Планирование по курсу Логика 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование по курсу Логика 3 класс



Планирование по курсу Логика 3 классПланирование по курсу Логика 3 классПланирование по курсу Логика 3 классПланирование по курсу Логика 3 классПланирование по курсу Логика 3 класс










































Подумаем вместе



Планирование по курсу Логика 3 класс







Средняя школа № 9 имени В.А. Саввы

Жамбылская область, Меркенский район, село Сарымолдаево

улица Кожакеева 2 тел: 2-94-31





Автор: Кучер Людмила Павловна - учитель начальных классов.

Авторская программа обучения по курсу «Логика»

( Курс «Логика» создает условия для развития познавательных интересов, формирует стремление к размышлению и поиску.)

Год составления авторской программы - 2010 г.

Презентация программы на районной августской конференции 2011г.

Ступень обучения: 3 класс



Составила : Кучер Л.П.




Пособие содержит поурочные планы по предмету « Логика ». В нем учитель может найти все, что необходимо ему для подготовки к уроку, множество нестандартных заданий на развитие смекалки, мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.

Особенностью пособия является его интеграция с рабочей тетрадью.



Пояснительная записка

Программа по курсу «Логика» составлена для обучения учащихся 3 класса навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифи

цировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономе

рности, рассуждать т. д.
Структура документа
Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую общую характеристику курса, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения в 3 классе и Ожидаемые результаты, которыми по окончанию третьего класса, школьники должны будут овладеть.
Кроме основного содержания программа, включает в себя некоторые материалы, позволяющие реализовать её практическую часть: методические рекомендации, рабочую тетрадь.
Актуальность курса.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс «Логика», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.
Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать курс «Логика». Значение логики велико.

Занятие по курсу «Логика» отличаются от всех уроков школьной программы тем, что ребёнку предлагаются задания характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников..

3Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом в основным выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематичный курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создаёт благоприятные возможности для развития разных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий.

Благодаря этому у детей формируется общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

И если вначале работы по данному курсу выполнение многих предложенных в рабочих тетрадях заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с созданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются почти со всеми заданиями.

Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу «Логика» происходит становление у детей развитых форм самосознание и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научатся и эти умения применяются в учебной работе, что приводит к успеху.
Ведь известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об актуальности этого курса.
Занятия на «Логике» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.

Формы занятий:

  • -по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 3 класс - 45 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

5Система занятий по курсу «Логика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Задачи программы:
Познавательная:
-научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.
-формировать у обучающихся целостное представление о логике в

многообразии её межпредметных связей.
Развивающие:
-развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;
-углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам.
Воспитательные:
-способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;
-способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логика»

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса « Логика »

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся

получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

7Планирование по курсу Логика 3 класс

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в

третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Содержание программы

3 класс

  1. Предмет логики и ее существенные признаки (1 час)

II.Сравнение (3 часа)

Сравнение и выявление закономерности в расположении предметов.;

Отличительные признаки. Различие.; Отличительные признаки.

Существенные и несущественные признаки.

III.Развитие творческого воображения ( 7 часов )

Игры и головоломки. Словесные головоломки. Ребусы. Числовые

ребусы.

  1. Необычное рядом( 11 часa )

Забавные перевоплощения « В мире волшебных слов ». Что ты

видишь?

  1. Урок развития возможностей ребенка. ( 2 часа)

Определение уровня усвоения изученного материала ( тесты)

  1. Геометрия рядом. ( 5 часа )

Удивительная страна Геометрия "."Квадрат. Диагональ квадрата".

Задачи на разрезание. Танграм.

  1. Алгоритмы : ( 4 часа )

Алгоритм решения. Алгоритм с вопросом. Виды алгоритмов

  1. Урок-контроль 1 час.

Конкурс «Логленд»

Организация и условия обучения распределение времени.
Логика - устный предмет. Работа в Рабочей тетради - занимает не более ½ чистого времени на уроке. Остальное - устная работа. При нормальной организации учебного процесса доля "учительского времени" на уроке постепенно снижается за счет отказа от сюжетной мотивировки заданий, а также за счет увеличения активности детей. Вопрос о домашнем задании остается на усмотрение учителя.

Тематическое планирование предмета « Логика » 3 класс

34 часа

№ урока

№ урока по разделу

Тема

Цели урока по формированию универсальных логических действий

Контр.

Кол-во

часов

Дата


Предмет логики и ее существенные признаки (1 час)

1

1

Предмет логики. Как мы познаем мир.

Познакомить учащихся с новым учебным предметом, способствовать пониманию учащимися сути и назначения предмета логика,

Тест 1

1 ч.


Сравнение. ( 3 часа )

2

1

Сравнение и выявление закономерности в расположении предметов.

Совершенствовать умение выявлять закономерности в расположении предметов.

1 ч.

3

2

10Совершенствовать умение выявлять закономерности в сравнении предметов, высказывания верные и неверные;

Совершенствовать умение выявлять закономерности в сравнении предметов.

1 ч.

4

3

Отличительные признаки. Существенные и

несущественные признаки.

Формирование навыков осмысливания информации. Формирование навыков определения истинности сложных высказываний с логическими связками «не», «и», «или»;

1 ч.


Развитие творческого воображения ( 7 часов )

5

1

Игры и головоломки.

Познакомить с многообразием логических игр и головоломок и способами их решений.

1 ч.

6

2

Словесные головоломки.

