Доклад на тему «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Здоровье - не всё, но без здоровья все - ничто.»

Сократ







Доклад

«Формирование культуры

здорового и безопасного

образа жизни».





























20.12.2011г.

«Забота о здоровье -

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности,

бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым». Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Детско-подростковый возраст - это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности. Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровый образ жизни - залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни. Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников. ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности. Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Цель моей педагогической деятельности - внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни. Для достижения поставленной цели я определила задачи:

  1. Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период

  2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательно-воспитательном процессе

  3. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни

Основные направления воспитательной работы по решению задач.


1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни ( факты, аргументы, примеры, задачи). 2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение. 3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях. Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой - психологическими особенностями школьников младших классов.

Факторы, определяющие особенности

профилактической работы с младшими школьниками.



  1. Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.
  2. Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярных категориях: « хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «плохой - хороший человек» и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, должно одеваться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему доброму, приятному, полезному.
  3. Образность мышления ребенка позволяет ему видеть то, что говорит учитель, более ярко, образно, сказочно. Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития.
  4. Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.
  5. Большая, чем у старших классов, связь младших школьников со своими родителями определяет большие возможности этого пути для формирования здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:
  • беседы (учителя, медработника, родителей);
  • работа с книгой (чтение и обсуждение);
  • утренники, праздники здоровья
  • устные журналы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);
  • конкурсы: рисунков, плакатов( «Что полезно для здоровья?», «Красный, жёлтый, зеленый»); стихотворений, сочинений «Береги здоровье смолоду»; загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;
  • практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;
  • обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;
  • занятия по ОБЖ и ПДД;
  • уроки здоровья («Глаза - окна в мир», «Красивые зубы - красивая улыбка»)
  • игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);
Воспитательную работу планирую с учетом основных сфер жизнедеятельности ребенка. 1.Сфера познания - учеба, чтение, восприятие информации; 2. Сфера отношений - познание себя, людей, взаимодействие с ними; 3. Сфера практической деятельности - труд, умения, навыки; 4.Сфера физического воспитания - реализация физических возможностей; 5.Сфера игры - реализация потребности общения, развитие фантазии, развлечения. Основным в воспитательной программе является раздел «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» разработанный для детей 7-11летнего возраста с учетом психологических, физических, индивидуальных особенностей. Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни. Задачи: - познакомить с формами активного отдыха и их влиянием на здоровье человека;
  • учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта;
  • осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек.
  • формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;


1 класс «В гостях у Мойдодыра»

Беседа «Надо, надо умываться».

Беседа « Режимные моменты моей жизни».

Урок здоровья « Моя красивая осанка».

Игры на школьной площадке.

Встреча со школьным врачом: привычки грызть ногти, сосать палец и т.д.

Занятие по ОБЖ «Огонь - друг или враг?».

Урок здоровья « Здоровые зубы - здоровью любы».

Конкурс рисунков «Что полезно для здоровья?».

Урок здоровья «Моя семья».

Веселые старты.

Урок здоровья « Глаза - окна в мир»

Утренник «К нам приехал Мойдодыр!»

Конкурс загадок о здоровье «Угадай-ка!

Беседа «Минутка - не шутка»

Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!

Урок здоровья «Табак и пассивное курение»

Родительское собрание «Режим дня школьника»

Родительское собрание «Учите детей беречь здоровье»

Занятие по ПДД «Зеленый огонек»

Дни здоровья( осенью, зимой, весной)

Родительское собрание «Школа пешеходных паук»

2 класс «Румяные щечки»

Беседа «Что такое здоровье?»

Занятие по ОБЖ «Безопасность в доме»

Урок здоровья «О вреде пассивного курения»

Конкурс рисунков «Полезные привычки - наши друзья»

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

Урок здоровья «Полезная пища»

Беседа «Минута час бережет»

Родительское собрание «О детских шалостях и родительской ответственности»

Беседы: «Одеваюсь по погоде», « Нужна ли сменная обувь?»

Родительское собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»

Беседа «Мой режим дня»

Занятие по ПДД «Мой друг светофор»

Игра по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»

Встреча со школьным врачом: «Как уберечься от простуды»

Конкурс стихов «Здоровому - все здорово»

Клуб «Почемучка» (Почему нельзя пить сырую воду? Почему нельзя ходить в дождь без зонта?)

Дни здоровья.

3 класс «Неболейка»

Конкурс плакатов «Еще раз о здоровье»

Урок здоровья «За» и «Против» курения.

Выступления агитбригады « Дорожная сказка»

Веселые старты.

Занятия по ОБЖ «Солнце и опасность», «Термические ожоги»

Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»

Клуб «Почемучка»

Урок здоровья «Красивые зубы - красивая улыбка»

Беседа «Посеешь привычку - пожнешь характер»

Родительское собрание «Эмоции положительные и отрицательные»

Беседа «Делу время - потехе час»

Советы доктора Айболита.

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Тебе предложили сигарету»

Родительское собрание «Не допустите беды»(профилактика наркозависимости)

Беседа «Зачем человеку сон?»

Урок здоровья « В лес за здоровьем»

Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»

Дни здоровья.

4 класс «Если хочешь быть здоров»

Конкурс полезных советов «Здоровье - главное богатство»

Конкурс плакатов «Безопасное колесо»

Конкурс рисунков «Что нужно для здоровья?»

Веселые старты.

Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья.

Практикум. Первая помощь при несчастных случаях.

Урок-конференция « О вреде курения»

Выступления агитбригады по ПДД.

Диспут «Правда и ложь об алкоголизме»

Игра «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся»

Беседа «Что нужно знать о лекарствах»

Конкурс сочинений «В здоровом теле - здоровый дух!»

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Ты оказался в дурной компании»

Беседа «Я - мальчик. Я - девочка»

Проводится родительский всеобуч по темам: - Курение и статистика; - Алкоголь - яд и обман; - Наркомания - дело не личное; - Проблема здоровья детей. - Как сохранить здоровье ребенка? - Режим дня и его значение. - Путь к здоровью, силе, бодрости. - Физкультура и спорт в жизни школьника.

Составленная программа помогает:

  • проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, проявления хронических заболеваний;
  • уменьшить количество случаев заболевания в школьном коллективе;
  • научить детей ответственному отношению к своему здоровью;
  • обучать и закреплять полученный опыт на практике;
Главное - сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса.



© 2010-2022