Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе по программе Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир (А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан)

68 часов (2 часа в неделю) Тематическое планирование по окружающему миру составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Наша планета Земля» в 2-х частях, рабочими тетрадями, тетрадями для проверочных работ, методическими рекомендациями для учителя, авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан.

Пояснительная записка Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Предмет «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: -развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). - Учиться планировать учебную деятельность на уроке. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»). - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир: - объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; - объяснять влияние притяжения Земли; - связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; - наблюдать за погодой и описывать её; - уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; - пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; - называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру: - оценивать правильность поведения людей в природе; - уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Распределение учебного материала:

  • Введение - 4 ч.
  • Земля и солнце - 16 ч.
  • Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта - 8 ч.
  • Формы земной поверхности - 7 ч.
  • Земля - наш общий дом - 11 ч.
  • Части света - 10 ч.
  • Наша маленькая планета Земля - 3 ч.

  • Повторение пройденного материала - 4 ч. (по 1 часу в разделах: «Земля и солнце», «Формы земной поверхности», «Земля - наш общий дом», «Наша маленькая планета Земля»)

  • Часы по усмотрению учителя - 5 ч. (резервные)

ИТОГО: 68 ч.















Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе.


п/п

Дата


Раздел, тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Введение

4

Знать:

- как устроен учебник 2 класса;

- три состояния вещества;

- состав предметов, свойства веществ;

- стороны света;

- Земля имеет форму шара;

- понятие горизонта;

- глобус - модель Земли, вращение Земли;

- цветовые обозначения на глобусе;

- что такое календарь.

Уметь:

- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради;

- различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе;

- различать 3 состояния веществ.

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окр. мира при изучении данной темы;

- ознакомление с терминами «понятие» и «наука» при ознакомлении с общими словами-понятиями.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя;

- умение прогнозировать свою деятельность в соответствии определенным ранее алгоритмом;

- умение контролировать свою деятельность;

- умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям.



Познавательные:

-осознанно и произвольно стоить речевые высказывания в устной форме;

- уметь пользоваться новыми терминами: «понятие», «наука», «вещество», «календарь», «компас», «горизонт», «стороны света», «полюс», «экватор»; «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «ветер», «круговорот воды в природе», «климат», «погода», «термометр»; «условные знаки», «масштаб», «карта», «план», «река», «гора», «меридианы», «параллели», «модель», «часть света», «материк», «океан», «бассейн реки», «долина», «течение реки», «правый и левый берег», « подземные воды», «бессточное озеро», «проточное озеро»; «экологическая система», «природная зона», «закон природной зональности», «ледяная пустыня», «тундра», «лесная зона», «тайга», «лиственные леса», «степная зона», «пустынная зона», «саванны», «высотные пояса», «страна», «столица», «политическая карта»; «символика страны», «флаг», «герб», «экспонаты»;

- пользоваться глобусом, как моделью Земли, ориентировать с помощью компаса;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач.

- уметь сравнивать живую и неживую природу, сопоставлять окружающие предметы и их взаимосвязи;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их;

- уметь проводить опыты под руководством учителя или родителей и отображать результаты исследования в таблицах.

- характеризовать времена года, погодные климатические условия;

- различать смену времен года и смену дня и ночи;

- уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, измерение температуры воды и воздуха, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия.

- пользоваться глобусом, физической картой России и картой полушарий, планом местности, масштабом, условными знаками;

- характеризовать и сравнивать глобус, карты и план местности, расположение и размеры материков, океанов, растительность и животных, обитающих на том или ином материке, формы земной поверхности, водоемы;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Моделирование формы земной поверхности из песка, глины или пластилина», «Как реки и озера служат людям», «Строим город», «Как стареют горы», «Моя страна».

- уметь пользоваться новыми терминами: - уметь пользоваться картой природных зон, политической картой мира, видеть границы природных зон, различать города и страны;

- уметь сравнивать природные зоны, сопоставлять растительный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Природные зоны холодного пояса», «Природные зоны умеренного пояса», «Путешествие в теплые края», «Горные экосистемы», «Люди, города и страны».

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

уметь пользоваться политической картой мира, видеть границы материков, различать города и страны;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей. - уметь сравнивать географическое положение, особенности климата и рельефа, животного и растительного мира стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их;

- уметь практически работать с глобусом и политической картой, находить и показывать изученные страны мира;

- находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств; готовить небольшое сообщение или доклад для выступления перед одноклассниками;

- вести наблюдения по плану, принятому на уроке, за особенностями рельефа своей местности, водоёмами;

- уметь строить план местности, работать с контурными картами;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Всемирная выставка», «Мой зоопарк»,

« Путешествие в дальние страны».

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с живой и неживой природой;

- формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах и группах при проведении опытов и изучении материала;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах.

- игры;

- игры-исследования;

- опыт-наблюдение;

- групповая работа;

- наблюдения-исследования за предметом;

-ориентирование по компасу (практическая работа с компасом);

- работа с иллюстрациями учебника;

- работа с учебником и тетрадью, ИКТ;

- экскурсия;


Как мы будем учиться.

1


Общие слова - понятия.

1



Из чего состоят все предметы.

1


Проверочная работа № 1.

