- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Русского языка Состав слова
Урок Русского языка Состав слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Ю.С. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Состав слова
-
Орг.момент
- Сегодня на уроке мы проведем игру "Что? Где? Когда?"
- Как называются участники этой игры?
- Знатоки.
- Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали сказочные персонажи.
-
Постановка проблемы и цели урока.
- Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Первое задание от Чебурашки. Давайте вспомним, из какой сказки этот герой и кто автор.
Портрет Чебурашки и голос:
- Дорогие, ребята! Откройте тетради и запишите словарные слова: Стакан, Одежда, Суббота, Трамвай, Алфавит, Ворота, Сторож, Лопата, Орех, Ветер, Абзац.
Что объединяет эти слова?
-Отвечают на вопрос что? и обозначают неодушевленные предметы. Это имена существительные.
(Взаимопроверка с соседом по парте - слова на карточках на доске)
Теперь, уважаемые знатоки, прочитай только первые буквы записанных слов, и вы узнаете тему игры. Спасибо за внимание.
-Состав слова.
Совершенно верный ответ! Счет 1 : 0 в пользу учеников 3 « в» класса.
-
Актуализация знаний
Внимание, черный ящик! К вам с вопросом обращается Карлсон.
Портрет Карлсона и голос:
- Ребята, помогите! Малыш спрятал что-то в этот ящик и сказал, что без этого не может обходиться ни один человек. Это помогает образовывать новые слова и связывать слова по смыслу. Что это?
-Приставка, корень, окончание, суффикс.
(ученик достает из ящика обозначение частей слова.)
Аплодисменты победителям 2 раунда. Счет 2 : 0.
-
Повторение
Следующий вопрос задает Малыш.
- Уважаемые ученики 3 класса «в» ! Я задавал вопросы Карлсону, но он не смог ответить ни на один из них. Пожалуйста, ответьте на мои вопросы!
(раздать 1 вопрос на 4 человека - отвечает 1 человек)
-
Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов)
-
Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.)
-
Что такое приставка? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова.)
-
Что такое суффикс? (Суффикс - часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)
-
Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова - корень.)
-
Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.)
-
Что такое основа слова? (Основа -часть слова без окончания)
-
Как найти окончание? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова)
Молодцы ! Счет 3 : 0.
-
Динамическая пауза.
Вышли из-за парт. Я называю слова. Если в слове есть приставка - присесть, если есть суффикс - встать, если нет ни того, ни другого - хлопать в ладоши.
Парта, снежок, подъезд, снег, побег, снежинка, рука, ручка, переход, глаза, вход, глазик.
Сели на места.
-
Закрепление.
Следующее задание прислала Золушка.
Портрет Золушки и голос:
Дорогие ребята! Мачеха заставляла меня разбирать рис и гречку по разным мешкам. Вам тоже придется разбирать, но только слова. Из карточки № 1 выпишите слова, состоящие из корня, суффикса и окончания. Выделить части слова.
Карточка № 1.
Лисица, зайчонок, пружина, точилка, зазор, озеро, подвал, подберёзовик, соколик, зёрнышко, подснежник, слёт, хрустальный, стёклышко.
Одновременно цепочкой - у компьютера.(Рус.яз.-2. Приставка и суффикс. Тренажер 1)
Вы опять победили! Счет - 4 : 0.
-
Самостоятельная работа.
Незнайка тоже придумал и передал свое задание для вас. Он попросил вас за несколько минут образовать и записать новые слова:
1 вариант - при помощи приставок и корня -ход-
2 вариант - при помощи суффиксов от заданных слов
(дом, стол, лес).
Проверка .
Молодцы! Счет 5 : 0.
-
Работа с текстом.
Следующее задание от Снежной королевы! Она прислала письмо с текстом. Но пока письмо шло, в нем стерлись слова. Попробуйте догадаться, какие слова пропущены. Запишите текст в тетрадь. Слова разобрать по составу.
Карточка № 2.
Наступила зима. Замелькали в воздухе первые …. . Тёплым одеялом укрыл … землю. Замели лесные тропы …. метели. А детям радость! Они лепят … , строят крепости.
Слова для справок: снежинки, снег, снежные, снеговики.
Прочитать восстановленный текст. Если вы вставили такие же слова - хлопайте в ладоши.
Одновременно парная работа - у компьютера.(Рус.яз.-2. Приставка и суффикс. Тренажер 2)
-
Итог
- Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 6-0 победила команда Знатоков!
- Какие знания вам помогли одержать победу?
-Знание частей слова.
Какие части слова вы знаете, что они обозначают и для чего нужны?
Все наши ученики награждаются медалями с изображением мудрой Совы.
Наиболее активные участники команды получают по 5 баллов в журнал.
-
Домашнее задание.
Придумать и написать своё задание о составе слова для любого сказочного героя.