Разработка урока окружающего мира 3 класс программа Занкова по теме Природные зоны Африки

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Природные зоны Африки. Экваториальный лес» (3 класс, программа Л. В. Занкова, раздел «Человек в далеком прошлом»). Цель урока: формирование у учащихся представлений о природных зонах Африки. Задачи урока: - формировать знания учащихся по выявлению особенностей природной зоны Африки экваториального леса; - научить понимать практическую ситуацию и принимать конкретное решение; - развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний; - воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: карта полушарий, презентация «Африка», карточки с заданиями для групп, запись песни «Зверобика», учебник «Окружающий мир. 3 класс. I часть» Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., атлас «Природоведение. 3-4 классы»

Ход урока.

  1. Организационный момент урока.
Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошел каждому впрок, Активней в работу включайся дружок.
  1. Проверка домашнего задания.
- С каким материком мы начали знакомство на прошлом уроке? (слайд 1) - Почему же материк так называется? Внимание на экран. (слайд 2) Текст: Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне стали называть провинцию Африкой. Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. - В каком полушарии находится Африка? (слайд 3) - Каковы особенности географического положения Африки? (слад 4 ) (Африку почти посередине пересекает экватор, большая часть материка лежит между тропиками, крайние северные и южные точки одинаково удалены от экватора.) - Дома вы выполняли задание № 31 в ТПО. (показ на физической карте полушарий). Задание 1. 1. самый большой остров Африки ( Мадагаскар) 2. Самую большую реку Африки (Нил длина 6км 671 м, исток могучий водопад из оз. Виктория) 3. Самые большие озера (Виктория, Танганьика, Ньяса) 4. самый высокий вулкан (Килиманджаро 5895 м ) Задание 2. В каких океанах и морях находятся крайние географические точки Африки? 1. северная - в Средиземном море, бассейн Атлантического океана (мыс Рас-Энгела) 2. южная - разделяет Атлантический океан и Индийский (мыс Игольный) 3. западная - Атлантический океан (мыс Альмади) 4. восточная - Индийский океан (мыс Рас-Хафун)
  1. Описание проблемы.

Учитель: - Ребята, мне нужна ваша помощь. Дело в том, что один мой знакомый выиграл турпутевку в Африку, но не может решить - куда бы ему поехать: посетить центральную Африку, побывать на юге континента или отправиться на север. Он просит у меня совета, но при этом выдвигает ряд условий: мой знакомый не любит открытых пространств, боится кровососущих насекомых, плохо переносит сильную жару, ему хотелось бы понаблюдать за животными, которые обитают только на африканском континенте. Я очень рассчитываю на вашу помощь, для этого вам необходимо выполнить задания, в ходе выполнения которых мы познакомимся с природными зонами Африки. (слайд 6). - Изучить тему нам поможет план (слайд 7). Посмотрите на снимок Африканского континента, правда красиво выгладит Африка из космоса! -Давайте вспомним, из чего складывается понятие «природная зона», поможет нам в этом схема. (слайд 8). IV. Работа уч-ся в группах. 4.1 Задание учащимся. Работа в группах с учебником, разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ. Во время беседы (дискуссии) учитель кладёт жетоны на стол. Счётная группа прикрепляет их на игровое табло. - За каждый полный развернутый ответ группа получает красный жетон (10 баллов), за неполный ответ зеленый жетон (7 баллов), за дополнение к ответу - желтый жетон (3 балла).

№ группы

Количество индивидуальных ответов

Характеристика работы группы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа


1. Поработайте с картой климатических поясов на с. 139. Определите, в каком климатическом поясе расположена зона экваториальных лесов. Подумайте, что характерно для этой климатической зоны. (- Центральная часть Африки расположена в экваториальном поясе, северная и южная части - в тропическом поясе, северное побережье и небольшой участок побережья на юге - в субтропическом поясе. Больше тепла и влаги достается экваториальному климату.) 2. Прочитайте описание экваториального леса писателя И.А. Ефремова в повести «На краю Ойкумены». (учебник с. 34) Подумайте, какая растительность преобладает в зоне экваториальных лесов? (Огромные деревья, папоротники, мхи. Много влаги и тепла)

Физкультминутка. 3. Прочитайте текст на с. 33:1-ый и на с. 34 - 2-ой абзацы. Ответьте на вопросы: - Почему многие деревья не имеют ветвей? ( Деревья в лесу растут в несколько ярусов, самые высокие заслоняют солнечный свет, растения нижних ярусов тоже тянутся к солнцу, между ними происходит борьба за солнечный свет.) - Как плодоносят растения экваториального леса? Почему так происходит? (Растения экваториального леса плодоносят постоянно, это происходит по нескольким причинам: во-первых нет разделения на сезоны, во-вторых, в условиях влажной и жаркой среды очень быстро происходит процесс перегнивания, органические вещества быстро усваиваются растениями.) - Почему у высоких деревьев экваториального леса развиваются корни подпорки? (Большая влажность, заболоченность почв, корни проникают на глубину не более 1 метра, корни-подпорки служат дополнительной опорой для деревьев.) 4. Прочитайте текст на с. 36:1-ый и 2-ой абзацы. Ответьте на вопросы: - Как происходит листопад у деревьев экваториального леса? (Постоянно.) - Какой высоты достигают травянистые растения? В чем причина этого явления? ( 10 м в высоту - древовидные папоротники и бамбуки) (слайд 10) 5. Прочитай текст с.36 - 37- 38 1-й абзац. Ответьте на вопросы: - Представители каких классов животные встречаются в экваториальном лесу? Приведите примеры животных. ( млекопитающие - обезьяны: гориллы, шимпанзе, в воде - бегемоты и крокодилы, птицы, пресмыкающиеся- змеи и ящерицы, насекомые - термиты, бабочки, муравьи) (слайд 11) - Какой образ жизни ведут животные? Почему? (лазают, прыгают, ползают, чтобы подняться по стволу вверх)

Музыкальная физкультминутка «Зверобика». 4.2. Вывод по теме. - Что же характерно для экваториального леса? (многоярусность, вечнозеленость, густота, бедность почв, огромное количество растений, богатый животный мир) (слайд 12) - Какие советы туристу, отправляющемуся в путешествие в экваториальный лес вы бы дали? V. Итог урока. - С какой природной зоной Африки мы познакомились? Перечислите особенности зоны экваториальных лесов. VI. Оценка работы уч-ся.

Критерии оценивания ответов учащихся, перевод критериев в 5-балльную систему (слайд 13)

Оценка работы учащихся: 80 и более баллов - «5» Молодцы! Так держать!

50-80 баллов - «4» Вы хорошо поработали!

30-50 баллов -«3» Надо приложить усилия!

менее 30 баллов - «2» Дружи с книгой! Она тебе поможет усвоить азы науки.

VII. Домашнее задание.

С.39 задание 3, ТПО с.20 № 33 (слайд 14)



© 2010-2022