1

Земля и солнце

16 + 1

Знать:

- Земля - планета;

- элементарные сведения об астрономии;

- общее представление о форме и размерах Земли;

- закон всемирного тяготения (притяжение Земли) и его проявления;

- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца;

- соразмерность ритма в жизни человека с сутками;

- времена года, их особенности;

- правила безопасного поведения в разное время года;

- особенности природных условий на различных участках земного шара;

- понятия: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция»;

Уметь:

- характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;

- сравнивать и различать день и ночь, времена года;

- объяснять движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

- измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра;

- сравнивать погоду и климат;

- характеризовать круговорот воды в природе;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

- опыты;

-исследования;

- кроссворды;

- наблюдения за природой;

- выполнение заданий в тетрадях;

- экскурсия;

- групповая работа, ИКТ;

- просмотр фильмов «Земля в космосе»;

- работа с

плакатами из

комплекта наглядных пособий для 2 класса;

работа с теллурием.


Природные часы, календарь и компас.

1


Природные часы, календарь и компас.

1


Земля имеет форму шара.

1


Глобус - модель Земли.

1


Повторение по теме «Земля - шар». Проверочная работа

№ 2.

1


Контрольная работа

№ 1. «Предметы. Глобус - модель Земли».

1


Земля в космосе.

1


Притяжение Земли.

1


Смена дня и ночи.

1


Проверочная работа

№ 3.


1


Смена времён года.

1


Смена времён года.



Где на Земле теплее.

1


Погода и климат.

1


Погода и климат.

1


Проверочная работа

№ 4.

1


Контрольная работа

№ 2. «Земля в космосе. Сезонные изменения».

1

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.

8

Знать:

- различать план и карту, иметь представление о масштабе; части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте;

- название особых точек и линий на глобусе;

- высоты и глубины различных географических объектов;

- растительность и животных, обитающих на том или ином материке;

- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;

- понятие «бассейн реки»;

- формы земной поверхности;

- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года;

- рождение гор, их превращение в равнины;

- правила безопасного поведения при землетрясении.

Уметь:

- характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки;

- находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков;

- сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоемы на примере своей местности;

- находить на физической карте России и полушарий разные водоемы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их название;

- извлекать необходимую информацию из дополни-тельных источников;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни


План и карта.

1


План и карта.

1


Глобус и карта.

1


Повторение. Проверочная работа

№ 5.

1


Что изображают на карте.

1


Что изображают на карте.

1


Материки и океаны.

1


Повторение. Проверочная работа

№ 6.

1

Формы земной поверхности

7 + 1


Реки и озёра.

1


Реки и озёра.

1


Равнины и горы.


1


Равнины и горы.


1


Повторение. Проверочная работа

№ 7.

1


Моря и острова.

1


Проверочная работа

№ 8.

1


Контрольная работа

№ 3. «План и карта. Глобус и карта».

1

Земля - наш общий дом

11 + 1

Знать:

- лес, луг, водоем - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);

- отличительные признаки живых организмов от неживых предметов;

- природные зоны России: общее представление, основные природные зоны;

- смену природных зон на поверхности земли;

- закон природной зональности;

- последствия нарушения экосистемы;

- зоны жаркого пояса: степи, пустыни, саванны и тропические леса;

- горные экосистемы;

- многообразие стран и народов на Земле;

Уметь:

- характеризовать экосистемы;

- описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон;

- объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон;

- находить и показывать на глобусе и политической карте мира страны

- работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»;

-групповая

работа, ИКТ;

- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;

- работа с учебником и тетрадью;

- работа с картой «Природные зоны», политической картой;

- решение кроссвордов;

- работа с гербарием;

- выступления с докладами;

- наблюдения в природе;

- составление плана местности.



Экологические системы.


1



Экологические системы.

1


Природная зональность.

1


Природные зоны холодного пояса.

1


Леса умеренного пояса

1


Засушливые зоны умеренного пояса.


1


Путешествие в тёплые края. (Самостоятельная подготовка докладов).

1


Горные экосистемы.

1


Повторение.

Проверочная работа

№ 9.

1


Люди, города и страны.

1


Проверочная работа

№ 10.


1


Контрольная работа

№ 4. «Природные зоны».

1

Части света

10

Знать:

- многообразие стран, народов на Земле;

- территорию материков, их границы, в каких поясах лежат, омывающие океаны, страны и столицы этих материков, населяющие народы, особенности географического положения, животный и растительный мир, достопри-мечательности этих стран;

- карту России, государственную границу России, полезные ископаемые, народы, населяющие Россию, их численность, народные промыслы, символику;

- природу родного края, народы, населяющие край и их численность, природные зоны края;

Уметь:

- называть и показывать на политической карте крупнейшие европейские, азиатские, африканские, американские страны, Австралию и Антарктиду;

- различать флаги этих государств, называть их главные достопримечатель-ности, особенности климата и рельефа, известных людей;

- называть и показывать на карте территорию России, её границу, столицу, свой регион, свой город;

- различать флаг, герб, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

- ролевая игра;

- работа с контурными картами, физической, политической картами, картой полушариев;

- работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»;

-групповая работа, ИКТ;

- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;

- работа с учебником и рабочей тетрадью;

- выступления с докладами;

- составление кроссворда «Страны Азии», «Страны Азии»;

- работа с энциклопедиями, Интернет - ресурсами;

- наблюдения в природе.



Путешествие тучки по Европе.

1



Путешествие тучки по Европе.


1


Азия.

1




Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).


1




Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).

1



Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).

1


Россия - наша родина.

1


Проверочная работа

№ 11.

1






Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)

1


Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)

1

Наша маленькая планета Земля

3 + 1



Наша маленькая планета Земля.


1



Наша маленькая планета Земля.

1


Повторение.

1


Контрольная работа

№ 5. « Земля - наш общий дом».

1

Часы по усмотрению учителя

5






Резервные уроки

1





1





1





1





1




ИТОГО:

68





© 2010-2022