- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике 1 класс ПНШ
Рабочая программа по математике 1 класс ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Недайборщ Ю.Н. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с ФГОС, «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа», концепции «Перспективная начальная школа», на основе Концепции стандарта второго поколения и авторской программы Чекина А.Л. «Математика». Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
- Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
- Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.
- натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1-го класса),
- целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса).
- Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.
- Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
- В 1-м классе изучаются следующие геометрические понятия:
- плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник),
- прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии,
- внутренняя и внешняя области относительно границы,
- многоугольник, прямой угол, прямоугольник,
- симметричные фигуры.
- в 1 полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Никаких измерений пока не проводится.
- во 2 полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.
- математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий;
- математическое знание - это особый способ коммуникации;
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность;
- опровергать или подтверждать истинность предположения.
- количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- готовность учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).
- количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
- смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
- взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
- свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
- свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
- линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
- замкнутые и незамкнутые линии;
- внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
- прямой угол;
- многоугольники и их виды;
- измерение длины отрезка;
- все цифры;
- знаки больше (>), меньше (<), равно (=);
- названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
включая число 20; - знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, -, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
- переместительный закон сложения;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
- изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
- изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
- термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).
Уметь:
- читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
- сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
- воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
- воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
- воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
- выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять прямые углы с помощью угольника;
- определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
- распознавать и формулировать простые задачи;
- составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.
Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем Макси-мальная нагрузка уч-ся Из них Теорити-ческое обучение Кон-трольная работа,
Самостоя ятельная работа 1 Начала геометрии 17 16
1 2 Числа 0, 1 и 2 12 11
1 3 Числа 3, 4 и 5 9 8
1 4 Сложение 18 17
1 5 Однозначные числа 7 6
1 6 Вычитание 9 8
1 7 Двузначные числа 13 12
1 8 Задачи 12 11
1 9 «Таблица сложения» 12 11
1 10 Разностное сравнение 23 22 1
Итого 132 122 1 9
Основное содержание курса 1.Тема: «Начала геометрии» (17 часов) Обучающиеся должны знать/ понимать:
- структуру учебника, условные обозначения
- понятия «прямые, кривые, точка, отрезок, дуга»
- термины «налево, направо, вверх, вниз»; «самый маленький, самый большой»; «следующий и предшествующий»
- определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы
- ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), ориентироваться в пространстве
- распознавать круг, треугольник, прямоугольник
- пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии
- изображать направления отрезков (дуг) с помощью стрелок
- сравнивать предметы по форме, размеру
- ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.)
- термины «один и несколько», «число и цифра»
- понятие «пересекающиеся линии», «точка пересечения»
- пустое множество, число и цифру 0
- расположение линий на плоскости
- писать цифры 1, 2, 0
- составлять пары
- сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками >,<, =
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
- термины « ломаная», « замкнутые и незамкнутые» линии, «многоугольник»
- понятия «раньше, позже»
- части суток и времена года
- писать цифры 3, 4, 5
- строить ломаную, замкнутую линии
- сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками >,<, =
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
- смысл действия сложения и соответствующую терминологию
- число и цифру 6, 7, 8, 9 и их состав
- понятия «ближе, дальше»; «длиннее, короче»
- писать цифры 6, 7, 8, 9
- ориентироваться на плоскости, используя термины «выше, ниже»
- складывать любые числа с числами 1, 2, 3, 4
- сравнивать предметы по ширине
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
- все числа и цифры, состав чисел
- понятие «однозначное число»
- понятие «десяток»
- прибавлять число 5
- писать число 10
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
- смысл действия вычитания
- термины «вычитание, разность»
- переместительное свойство сложения
- единицу длины - сантиметр
- прибавлять число 5
- писать число 10
- выполнять вычитание и записывать результат
- вычитать число 1 из любого числа в пределах 10
- измерять длину предметов в сантиметрах
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
- состав двузначных чисел
- понятие пересечение под прямым углом
- порядок выполнения действий в выражениях, содержащих более одного действия
- складывать числа 1, 2, 3, 4 с однозначными числами
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
- понятие «задача»
- как образуются числа второго десятка
- представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
- правило прибавления числа к сумме
- находить условие и требование в задаче
- составлять задачу по рисунку
- воспроизводить правило прибавления числа к сумме
- находить решение задачи и записывать его в тетрадь
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
- правило прибавления суммы к числу
- понятия «четырёхугольник, прямоугольник»
- состав числа 10
- складывать числа 5, 6, 7 с однозначными числами
- прибавлять по частям, сумму к сумме
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
- термины «больше на…», «меньше на…»
- знать таблицу сложения
- единицы длины-см и дм и новую величину «масса»
- смысл терминов «тяжелее и легче», «дороже и дешевле»
- составлять равенства на увеличение и на уменьшение
- выполнять сложение чисел с переходом через десяток
- находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного
- вычитать сумму из числа
- сравнивать по массе, по стоимости
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом