Урок литературного слушания в1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «СОШ с.Вязовка» Саратовской области

Бугреева Инна Васильевна - учитель начальных классов

Предмет: литературное слушание. Программа «Начальная школа XXI века».
Класс: 1

Тема

Рассказы о животных. В.Чаплина. Мушка.

Цель

Формирование речевой деятельности- слушание художественного слова, обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса; формирование такой нравственной категории, как дружба.

Задачи

- учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать свое отношение к их поступкам;

- воспитывать любовь и заботливое отношение к животным;

- закрепить понятие «рассказ»;

- учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);

- учить составлять план и пересказывать подробно.

Планируемые результаты

Предметные:

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

- самостоятельно определять тему и жанр;

- пересказывать подробно отрывок или весь рассказ.

Личностные:

- выполнять самооценку на основе критерия успешности

Метапредметные :

-владеть коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в группах.

Основные понятия

Рассказ, план

Ресурсы

- «Рабочая программа по литературному чтению» 1 класс ,УМК «начальная школа 21 века»

- Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2008

- Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. М.: Вентана-Граф, 2014

- Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Форма организации обучения

Фронтальная, групповая , индивидуальная

Технологии

Деятельностный метод обучения.


Технологическая карта урока

Тема урока: Рассказы о животных. В.Чаплина «Мушка»

Тип урока: «Открытие» новых знаний

Цели урока:

Содержательная цель : учить определять жанр и тему произведения; учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать свое отношение к их поступкам; воспитывать любовь и заботливое отношение к животным; закрепить понятие «рассказ»; учить выделять особенности рассказа; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); учить составлять план и пересказывать подробно.

Деятельностная: формированияе у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации; ключевых компетенций учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

1.Приветствие.

Проверяют готовность рабочего места

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Какие литературные жанры произведений вы знаете?

- на какие темы мы слушали произведения?

Определение жанра литературного произведения по модели обложки:

Урок литературного слушания в1 классе

- сформулируйте тему урока

Ответы: сказка, рассказ, стихотворение

Ответы: о детях, о животных, о дружбе, волшебстве, о природе, о Родине

Ответы : Это рассказ

Затруднение

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П- логическое)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (что мы еще не знаем).

- Я читаю, а вы внимательно слушайте и определите его тему.

- На уроке будем слушать рассказ, определим его тему

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П)

Формулирование проблемы

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Решаем проблему:

Работа с рассказом:

1.Чтение учителем

2.Беседа:

- какие слова вам понравились или были непонятны ? ( печатаю их на доске)

- что вы слушали? докажите.

- о ком этот рассказ?

- что понравилось в этой истории?

- определите тему рассказа

- а можно ли сказать, что это рассказ о дружбе девочки с собачкой?

Моделирование обложки:

- нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ»;

-о ком этот рассказ? Закрасьте нужным цветом;

- что нового в нашей модели?

- написала этот интересный рассказ В.Чаплина.

- рассказ называется «Мушка»

ФИЗМИНУТКА
Слушание

Чтение хоровое .

- рассказ, т.к. описаны реальные события; - о девочке и её собачке - понравилось то, как Мушка защищала Люду; - о детях; - животных;
-да


Дети закрашивают одну половину коричневым цветом, вторую желтым. - две темы: о детях и животных;

Заменяют фамилию автора красной рамочкой.

Замените название синей рамкой.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П- моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися содержания рассказа, умения делить рассказ на части и составление схематичного плана

1.Повторное слушание рассказа.

2.Беседа по содержанию:

- назовите правильно произведение;

- назовите главных героев;

- как выглядела Люда?

- как выглядела Мушка?

- почему Мушка всего боялась?

- с кем её сравнивали?

- какой поступок совершила Мушка в конце рассказа?

- что заставило Мушку совершить такой поступок?

Повторное чтение отрывка (Мушка и злая собака) хорошо читающим учеником.

- как вы думаете, Мушке было страшно?

3.Деление рассказа на части и составление схематичного плана:

Урок литературного слушания в1 классеУрок литературного слушания в1 классеУрок литературного слушания в1 классеУрок литературного слушания в1 классе

ФИЗМИНУТКА

Повторное чтение последнего абзаца рассказа.

- Чему учит нас рассказ В.Чаплиной?

Работа по тетради.

- В.Чаплина. Мушка.

- Люда и Мушка.

(задание № 1 в тетради)

- Люда- маленькая девочка, очень добрая, любит животных;

- собачка была грязная, худая, хромала (читает задание №2 в тетради хорошо читающий ученик);

- потому, что её часто обижали;

- с зайцем;

- она защитила Люду от большой собаки;

- у неё появился друг- девочка;

- да, она дрожала от страха, но все же не отступала перед большой собакой, потому что защищала друга.

Работа в группах:

Пересказ по плану:

1.Люда (1 группа)

2.Во дворе (2 группа)

3.Мушка и злая собака (3 группа)

4.Мушка (4 группа)

Читает хорошо читающий ученик.

- рассказ учит быть добрыми, любить животных, верить в дружбу с животными.

Действие по аналогии (П) Контроль (Р) Оценка (Р)

Кррекция (Р)

Умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П-общеучеб.)

Управление поведение партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

- Какой момент в рассказе был самым напряженным?

-Раскрасьте рисунок о том, как Мушка защищала Люду.

Работа в тетради

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самоопределение (Л)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Рефлексия деятельности

-Урок литературного слушания в1 классе Что мы слушали сегодня? (рисую «заместитель» )

- О ком этот рассказ? ( закрашиваю желтым и коричневым цветом);

- Как называется этот рассказ?

-Кто автор рассказа? (печатаю название рассказа и фамилию автора).

- Кто хотел бы дома нарисовать иллюстрации к этому рассказу?

