- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Где живут белые медведи?
Конспект урока по окружающему миру на тему Где живут белые медведи?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Боричевская Ю.Г. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира в 1классе
Тип урока: «Открытие новых знаний» Урок-исследование.
Раздел «Где и когда?»
Тема: Где живут белые медведи?
Цель: Формировать представление о разнообразии природы Земли. Задачи: Познакомить с холодными районами Земли, их названиями, географическим положением, представителями животного мира. Формировать коммуникативную и информационную компетентность. Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать (коммуникативная компетентность). Продолжать работу с глобусом и картой. Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний (информационная компетентность). Воспитывать дружеские взаимоотношения при работе в группах, убеждение в необходимости бережного отношения к природе.
ЛИЧНОСТНЫЕ: создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формировать способности учащихся к саморазвитию.
ПРЕДМЕТНЫЕ: развивать у учащихся первоначальные представления о животных Арктики и Антарктиды; расширить знания о животном мире холодных районов; развивать навыки выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД: формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД: развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; учить соблюдению правил работы, в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: формировать умение работать со знаково-символическими средствами (символами, схемами, рисунками) для создания модели изучаемого объекта; создавать условия для овладения начальными сведениями о сущности и особенностях природных условий; учить использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Методы обучения: Системно - деятельностный подход, словесный (беседа, диалог); практический (моделирование); наглядный (наблюдение, презентация); репродуктивный; исследовательский.
Образовательные ресурсы, оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация, выполненная в программе «Power Point»,краски и кисточки, пластилин, печатные дидактические материалы: опорный конспект по теме урока, тестовые задания.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная, внутриклассная дифференциация.
Наглядно - демонстрационный материал: учебник «Окружающий мир» (авт. А.А. Плешаков, Е.А. Крючков и др.); карточки для работы в парах, цветик семи цветик из цветной бумаги.
Планируемый результат: Научиться давать характеристику холодным районам Земли. ? развивать навыки выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Результаты: метапредметные, предметные
ЭОР
Мотивационный этап
Этап актуализации знаний
Вспомнить изученный ранее материал,
осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
Этап самоопределения к деятельности
Создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач
Физминутка
Организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей
Этап открытия нового знания
Раскрыть сущность обсуждаемых явлений, используя эвристические вопросы, выстроить логические умозаключения.
Физминутка
Снять эмоциональное напряжение
Работа в парах
Этап первичного закрепления новых знаний
создать условия для закрепления первичных знаний и умений и применения их на практике;
Работа с учебником
Этап включения нового знания в систему знаний
обогатить субъективный опыт детей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Этап рефлексии
Учиться оценивать свою работу на уроке
Итог урока
Учить анализировать и обобщать полученные знания
-Если бы у вас была возможность путешествовать по стране, куда вы хотели бы отправиться?
-Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие.
Соедините ладони друг с другом, передайте хорошее настроение друг другу, а я желаю всем удачи.
-Мы отправимся к северному и южному полюсам земного шара. Мы побываем в гостях у разных животных. У каких, попробуйте угадать.
Среди снегов и льда не голодает.
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает.
От морозов согревает.
-А каких вы знаете птиц, которые не умеют летать?
В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
-Действительно, в самых холодных местах Земли обитают эти животные и не только они. Хотите с ними познакомиться?
-Вы принимаете моё предложение?
-А вот я хочу сначала проверить, готовы ли вы со мной отправиться в путешествие.
Поиграем в игру
«Да - НЕТ»
-В прошлом вы были взрослыми? (нет)
Настоящее это то, что происходит сейчас? (да)
-Первый день недели, это вторник? (нет)
Лето наступит после весны? (да)
-Перед зимой идет весна? (нет)
Суббота придет после пятницы? (да)
Вывод
-Кто из вас, ребята читал сказку «Цветик - семицветик»?
Как звали девочку, главную героиню сказки?
-Кто помнит, с помощью чего ей удалось совершить путешествие?
-Куда Женя попала после ссоры с мальчишками?
-Женя в лёгком платьишке. - Как вы думаете, какую одежду нам необходимо взять с собой, отправляясь на северный и южный полюса? (Теплые вещи.) -У вас на партах карточки с изображением различной одежды.
Обведите карандашом нужные нам вещи.
Мы готовы отправиться в путь.
-А где находится северный полюс? (В Северном Ледовитом океане). А южный полюс? (В Антарктиде)
-А какие цели мы поставим для изучения данной темы?
-Узнать какой климат пояснить!
на северном и южном полюсах?
Какие животные там обитают?
-Чем питаются?
-Почему выживают в таких суровых условиях?
-Мы с вами похожи на самых настоящих полярников исследователей.
- Итак, мы готовы. Теперь можно произносить волшебные слова и отправляться в путь. Отрываем лепесток - Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы сейчас же оказались на Северном полюсе, там, где белые медведи. -Итак, мы оказались на Северном полюсе (Показываю на глобусе). -Что вы знаете о Северном полюсе? (Гам холодно, там нет городов, там никто не живет, кроме животных)
Северный полюс находится в Северном Ледовитом океане. Давайте найдем Северный полюс на карте полушарий.
