Доклад на тему Практическая характеристика направлений внеурочной деятельности в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая характеристика направлений внеурочной деятельности В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в школе организована по следующим направлениям:

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. общеинтеллектуальное;
  3. духовно-нравственное
  4. общекультурное;
  5. социальное.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, клубы (школьные, научные), общества, поисковые и научные исследования. Аудиторных занятий должно быть не более 50%. Направления внеурочной деятельности в нашей школе представлены следующими курсами, кружками или секциями. Спортивно-оздоровительное направление представлено такими спортивными секциями, как плавание, дзюдо, футбол, легкая атлетика. Данное направление осуществляется учителями физической культуры и преподавателями учреждений дополнительного образования . Цель данного направления: содействие физическому развитию детей, укреплению их здоровья, выявлению предрасположенности к тем или иным видам спорта. Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие курсы, как «Умники и умницы», «Учусь создавать проект», «Я исследователь», «Живая математика», научный клуб младших школьников «Ключ и Заря». Данное направление осуществляется учителями начальных классов школы. Целью курсов данного направления является: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся. Формы организации работы
  • познавательные беседы,
  • олимпиады,
  • интеллектуальные клубы,
  • детские исследовательские проекты,
  • школьные и внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, олимпиады, конкурсы и т.п.).
Подробнее хотелось бы остановиться на таком курсе общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, как научный клуб младших школьников «Ключ и Заря», который является частью реализации программы внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа». Что же представляет собой этот курс? Программа данного курса представляет собой вариант организации деятельности младших школьников (1-4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Ключ и Заря». Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество. Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная. Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря» - формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки. Учебники УМК «Перспективная начальная школа» приглашают учеников принять участие в работе клуба «Ключ и заря» (клуб гуманитарных дисциплин). Через систему заданий в учебниках организовывается обмен письмами между сюжетными героями комплекта и школьниками. В 1 классе ведется подготовительная работа по вступлению в научный клуб. В учебнике Н.А. Чураковой «Русский язык» 1 класс на последних страницах детям предлагаются задания, выполнив которые и заполнив анкету, им остается только отправить выполненные задания по указанному на странице адресу. На электронный адрес naych_clab@mail/ru возможно посылать любые работы детей, выполненные в рамках клубной деятельности. Участие в переписке позволяет учащимся в конце 4 класса получить сертификат члена научного клуба, а педагогу - сертификат организатора внеурочной деятельности. В процессе переписки, по наблюдениям учителей, у ребят повысился интерес к предметам гуманитарного цикла. Начиная со второго класса осуществляется непосредственная деятельность школьного научного сообщества. Тематика занятий научного клуба следующая. Интеграция клубной работы в учебную деятельность позволяет сочетать учебный и игровой мотивы, решать учебные и практические задачи. Заседания клуба проводится 2 раза в четверть. Цель этих заседаний - обучать младших школьников деловому общению, передавая обучающие функции учителя классу. Заседание состоит из двух этапов: Этап 1. Предварительная подготовка учителя и членов клуба к заседанию. Этап 2. Проведение учебного занятия. Кроме заседаний в рамках работы научного клуба, проводятся экскурсии в библиотеки, музеи, встречи с интересными людьми, написание сочинений различной тематики в соответствии с программой данного курса и др. Духовно-нравственное направление представлено курсом «Твори добро», который реализуют учителя начальных классов. Цели направления: развитие гражданско-патриотического воспитания, формирование нравственности, гражданственности, развитие эмоциональной сферы ребенка. Формы работы: - Беседы, игры нравственного и духовно - нравственного содержания - Проведение совместных праздников школы и общественности - Экскурсии, целевые прогулки - Детская благотворительность - Организация выставок. Помочь птицам, покормить их зимой - не такой уж большое, но очень важное дело. Ждать весны на сытый желудок птицам намного легче. Именно с этой целью в рамках реализации курса «Твори добро» в нашей школе традиционно каждую зиму проходит экологическая акция «Покорми птиц зимой!». Это важное событие включает в себя ряд мероприятий:
  1. Проведение бесед, викторин по темам: «Птицы - наши друзья», «Птицы в жизни человека» и т.д.
