Урок + презентация «Астраханский кремль»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»Урок + презентация «Астраханский кремль»

Урок + презентация «Астраханский кремль»


Тема: «Астраханский кремль»

Урок во втором «Г» классе

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №27»

г. Астрахани

Дзюба Г.К.

02.09.2013г.

Тема: «Астраханский кремль».

Цель: познакомить детей с историей строительства

крепости - кремля и его архитектурой.

Задачи: воспитывать интерес к историческим памятникам

культуры, любовь к своему краю, гордость за его

богатства и красоту, развивать интеллект для учащегося.

Материалы:

1. у каждого ученика статья «Строительство Астрахани»;

2. на плакате рисунок крепости - кремля с башнями;

3. фото «башни Астраханского кремля»

4. разрезные картинки башен кремля

5. презентация к уроку

I. Организация класса.

У. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами познакомимся с историей Астраханского кремля и совершим путешествие по его территории.

II. Подготовка к изучению темы.

Упражнение «Фотоглаз» (на доске).

Москва

Россия

Астрахань

Волгоград

Саратов

Дети, плотно сжав губы, в течение нескольких секунд читают столбик слов, потом слова закрываются.

У. Какое слово лишнее?

Д. Россия.

У. Почему так считаете?

Д. Россия это страна. Остальные слова - это названия городов. (Если дети не смогут выделить лишнее слово, надо слова столбика прочитать ещё раз, дать время подумать, разобрать).

III. Вступительная беседа.

У. Ребята, в какой области мы живём?

Д. Мы живём в Астраханской области.

У. Что даёт наш край стране?

Д. Арбузы, мясо, шерсть, газ, нефть.

У. Сегодня мы поговорим об Астраханском кремле, который является гордостью Астрахани, памятником исторической культуры нашей губернии. (слайды 1,2)

У. Сейчас мы с вами узнаем, что называется кремлём.

Дети хором читают запись на доске.

Кремль - это центральная часть древних русских

городов, обнесённая стенами и башнями.

IV. Работа по теме урока.

У. Сегодня, дети, мы познакомимся с историей этого кремля. Я прочитаю вам статью «Строительство новой Астрахани».

У. Как понимаете слово оборона?

(Можно объяснить. Построили новый дом. Как его защитить?)

Д. Надо построить забор.

1. Учитель читает статью. Непонятные слова объясняет по ходу чтения в контексте.

Воевода - начальник войска и округа.

Половодье - (спросить у детей)

Ярусы - это как этажи.

2. Чтение статьи учащимися.

3. Физкультминутка.

4. Чтение статьи цепочкой по абзацам. Выборочное чтение по вопросам.

I. абзац.

Где построили новую Астрахань? Почему?

II.абзац.

Для чего на месте деревянной крепости, построили каменную?

Чтение хором последнего абзаца.

У. Ребята, посмотрите на этот рисунок.

Крымская башня

Башня «Красные

Ворота»

Никольские ворота

Житная с надвратной

башня церковью

Архиерейская Колокольня Артиллерийская

башня башня


Астраханский кремль расположен на западной стороне Заячьего бугра в виде узкого прямоугольного треугольника, на углах и по сторонам которого сооружены башни, соединенные между собой крепостными стенами. Каждая сторона этого треугольника укреплена тремя башнями, из которых каждая угловая принадлежала двум сторонам (показать). Башни были проездные и глухие.

Проездные башни были более высокими с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными деревянными воротами, окованные железными листами. (По рисунку назвать проездные башни: Башня Красные ворота, Никольские ворота, Колокольня).

У. Сверху башни завершались зубцами, на которых были устроены

деревянные шатры со сторожевыми вышками. На Пречистенской

башне (Колокольне) в караульной вышке висел сторожевой колокол.

У. О чём говорит слово «сторожевые»?

Д. Там были сторожа, караульные.

У. Для чего нужен колокол?

Крымская башня (слайд 3)

Самой мощной является Крымская башня, расположенная на западной стороне. Отсюда со стороны Крыма чаще всего была опасность для города. Толщина её стен достигает 3,5 метра (сравнить). Башня имеет пять ярусов на четырёх сторонах которой, 20 бойниц (отверстия для стрельбы). Ни время, ни люди не могли сломить Крымскую башню, она до сих пор сохранилась в первоначальном виде.

Красные ворота (слайд 4)

Свое название получила за мощь и величие, в древности являлась главным командным пунктом обороны города так как находилась на самом высоком месте кремля и выходила к Волге.

Башня восстановлена в формах XVI века архитектором А.В.Воробьевым в 1958-1966 гг. XX века. Имеет в плане двенадцатигранник, трехъярусная, с лабиринтом для ведения круговой обороны. Высота башни с зубцами 14,5 м., имеет 17 пушечных и 24 пищальных боя.

Никольские ворота (слайд 5)

Получили название по имени надвратной церкви, устроенной на проездных воротах еще в XVI в. В настоящее время сохранились ворота с надвратным храмом, построенные в 1729-1738 гг. Никольский храм имеет обходную галерею, каменный притвор с западной стороны. В начале XX века в облик храма внесены украшательские элементы в форме главок, кокошников, крыша покрыта черепицей.

Артиллерийская башня (слайд 6)

Находилась рядом с артиллерийским двором. Она имеет второе

название Пыточная.

У. Как понимается это слово?

Сначала пытки над осуждёнными проводились в пыточном подвале под Лобным местом в самом центре кремля. Нередко надрывные крики разносились по всему кремлю. Тогда воевода приказал проводить пытки в глухой Артиллерийской башне. Отсюда её второе название.

Дети показывают на плакате самую мощную башню и пыточную.

Колокольня (слайд 7)

Это главная проездная башня кремля. Она имеет три проезда. Высота этого четырехъярусного строения 80 метров. Между третьим и четвёртым ярусами, установлены часы, изготовленные в Санкт-Петербурге. Часы всегда показывают точное время. Дети находят колокольню на фото стенде.

Башня Архиерейская (слайд 8)

Четырёхъярусная, имеет 12 бойниц, в плане квадратная (8,4х8,4м.), высота башни с зубцами -15 м., толщина стен -112 см. Восстановлена без сохранения исторических форм в 1843 г, на месте разобранной исторической башни в 1825 году.

Житная башня (слайд 9)

Южная глухая Житная башня получила свое название от житного двора, на котором хранились съестные запасы для стражников и горожан. Житная башня была самая небольшая из всех кремлевских башен, она находилась в наименее опасном месте.

V. Закрепление.

У. Ребята, а сейчас я проверю, хорошо ли вы усвоили тему.

Работа в группах.

1-ая группа - соединить иллюстрацию башни с ее названием.

2-ая группа - наклеить на схему башни в правильной последовательности.

3-ая группа - наклеить на схему названия каждой башни.

VI. Итог.

Что нового узнали на уроке?

Сможете ли вы теперь на картинке, фотографии, по телевизору узнать Астраханский кремль? (слайд 10)


© 2010-2022