Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сергеева Светлана Петровна

Муниципальное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №73 г. Челябинска

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС

Работая по ФГОС 2 года, я поменяла свои взгляды на обучение и воспитание учащихся.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако учителя продолжают говорить о том, что дети не хотят учиться. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Мы вполне осознаем и государственную важность решения этой задачи. Таково же мнение и желание большинства родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители предпринимают много усилий, чтобы побудить школьников к успешной учебе. А мы согласно федеральному государственному образовательному стандарту обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части.

Что же касается самих школьников то известно, что учение является ведущим типом их деятельности. Успех во владении знаниями ощущается ими как важное жизненное достижение. Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако такая активность, по наблюдениям детей и родителей, у многих детей явно уменьшается, по мере перехода в более старшие классы. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам, домашнее задание часто не выполняется.

Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно, стимулирования учеников на интенсивное обучение.

Как справедливо отмечал германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.

Именно это требование является ядром нового стандарта.

Одним из условий мотивации ребенка к учебной деятельности является создание образовательной среды. В связи с введение ФГОС образовательная среда стала разнообразной и богатой

Учитель должен создать такую образовательную среду, при которой каждый ученик должен чувствовать себя свободной личностью, имеющей возможность высказать свою точку зрения, быть принятым своим мини - коллективом ( одноклассниками, учителем) и это очень важно для ребенка, когда его понимают, принимают его мнение, - и это придаст ему уверенности, уверенность сохранится на протяжении всей жизни. Естественно, если у ребенка складываются отношения с коллективом, ему хочется общаться и идти в школу, а следовательно получать знания.

Набрав 1 класс в 2011году, я поставила задачу сплотить коллектив, что является залогом успешной учебной деятельности. В этом мне помогали на протяжении 2 -х лет внеклассные мероприятия: экскурсии, поездки в музей, спортивные праздники, классные часы, день именинника. И действительно, детям нравится приходить в школу (приходят за час до занятий и стремятся уйти последними).

Им хочется все - участвовать в соревнованиях, в различных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Классики»» «Эмму», «Шаг в будущее», в школьных акциях «Подари книгу школе», «Мы за живых ежиков», «Построим дом для поросят» и др. И я им создаю условия для реализации их потребностей, даю возможность каждому попробовать свои силы. Младшие школьники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов.

Когда я начинала работать в 1999 году, на олимпиады, конкурсы «отбирала» детей хорошо учившихся, а дети среднего уровня развития такой возможности не имели.

Работая по ФГОС и поменяв свои взгляды, даю возможность участвовать и проявить себя всем желающим ученикам. Очень активны дети 7 вида. Первый год был без результативный, но на этом мы не останавливались . Второй год начал приносить результаты: «Классики» - 2 место в регионе, «»Эму» 1, 2 места, пока по школе, «Шаг в будущее», «Интеллектуалы 21 века» и др. и от этого им еще больше хочется пробовать свои силы. В этом году в конкурсе «Шаг в будущее» участвовал 1 ученик, на следующий год изъявили желание 5 человек.

Создавая образовательную среду - ребенок проявляет и формирует регулятивные УУД (ставит перед собой задачу, планирует свои действия) , коммуникативные УУД (умеет слушать, вступать в диалог, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли), познавательные УУД(готовясь к конкурсу изучает множество дополнительного материала, как самостоятельно, так и с помощью учителя).

Во всех случаях необходима система оценки достижений в новых стандартах. И это может быть портфолио, ребенок получая грамоты , дипломы отслеживает свои успехи и планирует свою дальнейшую деятельность.

А также я поощряю призами, чествуем победителя, отличные отметки.

Итак, результатом моей работы является повышение мотивации к учебной деятельности, положительный настрой ребенка.
Уважаемые коллеги, я советую вам создавать ситуация выбора не перед собой, а давать шанс каждому ребенку пробовать свои силы.



© 2010-2022