- Мы вложим ваши иллюстрации в эту обложку и получим книжку-самоделку.

- А кто мог бы придумайть свою историю о дружбе животного с человеком?

Ответы детей

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)Конторль и оценка результатов деятельности (П)





















Технологическая карта урока литературного слушания


Тема урока: литературные сказки. В.Сутеев. «Дядя Миша». 27.11.2014

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: Содержательная цель : учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану. Формировать нравственное понятие через содержание сказки ( добро и зло), выражать свое отношение к поступкам героев. В нужной жизненной ситуации доводить начатое дело до конца, оказывать помощь друг другу.

Деятельностная: формированияе у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации; ключевых компетенций учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

1.Приветствие.

Проверяют готовность рабочего места

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Какие литературные жанры произведений вы знаете? (памятка для обозначения моделей) слайд 2,3

- на какие темы мы слушали произведения?

- назовите книги, которые соответствуют этим моделям. (слайд 4)

Определение жанра литературного произведения по модели обложки:

(слай 5)

- какое произведение будем слушать?

Ответы: сказка, рассказ, стихотворение

Ответы: о детях, о животных, о дружбе, волшебстве, о природе, о Родине

Ответы :рассказ о детях «Шум и Шумок »Елена Ильина, стихи о Родине «мой дом» Валентина Серова

Ответы : Это сказка

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П- логическое)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (что мы еще не знаем). Правильно, на уроке будем слушать сказку. Правильно называть фамилию автора и название произведения. А чтобы все выполнить, какие умения мы должны применить? -Внимательно послушайте произведение и определите его тему.

-На уроке будем слушать сказку.

-внимательно слушать, моделировать, читать

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П)

Формулирование проблемы

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Решаем проблему:

Работа с текстом:

1.Чтение учителем

2.Беседа:

- понравилась вам сказка?

- кто назовет тему?

- что понравилось?

- что не понравилось?

- с кем встретился медведь?

- а кто из героев вам не понравился?

Моделирование обложки:

А теперь вам предстоит задача моделирования обложки:

- нарисуем круг вместо слова «сказка»;

-о ком эта сказка? Закрасьте нужным цветом; и т.д.

А теперь откройте книгу и прочитайте фамилию автора и заголовок

- поставьте пальчик на красную рамочку и проговорите фамилию автора.

-поставьте пальчик на зеленую рамочку и проговорите название сказки.

- Назовите полностью произведение. (слайд 6)

(слайд 7)

- какие сказки Сутеева вам знакомы? ( «Кто сказал Мяу?», «Под грибом», «Про Бегемота, который боялся прививок» и др.

- давайте посмотрим иллюстрации к сказке «Дядя Миша» (слайды 8-15).

ФИЗМИНУТКА
Слушание

- понравилась;

- о животных;

- все звери помогали медведю;

- то, что медведь не доводил начатое дело до конца;

- заяц, ежик, белка, кот, лиса, мышонок.

- не понравилась лиса, т.к. она обманула медведя.




Дети закрашивают коричневым цветом.

Владимир Сутеев «Дядя Миша»





-Владимир Сутеев «Дядя Миша»

Рассматривают иллюстрации в хрестоматии

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П- моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися содержания рассказа, умения делить рассказ на части и составление схематичного плана

1.-Итак, вы прослушали сказку В.Сутеева «Дядя Миша».

2.Н-д

Заяц дергал морковь.

Ёжик собирал грибы.

Белка угостила Медведя орешками.

Кот пригласил ловить рыбу.

3. составление схематичного плана и пересказ сказки

Урок литературного слушания в1 классеУрок литературного слушания в1 классеУрок литературного слушания в1 классеУрок литературного слушания в1 классеУрок литературного слушания в1 классе

Урок литературного слушания в1 классеУрок литературного слушания в1 классе

кто главный герой сказки?

-с кем встретился медведь ?

-как медведь дергал морковь?

- почему Д.М. бросил дергать морковь?

- набрал ли медведь грибов, как он относился к делу?

- кто потом позвал медведя?

- кто позвал медведя потом?

Справился ли он с рыбалкой?

- кто позвал медведя потом?

- как они охотились? Расскажите

И появляется еще один персонаж.

- А чтобы вы сказали медведю?

- можно ли назвать сказку поучительной?

ФИЗМИНУТКА для глаз

Хоровое чтение с доски


- Дядя Миша

- сначала медведь встретился с зайцем. Заяц дергал морковь на зиму.

- она летела во все стороны, а одна упала на колючки ежа;

- он пошел с ежом за грибами;

- грибов он не набрал, а только топтал их;

- его позвала белка. (прочитаем строчки как медведь орехи собирал)

- потом медведь пошел за котом на рыбалку.

-нет

- тут лиса предложила медведю кур таскать

-…

(чтение отрывка в учебнике стр.54-55 хорошо читающими детьми)

-нельзя обманывать, любое дело надо доводить до конца.

Действие по аналогии (П) Контроль (Р) Оценка (Р)

Кррекция (Р)

Умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П-общеучеб.)

Управление поведение партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Задание № 2 в тетради стр.20

- прочитайте, укажите стрелкой кто из героев что добывал

Чтение пословицы «Какова работа, такова и награда» (слайд 16)

Работа в парах

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самоопределение (Л)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Рефлексия деятельности

- Что мы слушали сегодня?

- О ком эта сказка?

- Как называется сказка?

-Кто автор?

- кто на уроке хорошо работал, поднимите руки, кому было трудно?

- Кто хотел бы дома нарисовать иллюстрации к сказке?

- Мы вложим ваши иллюстрации в эту обложку и получим книжку-самоделку.

Ответы детей

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)Конторль и оценка результатов деятельности (П)


© 2010-2022