РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Латышева О.И школа-лицей №16 начальная школа

Многочисленные исследования школьной успеваемости показывают, что сегодня каждый четвертый ученик испытывает трудности в обучении (при сохранном интеллекте). Так, исследование функциональной грамотности младших школьников (Н.Г. Авдейчук) выявило, что 42,5% уча-щихся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной программой диктант; 36,7% не владеют навыком свободного чтения; 25,1% испытывают трудности в счете и решении задач; 30% учащихся начальной школы испытывают боязнь и отвращение к учебе [5].

В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые ис-пытывают дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостат-ками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (сла-бость регуляционных компонентов учебно-позвавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памя-ти, мышления, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциона-льных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Исследование отмеченных причин в последнее десятилетие было весьма ин-тенсивным. Общественный и экономический кризис, обусловленные пере-ходным периодом, сопровождаются резким снижением показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это приводит к тому, что на этапе пос-тупления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания, 45% - функциональные отклонения в физическом и нервно-психологическом здоровье. Около 10% можно отнести к категории безнадзорных детей (это дети из неблагополуч-ных семей, семей мигрантов, беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, дети-сироты при живых родителях) [4].

Поступление ребенка в школу, совпадая по времени с возрастным кризисом развития, является переломным моментом его социализации и представляет собой серьезное испытание его адаптационных возможностей. Одни дети это испытание выдерживают вполне успешно, для других новая социальная ситу-ация их развития становится ситуацией риска. Внешняя школьная среда, вос-питание и обучение в своих влияниях на адаптацию ребенка опосредуются внутренними условиями, уже сложившимися к моменту поступления в шко-лу. Поэтому с целью определения адекватного для ребенка школьного режи-ма, формы обучения, дидактической нагрузки в целом чрезвычайно важно знать и учитывать эти внутренние условия, грамотно оценивать адаптаци-онные возможности ребенка на этапе его поступления в школу. Одним из значимых показателями невысокого уровня адаптационных возможностей является низкий уровень развития мышления.

Мышление ребенка, как и взрослого человека, является одной из специфи-ческих форм человеческого сознания.По тому, как ребенок говорит в свобод-ном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновав-ших его явлениях, событиях), можно составить достаточно правильное пред-ставление о том, как он думает, как воспринимает и осмысливает окружаю-щее. Мышление детей испытывающих трудности в обучении обычно харак-теризуется бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса, наличием аграмматических фраз. Страдает логичность, содержательность, выразительность речи.

Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формиро-вания высших психических функций лежит сложный процесс интериориза-ции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение умс-твенному развитию считая, что ребенок должен говорить и мыслить, только воспринимая. Развитие восприятия различных модальностей создает ту базу, на которой начинает формироваться речь. Руководствуясь его же теорией о сложной структуре дефекта, можно отчасти объяснить те неудачи, с кото-рыми сталкиваются работники психолого-педагогической службы, учителя начальных классов, пытаясь скорректировать задержку интеллектуальной сферы, не принимая во внимание особенности восприятия [1].

Причины школьной дезадаптации, трудности в обучении у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонематического слуха, и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов. Существенно пополняют трудности начального обучения низкий уровень развития познавательных потребнос-тей, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника [2].

Развитие мышления младшего школьника является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возмож-ность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осущест-влять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Основополагающим условием продуктивной деятельности по формиро-ванию и развитию математической грамотности младшего школьника явля-ется систематическая работа учителя, как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого необходимо чтобы педагог предлагал учащимся задания направленные на развитие мышления и речи. На занятиях по математике педагог может использовать ряд игр и упражнений, способствующих разви-тию и формированию операциональных структур мышления математической речи детей, испытывающих трудности в обучении. Использование операций сравнения , обобщения, классификации необходимо для формирования грам-отной математической речи выражающейся в правильном употреблении ма-тематических терминов, в знании, где и когда можно применить эти термины и специальные математические выражения. [6]. Диагностирование учащихся по методике МЭДИС (нулевой срез, конец учебного года) показало, что развитие операциональных структур мышления крайне необходимо в учебной и не учебной деятельности.

Приведем примеры заданий.

Найди закономерность

Выявление общности нахождение общего принципа построения математических рядов. 1 3 5 7 9-нечётные числа ( число увеличилось на 2). В процессе работы данные ряды усложняются

1 10 11 3 30 33…первое число однозначное и тоже увеличилось на 2 ,второе это круглый десяток с использованием цифры 1, двузначное число для записи которого использовалась только цифра 1. И т.д.Закономерности в прямом ( увеличиваются), обратном порядке( уменьшаются). Также при составлении таблиц сложения и вычитания выявление общих закономерностей: первое слагаемое увеличивается на 1, второе слагаемое уменьшается на 1, значение суммы остаётся неизменным…

Логические задания

Сосчитай количество прямоугольников.



Использование символов





1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



- =? + =? Соотнесение символов с цифрами

9-1=8 6+3=9

Классификация

Нахождение общего признака у различных предметов (геометрические фигуры углы стороны, математические термины: сложение вычитание, больше меньше сравнение, буквенные выражения уравнения, взаимообратные примеры, задачи и т.д. А ток же подчерни только чётные числа, или круглые десятки в числовом ряду, только однозначные числа и т.п.

Графические диктанты

1 вправо, 2 вверх, 3 вниз и т.д.

Математические диктанты на уроках обучения грамоте

После чтения текста, М.д

-Сколько кг яблок в корзине?

-Сколько человек пошло в поход?

-В каком классе учатся учащиеся?

Составление слова

1. Ведущий называет часть слова (девя...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... вять).

Примечание. В роли ведущего может выступать учитель или ученик.

2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов обозначающих цифру:

а, д, в, о, и, н, т, ч, е, ы, р, п, я, ь, с, м, ш.

Ответ: один, два, три. четыре. пять, шесть, семь. восемь. девять.

Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

  • Тонкий -

  • Низкий -

  • Большой -

  • Много -

  • Сложение -

Перевернутые слова

Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Например:

  • УМАСМ - СУММА.

  • АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).

  • ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).

  • КРАТВАД (квадрат).

  • УГОТЬРЕНИК (треугольник).

  • РЕЗОТОК (отрезок).

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же размера (или одной формы). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур.

В процессе знакомства учащихся с различными геометрическими фигурами, используя их свойства составление различных композиций, предметов из набора разных фигур. Мозаика из частей прямоугольника. Мозаика из частей ромба. Мозаика из частей квадрата. Мозаика из частей круга. Мозаика из частей овала. И т.д.

Счет с помехой

Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. При оценке учитывается время выполнения задания и количество ошибок.

Для формирования и развития математических понятий, математической речи учащимся необходимо предлагать упражнения на самостоятельное составление подобных заданий.

Все перечисленные примеры упражнений и игр способствуют формированию и развитию математических понятий, развитию речи, повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия на младшего школьника в процессе обучения математике.

Список литературы:

  1. Преснова О.В., Браудо Т.Е.Использование современных технологий в профессиональной подготовке специалистов высшей школы. Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков Софийский университет Московский городской педагогический университет им.Святого Климента Охридского София- Москва, 2001. С.193-210.

  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - T.I. - М., 1989.

  4. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал русского населения в странах нового зарубежья. М.: СОЦИС. - 1997. - № 11.

  5. Специальная педагогика /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

  6. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики Междунар. науч.-прак. интернет-конференция (Фроловские чтения).- Белгород, 2006. - Режим доступа: bsu.edu.ru/Nauka/Frolov-Reading/



© 2010-2022