- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад
Доклад
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Патрахина Н.А. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Из начальной школы в основную: проблемы преемственности
«Он (ребенок) солнце,
вокруг которого
вращается весь
педагогический процесс»
Джон Дьюи,
американский педагог и философ
Педагоги, психологи, ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности на страницах журналов и газет. Наиболее актуальны в этом плане размышления об организации преемственности в системе «детский сад - начальная школа». Значительно реже нам встречаются статьи об организации аналогичного процесса при переходе из начальной школы в среднее звено. О преемственности средней общеобразовательной школы и высших учебных заведениях активно заговорили в последние годы в связи с проведением единого государственного экзамена в выпускных классах. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом возрастном периоде, потому что в центре проблемы находится ребенок.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной школы;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения - к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа «Преемственность», которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся - выпускников начальной школы - при переходе их в среднее звено. В школе сложилась система совместной работы администрации с педагогами и специалистами психолого-педагогической службы.
Задачи программы "Преемственность":
-
Продолжать изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста;
-
Разработать систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации;
-
Продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
-
Скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4 и 5 классах;
-
Разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся;
-
Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
План реализации принципа преемственности между 1-й и 2-й ступенями образования: 1 его этапом является обсуждение на методических объединениях начального и основного общего образования (русского языка и литературы, математики, естественного цикла) проблемы «Психолого-физиологические аспекты адаптации детей при переходе из начальной в среднюю школу»; непосредственными участниками обсуждения данной проблемы являются педагоги-психологи школы, которые в рамках преемственности проводят диагностирование учащихся 4-х классов, выявляют уровень подготовки учащихся к переходу в среднее звено, результаты диагностики доводят до сведения учителей 5-х классов и родителей будущих 5-классников. 2 этап - посещение уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира в 4-х классах учителями средней школы (учитывается предварительная расстановка кадров в будущих пятых классах). Цель данного этапа - ознакомление учителей среднего звена со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы; выявление требований уровня подготовки учащихся; темы учебной программы, сложной для усвоения учащимися.
3 этап - проведение срезовых контрольных работ в 4-х классах учителями-предметниками с целью выявления уровня обученности учащихся.
Итог работы - проведение «круглого стола» на тему «Качество знаний и проблемы преемственности между 1 и 2 ступенями образования». На данном этапе участники «круглого стола» обсуждают психологические и педагогические вопросы преемственности в обучении, разрабатывают методические рекомендации по преемственности преподавания, поднимают проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся 5-х классов, намечают пути их решения.
Заключительный этап работы по реализации принципа преемственности в обучении - проведение лектория для родителей по теме «Ваши дети - пятиклассники. Индивидуальный подход к учащимся 5 классов с учетом их психологических особенностей».
Таким образом, залог успеха обучения детей при переходе из начальной школы в основную достигается, если:
- правильно организованная работа по программе "Преемственность";
- создана единая команда педагогов начальной и основной школы;
- осуществляется психологическая поддержка учащихся.
Анализ работы по данной программе позволил нам прийти к выводу, что она дает положительные результаты.