  2. Проведение конкурсов на лучший рисунок птицы, конкурс сочинений «Почему нужно кормить птиц зимой?»
  3. Организация экскурсий, прогулок в природу.
  4. Изготовление кормушек для птиц.
Дети вместе с родителями изготавливают из разных материалов кормушки для птиц. Проводится конкурс на лучшую кормушку. А затем дружно всем классом школьники выходят вешать свои кормушки. Вот, где нужна помощь взрослых. Повесить кормушки помогают родители. Но просто повесить их мало, необходимо регулярно пополнять кормом для птиц, что дети с удовольствием и делают. Даже в выходные дни приходят на школьный двор, часто вместе с родителями, чтобы покормить птиц. Ведь дети знают, какое жизненно важное для птиц дело, они выполняют. Социальное направление внеурочной деятельности в нашей школе реализовано через следующие курсы: «Ступеньки к успеху», «Книжкин дом», «Я-школьник». Курс коррекционно-развивающих психологических занятий «Я - школьник» ведет педагог-психолог. Данные занятия направлены на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, коррекцию и развитие школьно-значимых функций в процессе игровой деятельности. Цели программы курса: психолого-педагогическая поддержка учащихся 1-2 классов в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Темы некоторых занятий: «Мой класс», «Мои друзья в классе», «Мои успехи в школе», игра «Волшебная поляна».
  1. Каждое занятие начинает с приветствия.
Стоя в кругу, предлагается детям взяться за руки, посмотреть друг на друга, улыбнуться и передать радость от общения легким пожатием руки. 2) Психогимнастика : «Черепаха прячет голову» «Как слон вытягивает хобот» «Как улыбается лягушка» 3) «Письменные инструкции» (в тетрадях). Педагог предлагает инструкцию. Дети внимательно слушают и выполняют действия, следуя инструкции. Инструкция: 1.Нарисуйте в верхнем правом углу солнышко. 2.Нарисуйте посередине листа домик. 3. Нарисуйте в нижнем левом углу елочку. 4. Проведите дорожку от елочки к домику. 5. Напиши в правом нижнем углу свое имя. Так как учащиеся приходят на занятия внеурочной деятельности после уроков, то целью занятий педагога-психолога становится не только снятие психологической, но и физической нагрузки. Для этого проводятся разнообразные разминки для расслабления мышц рук, ног, шеи, плеч. Например, можно провести разминку «Наклоны головы». 4) Наклоны головы. Сесть или встать прямо. В медленном темпе достать подбородком до груди, затылком до спины, положить ухо на правое плечо, затем - на левое (при этом важно, чтобы плечи и позвоночник оставались прямыми). Медленно поворачивать голову направо, налево. (3 раза) (Провести разминку) Данная разминка помогает расслабить мышцы шеи и плеч. Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Это обусловлено потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека и появлении общекультурного направления внеурочной деятельности. Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено курсами «Мой родной край», «Музей в твоем классе», «Риторика», кружком выразительного чтения, кружком «Музыкальная капель», «Умные пальчики», «Бумажные фантазии», «Чудеса из соленого теста». Рукоделие гармонично воздействует на целостное развитие ребёнка, на формирование его характера, способствует развитию координации движений руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными видами графической деятельности, и, прежде всего письмом. С этой целью в рамках реализации программы общекультурного направления внеурочной деятельности ведется кружок «Чудеса из соленого теста». На занятиях дети знакомятся с историей русских ремесел, историей появления лепки из соленого теста, узнают различные рецептами приготовления теста. Учащиеся узнают, что соленое тесто обладает свойственными только ему качествами, например,
  • из прохладного теста лепить лучше, оно хорошо держит форму и не плывет;
  • части и детали изделия склеиваются при помощи воды;
  • узоры и линии на тесте лучше не нацарапывать, а вдавливать.
Из теста ребята создают натюрморты, украшения (бусы, браслеты), различные фигурки и т.д. Для украшения изделий используются бусинки, пайетки, ленточки, ракушки и др. Выполняются как индивидуальные поделки, так и коллективные. Сделанные работы дети дарят своим родным на праздники, украшают ими свой дом. Лучшие поделки участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества.


© 2010-2022