-Всё, что вы сейчас услышите и увидите, вам пригодится на следующем этапе работы, будьте внимательны.
В конце урока мы должны ответить на вопрос: « Могут ли белые медведи охотиться на пингвинов?»
-Посмотрите, кто это бродит среди льдин? Это белый медведь.
-Чем питается белый медведь? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? (Рыба) Животные, которые питаются мясом, рыбой называются …хищниками. А для такой пищи нужны острые зубы! Иногда не против полакомиться и тюленем. И охотиться на тюленей.
Рассказ учителя с помощью презентации
Но белый медведь пока не унывает и предлагает вам разминку:
Топай мишка, топай мишка,
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.
Вы внимательно слушали? Работаем в парах. -Где живут белые медведи? (На Северном полюсе.) Чем они питаются? (Рыбой и тюленями.) -Почему у медведя такая длинная шерсть? (Она спасает его от морозов.) -Почему она белого цвета? (Белый цвет шерсти делает медведя незаметным на снегу. Это помогает ему охотиться.) Вывод
-Отправляемся на южный полюс. Наверное, там нам не понадобится тёплая одежда? -Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы сейчас же Оказались на Южном полюсе! Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? (Южный полюс.)
-Как называется материк? (Антарктида) -Правильно, Южный полюс находится на материке Антарктида. Давайте найдем этот материк на карте полушарий. Каким цветом окрашена Антарктида на карте? (Белым.)
-От чего это зависит? (Этот материк, покрытый толстым слоем льда.) -Какие животные живут в Антарктиде? (Пингвины и тюлени.)
-О ком слушали? (О пингвинах.)
-Чем питаются пингвины? (Рыбой.)
-Почему пингвин прячет яйцо в жировой складке на брюшке? (Чтобы птенец не
замерз.) Вспомните рассказ о Северном полюсе. Похожи ли ледяные пустыни Северного и Южного полюсов? Почему? (Да, потому что на Северном и Южном полюсах вечные льды и очень холодно.)
-Давайте посмотрим, кто ещё живёт в Антарктиде. Рассмотреть иллюстрацию и прочитать названия животных. Стр.
-Итак, ребята, ответьте на вопрос: где живут пингвины? (На Южном полюсе)
(учитель помещает картинку с изображением пингвина на доску, где нарисован глобус.)
-Охотится ли белый медведь на пингвинов? Почему? (Нет, белые медведи не живут в Антарктиде.)
Нам пора возвращаться домой.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы сейчас же
Оказались в нашем классе!
Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат конверты, в которых лежат картинки с изображением белого медведя, пингвина и нашей планеты.
Надо разместить каждого из животных в том месте земного шара, где он обитает. Весь мир интересуется жизнью белых медведей, поэтому во многих зоопарках мира содержат этих зверей.
Зоопарк старается создать условия похожие на те, в которых проживает медведь на севере. Однако получается ли это у человека?
Давайте сравним и сделаем вывод: Где же лучше белому медведю?
-О ком мы с вами сегодня говорили? (О белых медведях и пингвинах.)
Ответим на вопросы:
Сейчас я знаю Антарктиду населяют:
(Тюлени, пингвины и др.)
белые медведи обитают: (На Северном полюсе.)
животным помогают выжить в таких суровых условиях: (Подкожный жир, густой мех.)
Я умею различать:
Северный и Южный полюса.
Я могу показать на карте, глобусе, где живут (белые медведи и пингвины и др.)
Дети высказывают свои мнения.-
Отгадывают загадки.
Белый медведь
Пингвины
Дети отвечают на вопросы с помощью карточек.
Ответы детей.
-Девочку звали Женя.
-С помощью цветка с разными лепестками.
-На Северный полюс.
Ответы детей.
Работа по карточкам
Предположения детей.
Предположения детей
Дети произносят слова вместе с учителем.
Слушают рассказ учителя. Смотрят слайды.
Один ребенок читает вопрос, другой отвечает.
Ответы детей
Предположения детей
Рассказ учащегося
Вывод
(Дети выполняют индивидуальную работу под музыку из мультфильма «Умка»)
вывод
Регулятивные:
Уметь принимать и сохранять учебную задачу.
Регулятивные: Принятие цели и планирование действий.
Познавательные:
Уметь делать выводы на основе анализа объектов.
Уметь обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
Уметь формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.
Личностные: мотивация к новому учебному материалу.
Регулятивные: Постановка задач, планирование действий.
Предметные:
Регулятивные: Удержание цели урока
Коммуникативные: высказывания детей, сотрудничество в парах.
Познавательные: преобразование информации, вывод, логические, причинно - следственные связи.
Регулятивные:
Уметь выполнять работу в соответствии с заданным планом.
Уметь участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Личностные: Выражение своего отношения к докладу выступающих.
Регулятивные: Планировать с одноклассниками необходимые действия.
Познавательные:
Уметь извлекать информацию из текстов.
Регулятивные: удержание цели
Коммуникативные:
высказывания детей
Личностные: самооценка
Коммуникативные:
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
Убеждение в необходимости бережного отношения к природе.
Познавательные:
Оценка достижений
Ответы на вопросы.
Слайд
Слайд