Урок по ОПК Христианская семья с презентацией

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2015

Жук Марина Владимировна учитель начальных классов

МАОУ «Школа № 139»

2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ». ПРЕДМЕТ - ОРКСЭ. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Урок по ОПК Христианская семья с презентацией

МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Методическая разработка

Урок № 27

по теме «ХРИСТИАНСКАЯ Семья»

Цель урока: продолжить знакомство с традициями православной культуры и отношением православной религии к семье.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с ролью семьи в православной религии на основе примеров жизни Петра и Февронии Муромских, семьи царя Николая II, раскрыть значение семьи в жизни людей.

Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Виды деятельности: беседа, рассказ учителя, закрепление изученного материала.

Оборудование и материалы:

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);

  • Слайд-шоу «Семья»;

  • Аудиозапись песни о Петре и Февронии в исполнении

хора «Пересвет»

  • Учебник «Основы православной культуры» для 4-5 классов под ред.

А.В. Кураева

Тип урока: урок-презентация.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута).

  2. Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока (6 минут)

  3. Изучение нового материала (25 минут)

  4. Закрепление пройденного материала (10 минут)

  5. Итог урока и домашнее задание (3 минуты)





Ход урока: К этому уроку по данной теме учащимся предлагается Опережающее домашнее задание: подготовить презентации, фото, рисунки, буклеты, мини-книжки к выставке на тему «Моя семья».

Организационный момент:

Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья- то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

(слайд 1)

- Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас.

Мотивация.
Учитель :

- Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

(слайд 2)

Определение темы и целей урока
Учитель

- Ребята, как вы думаете, что является опорой в жизни каждого человека?

Сегодня на уроке мы поговорим о семье.

Учитель :
- В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.
Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».Участвуют заранее подготовленные учащиеся.
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? - спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты - не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.
Учитель
- Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
- Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

Изучение нового материала

2. Понятие слова «семья»

Учитель:

- Как вы понимаете слово «семья»?

Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю С. И.Ожегова ищет определение слова «семья».

Это группа живущих вместе близких родственников;

Объединение людей, сплочённых общими интересами. (слайд 3 ) Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами. 3.Учитель: А сейчас небольшая разминка «Загадки» о семье»: (Учитель читает загадки, а ученики отгадывают)

1.Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

2. Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

3. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано?

Лишь заботливая...(мама)

4. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша…. (бабушка).

5. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш …(дед).

(слайд 4 )

4. Синквейн «Семья»
Учитель:
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде.(слайды 5, 6 )

Пример синквейна:

Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.

Дорожить ею нужно каждому.
Ребенок.


Второй пример:

Семья.
Большая, богатая.
Воспитывает, развивает, формирует.

Ее нужно беречь.
Родители.


Семья в православии - это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи - муж, а глава мужа - Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших - главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), уважению старших.

Семья - это любовь. Христиане считают, что невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, члена своей семьи. Прекрасным примером любви и верности в семье является история о Петре и Февронии. (звучит аудиозапись)

(Слайды 7,8)

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547года. А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности.

Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча.

- Еще одним примером любящей семьи можно назвать семью последнего русского императора Николая II, его жены Александры Фёдоровны, четырех дочерей Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и их брата цесаревича Алексея.(слайды 9,10)

В 1917 году Николая II отрекся от престола, был сослан в ссылку, а потом казнен большевиками в Екатеринбурге. Его участь постигла всю семью, всех расстреляли.

Несмотря на то, что семья была царской, все ее члены были очень простыми человечными людьми. Мать, Александра Федоровна, много сил отдала на воспитание пятерых детей, царевны во время войны работали в госпитале сестрами милосердия: перевязывали раненых, стирали белье, дежурили у постели тяжелораненых.

Александра Федоровна в своем дневнике писала: «В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном мире царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом - это место тепла и нежности».

А вот ее слова об истинной любви: «Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает такой сильной, как в дни страданий и горя…»

5.Работа с пословицами

Учитель: О семье написано немало пословиц. Объясните смысл данных пословиц: (слайд 11)

- Не нужен клад, когда в семье лад.

- В семье и каша гуще.

- Дерево держится корнями, а человек семьей.

- Согласную семью и горе не берет

- Семья в куче - не страшна и туча.
- На что клад, когда в семье лад.

6. Рассказ о своей семье.

- Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью? (Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся. )

7.Предлагаю вам прочитать правила (слайд 12), которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью:

- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

- Не причиняй боли родному человеку.

- Помогай родителям.

8. Обобщение материала (слайд 13)

-О каком тепле идет речь в стихотворении?

- Что означает слово семья?

- Что такое генеалогическое дерево?

- Какие семейные традиции вы можете назвать?

9. Домашнее задание .

Выберите одно из предложенных заданий на выбор:

- составь генеалогическое древо своей семьи

- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.



© 2010-2022