Познакомить со словесными головоломками: анаграммами,

менаграммами.

1 ч.

7

3

Словесные головоломки.

Познакомить со словесными пирамидами, палиндромом, шарадами.

1 ч.

8

4

Шарады и словесные игры.

Совершенствовать навык решения новых видов логических игр и их отличиями.

1 ч.

9

5

Ребусы.

Познакомить с ребусом-как логической головоломкой..

1 ч.

10

6

Ребусы.

11Познакомить с ребусом-как логической головоломкой..

1 ч.

11

7

Числовые ребусы.

Познакомить учащихся с понятием "числовой ребус".

1 ч

12

1

Урок развития возможностей ребенка.

Выделить лидеров в процессе проведения тестирования , определить

Тест 2

1 ч.


Необычное рядом ( 11 часов )

13

1

Забавные перевоплощения « В мире волшебных слов »

Обобщить знания учащихся о правилах ударения, совершенствовать умения решать грамматические головоломки.

1 ч.

14

2

Забавные перевоплощения « В мире волшебных слов »

Совершенствовать умения решать грамматические головоломки.

Познакомить с криптограммами.

1 ч.

15

3

В замке кроссвордов

Познакомить с многообразием логических игр: кроссвордами

1 ч.

16

4

В замке кроссвордов

Совершенствовать навык разгадывания кроссвордов, познакомить с шуточными рассказами.

1 ч.

17

5

Урок загадок

12Продолжить знакомство с загадками - как частью раздела головоломки..

1 ч.

18

6

12Урок загадок

Расширить представление о многообразии загадок.

1 ч.

19

7

Что ты видишь?

Активизировать мыслительную деятельность учащихся, видеть необычное в обычных вещать и необычное рядом.

1 ч.

20

8

Логические задачи.

актуализировать знания о логических задачах.

1 ч.

21

2

Урок развития возможностей ребенка.

Закрепление знаний по пройденному иатериалу.

Тест 3

1 ч.

22

9

Решение логических и творческо-поисковых задач.

Научить детей решать нетиповые, творческо-поисковые задачи.Научить использовать различные алгоритмы рассуждения.

1 ч.

23

10

В замке логических головоломок и рассказов.

Совершенствовать умение решать логические головоломки.

1 ч.

24

11

Решение логических головоломок.

13Показать детям значение мыслительной деятельности в жизни человека.

1 ч.


Геометрия рядом. ( 5 часов )

25

1

" Удивительная страна Геометрия ".

Обобщить знания детей о пройденных геометрических понятиях.

1 ч.

26

2

"Квадрат. Диагональ квадрата".

Уточнить представление о квадрате; развивать геометрическое видение и конструктивные умения.

1 ч.

27

3

Задачи на разрезание

Дать первичное представление о « полимино»- задачами на разрезание.

1 ч.

28

4

Задачи на разрезание

Научиться разрезать геометрические фигуры на части, необходимые для составления той или иной другой

геометрической фигуры, используя их свойства и признаки;

1 ч.

29

5

Танграм.

Познакомить учащихся с китайской головоломкой «Танграм». Попрактиковаться в геометрическом исследовании, конструировании.

1 ч.


13Алгоритм. ( 4 часов )

30

1

Программа действий. Алгоритм. Ввести понятие алгоритм; научить составлению и выполнению алгоритма, поиску ошибок и исправлению алгоритма.

1 ч.

31

2

Алгоритм решения текстовых задач.

Совершенствовать представление о алгоритме и его способах составления, о способах решения текстовых задач.

1 ч.

32

3

Алгоритм с вопросами.

Закрепить умения называть действия предметов, выстраивать последователь-

ность событий, составлять и записывать простые алгоритмы, его решения.

1 ч.

33

4

Виды алгоритмов.

Закрепить понятия алгоритма, дать понятие о новых видах построения алгоритма .

Тест 4

1 ч.

34

1

Конкурс «Логленд»

Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках логики.

Тест 5

1 ч.

15


Формы контроля и критерии оценки результатов

Оценка работы ученика.

Работа без отметок, ориентированная на познавательные интересы и творческий выход, является безусловно более эффективной. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы;

  • самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 - 100% - высокий уровень освоения программы;

  • 60-80% - уровень выше среднего;

  • 50-60% - средний уровень;

  • 30-50% - уровень ниже среднего;

  • меньше 30% - низкий уровень.






















Учебно-методическая литература для учителя


  1. Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д, 2007.
  2. Монтессори М. "Впитывающий разум ребенка" Скрытые возможности человека. Благотворительный фонд "Волонтеры", 2009 г.
  3. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2008.
  4. Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.
  5. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008
  6. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. - М: ВАКО, 2009
  7. Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010.
  8. Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008
  9. Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация. Центрполиграф, 2008.
  10. Чаус Е. А. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.
  12. Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога /Н.Е. Щуркова. - М.: Аркти, 2007.
  13. Ярошевская Я. Викторины для 3-классников. Зарядка для ума. Сибирское университетское издательство, 2008.
  14. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: управленческий и методический аспекты / С.Г. Воровщиков, Е. В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик. - М.: 5 за знания, 2009.
  15. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников: Ч.1. - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.

Интернет - ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
  2. Интернет учителю начальной школы mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
  3. Педагогическая библиотека pedlib.ru
  4. Проект «Открытый класс» openclass.ru/pages/195
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/
  6. Школа учителя tolstoy-school.ru/teach/teach.htm





© 2010-2022