творчества!», « Фантазия и мастерство!»

Чтение стихотворения учителем « Мой дом»

Я из песка построю

Дом

Пусть живет в нем

Добрый гном.

С ним

Пойдем мы за грибами.

С ним

Поедем за грибами.

С ним

Корову попасем.

С ним водичку принесем.

С ним

Закончим все дела.

Кто сказал, что я мала?

Долго строить я училась,

Чтобы сказка получилась.

Как дворец,

Отличный дом!

На крылечко вышел

Гном.

До чего потешный гном,-

Как ведерочко вверх дном.

Сама В.И. Кудрявцева так рассказывает о книжке «Волшебный сундучок».

Дорогие ребята!

Перед вами необычная книжка. Дело в том, что мой сундучок от пишущей машинки «Эрика» ( тогда печатали тексты на пишущих машинках)оказался волшебным. И машинка с ним заодно. Стоит мне сочинить сказку или стихотворение, отпечатать его на машинке, как в сундучке откуда ни возьмись, появляются сказочные герои. Они сделаны из такой чепухи, что ни в сказке сказать, ни пером описать: из пустых флакончиков из-под шампуня или крема, трубочек, пробочек, тюбиков и тому подобного.»

Попробуйте сами смастерить такого героя. Пусть чудеса поселятся в вашем доме.

5.Изготовление поделки «Лиса»

( У детей на столе бумага, лоскутки ткани и меха)

Когда В.И. Кудрявцева приехала в Томск, то встречалась со школьниками в Областной детско-юношеской библиотеке, где рассказывала о своем творчестве и делилась впечатлениями от Америки. Она вновь показала жителей своего «Волшебного сундучка»

Сегодня мы тоже попробуем сделать поделку из бумаги, ткани и кусочков меха. Но прежде отгадаем загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Хвост пушистый- краса

А зовут ее ……..(лиса)

Этапы изготовления:

Чертим круг ( можно дать заготовки круга, чтобы дети смогли обвести круг) и делим его на четыре части. Вырезаем 1/4 часть.

Из большей части делаем туловище, а из меньшей голову. Обклеиваем их тканью, приделываем хвост, прикрепляем ушки , глазки.

Интегрированный урок чтения и технологииИнтегрированный урок чтения и технологии

Интегрированный урок чтения и технологииИнтегрированный урок чтения и технологииИнтегрированный урок чтения и технологииИнтегрированный урок чтения и технологии

Интегрированный урок чтения и технологии

Интегрированный урок чтения и технологииИнтегрированный урок чтения и технологииИнтегрированный урок чтения и технологии


Интегрированный урок чтения и технологии

Итог урока. Выставка поделок.

© 2010-2022