Урок Русского языка Состав слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Состав слова



  1. Орг.момент

- Сегодня на уроке мы проведем игру "Что? Где? Когда?"

- Как называются участники этой игры?

- Знатоки.

- Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали сказочные персонажи.


  1. Постановка проблемы и цели урока.

- Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Первое задание от Чебурашки. Давайте вспомним, из какой сказки этот герой и кто автор.

Портрет Чебурашки и голос:

- Дорогие, ребята! Откройте тетради и запишите словарные слова: Стакан, Одежда, Суббота, Трамвай, Алфавит, Ворота, Сторож, Лопата, Орех, Ветер, Абзац.

Что объединяет эти слова?

­-Отвечают на вопрос что? и обозначают неодушевленные предметы. Это имена существительные.

(Взаимопроверка с соседом по парте - слова на карточках на доске)

Теперь, уважаемые знатоки, прочитай только первые буквы записанных слов, и вы узнаете тему игры. Спасибо за внимание.

-Состав слова.

Совершенно верный ответ! Счет 1 : 0 в пользу учеников 3 « в» класса.

  1. Актуализация знаний

Внимание, черный ящик! К вам с вопросом обращается Карлсон.

Портрет Карлсона и голос:

- Ребята, помогите! Малыш спрятал что-то в этот ящик и сказал, что без этого не может обходиться ни один человек. Это помогает образовывать новые слова и связывать слова по смыслу. Что это?

-Приставка, корень, окончание, суффикс.

(ученик достает из ящика обозначение частей слова.)

Аплодисменты победителям 2 раунда. Счет 2 : 0.


  1. Повторение

Следующий вопрос задает Малыш.

- Уважаемые ученики 3 класса «в» ! Я задавал вопросы Карлсону, но он не смог ответить ни на один из них. Пожалуйста, ответьте на мои вопросы!

(раздать 1 вопрос на 4 человека - отвечает 1 человек)

  • Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов)

  • Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.)

  • Что такое приставка? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова.)

  • Что такое суффикс? (Суффикс - часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)

  • Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова - корень.)

  • Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.)

  • Что такое основа слова? (Основа -часть слова без окончания)

  • Как найти окончание? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова)

Молодцы ! Счет 3 : 0.


  1. Динамическая пауза.

Вышли из-за парт. Я называю слова. Если в слове есть приставка - присесть, если есть суффикс - встать, если нет ни того, ни другого - хлопать в ладоши.

Парта, снежок, подъезд, снег, побег, снежинка, рука, ручка, переход, глаза, вход, глазик.

Сели на места.


  1. Закрепление.

Следующее задание прислала Золушка.

Портрет Золушки и голос:

Дорогие ребята! Мачеха заставляла меня разбирать рис и гречку по разным мешкам. Вам тоже придется разбирать, но только слова. Из карточки № 1 выпишите слова, состоящие из корня, суффикса и окончания. Выделить части слова.

Карточка № 1.


Лисица, зайчонок, пружина, точилка, зазор, озеро, подвал, подберёзовик, соколик, зёрнышко, подснежник, слёт, хрустальный, стёклышко.

Одновременно цепочкой - у компьютера.(Рус.яз.-2. Приставка и суффикс. Тренажер 1)

Вы опять победили! Счет - 4 : 0.


  1. Самостоятельная работа.

Незнайка тоже придумал и передал свое задание для вас. Он попросил вас за несколько минут образовать и записать новые слова:

1 вариант - при помощи приставок и корня -ход-

2 вариант - при помощи суффиксов от заданных слов

(дом, стол, лес).

Проверка .

Молодцы! Счет 5 : 0.


  1. Работа с текстом.

Следующее задание от Снежной королевы! Она прислала письмо с текстом. Но пока письмо шло, в нем стерлись слова. Попробуйте догадаться, какие слова пропущены. Запишите текст в тетрадь. Слова разобрать по составу.


Карточка № 2.


Наступила зима. Замелькали в воздухе первые …. . Тёплым одеялом укрыл … землю. Замели лесные тропы …. метели. А детям радость! Они лепят … , строят крепости.

Слова для справок: снежинки, снег, снежные, снеговики.

Прочитать восстановленный текст. Если вы вставили такие же слова - хлопайте в ладоши.

Одновременно парная работа - у компьютера.(Рус.яз.-2. Приставка и суффикс. Тренажер 2)


  1. Итог

- Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 6-0 победила команда Знатоков!

- Какие знания вам помогли одержать победу?

-Знание частей слова.

Какие части слова вы знаете, что они обозначают и для чего нужны?

Все наши ученики награждаются медалями с изображением мудрой Совы.

Наиболее активные участники команды получают по 5 баллов в журнал.


  1. Домашнее задание.

Придумать и написать своё задание о составе слова для любого сказочного героя.


© 2010-2022