- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира (3 класс)
Урок окружающего мира (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Родина Т.В. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ гимназия № 7 им. В.М.Воронцова Левобережного района г.Воронежа
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"
Учитель начальных классов МБОУ гимназия №7 им. В.М.Воронцова
Левобережного района
Родина Татьяна Валериевна; ВКК
Цели:
Образовательные:
-
Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли;
-
Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями;
-
Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование;
-
Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.
Развивающие:
-
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
-
Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к знаниям;
-
Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.
Оборудование:
- А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100");
- А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100");
- карточки с опорными словами к понятию «экосистема»; памятка №1(работа в группе) листы самооценки (результаты исследования); карточки-задания; карточки-слова для цепи питания.
-
мультимедийная установка;
-
видеофильм «Озеро Байкал»
-
демонстрационные карточки (структура экосистемы),
-
иллюстрации с изображением обитателей озера,
-
раздаточный материал,
-
выставка книг,
-
доклады учащихся.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Совместное открытие новых знаний.
-
Первичное закрепление.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
слайд № 1
Ход урока.
1.Организационный момент. - Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? слайд № 2 Интересным наш урок получится при совместной работе.2. Наблюдение за природой.
слайд № 3 - Какое сейчас время года? - Какие зимние месяцы вы знаете? На доске: Декабрь - студень, стужайло, лютень. В древние времена на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студёно. От слов стужа, стынуть, застывать - древнее название месяца. - Про декабрь говорят, что он год кончает, зиму начинает. - Как вы понимаете смысл этой поговорки? - 22 декабря - день зимнего солнцестояния. Что это значит? (самый короткий день, самая длинная ночь) - Именно поэтому говорят, что в декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. - А какие поговорки и приметы о зиме знаете вы? 9 декабря - Юрьев день (Медведь засыпает в берлоге. В этот день ходили слушать воду в колодцах: тихо - зима будет тёплая, звуки - сильные вьюги и метели) 10 декабря - день рождения русского поэта Н.А.Некрасова (1821-1877)
3. Актуализация знаний.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об экосистеме, о почве.) слайд № 4 - Что такое почва? (Почва - это верхний плодородный слой земли. Почва - важнейшая составная часть экосистемы) - Какую роль в экосистеме играет почва? (В почве завершается круговорот веществ)
слайд № 5 (пустой) на доске - карточки-слова. единство живая и неживая природа сообщество живые организмы разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ - Для определения какого понятия эти слова являются опорными? (Это опорные слова для определения экосистемы)
- Назовите составные части экосистемы. слайд № 6 (Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители)
- Распределите их на части.
Живая природа:
Неживая природа:
Производители
вода
Потребители
воздух
Разрушители
почва
горные породы
Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа.
- Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ). слайд № 7
- Как вы понимаете сочетание слов "круговорот веществ"? (учебник стр .29 - цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом). - Скажите теперь, что такое экосистема? (Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
- Какие экосистемы существуют? (Луг, лес, поле, озеро, болото).
- Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку:
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды - в нем все отражается.
Как это зеркало называется? (озеро)
4. Совместное открытие новых знаний.
А) Сообщение темы и цели урока.
- О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера). слайд № 8
- Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро?
слайд № 9
(Озера - естественный водоём, замкнутый в берегах). (сообщение) Велик и разнообразен мир озёр! Среди них есть водоёмы, такие огромные, как моря, и столь малые, что площадь их исчисляется квадратными метрами. Есть в мире озёра глубокие, как моря, а у других слой воды измеряется десятками сантиметров. И цвет воды у озёр бывает самый разнообразный: светлый, тёмный, молочный, коричневый, оранжевый. Различны озёра и по своему внешнему облику. Одни заключены в глубоких крутых провалах, другие окаймлены золотистыми песчаными пляжами или луговыми берегами. Во многих озёрах ключом бьёт жизнь. Но есть водоёмы, воды которых мертвы, а берега лишены растительности. В одних озёрах вода пресная, а в других - солёная или горько-солёная. Много озёр на земном шаре. Их можно встретить в горах и на равнинах, среди густых лесов и в знойных песках пустынь, под тропиками, в тундре, среди ледяного безмолвия Арктики и Антарктиды. Сколько же озёр на нашей планете? Лишь по самым приблизительным прикидкам можно сказать, что на Земле не менее десяти миллионов больших, средних, малых озёр и водохранилищ.
слайд № 10 Несмотря на такое многообразие озер, их все можно разделить на 2 вида: проточное, через которое может протекать или вытекать река и бессточное. Большинство глубоких озер России - проточные.
Б) Постановка задачи урока.
- Откройте учебник на стр. 46. Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте самостоятельно диалог между ними.
- Какой возникает вопрос? (Почему озеро превращается в болото?)
- Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера?
- Какова задача нашего урока? (Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера).
На уроке вы узнаете: слайд № 11
- Какие организмы живут в озере?
- Какова их роль?
- Можно ли считать озеро экосистемой?
- Как живет экосистема озера?
В) Совместное открытие новых знаний. - Сегодня мы должны разобраться и найти ответ на этот вопрос. Для этого вы снова станете исследователями. Работать вы будете в группах. слайд № 12 Прежде чем начать работу, нам надо вспомнить правила работы в группе. У вас на столах лежат памятки. Повторим: (Дети рассказывают правила.)
Правила работы в группах
-
говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.
- Назовите потребителей. - III группа слайд № 17 Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: слайд № 18 карась, плотва, линь, пескарь. Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: слайд № 19 щука, слайд № 20 окунь Это озерные потребители. - Какая «профессия» у рака, беззубки, бактерий? (Разрушители) Проследите, как они взаимосвязаны друг с другом? - IV группа На дне водоемов живут различные слайд № 21,22 разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль - небольшие красные червячки, личинки комаров. (сообщение) Вывод: Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера. слайд № 23
Физкультминутка. слайды № 24-35 стр. 47 учебник, стр. 23 №1 в тетради слайд № 36 - Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. (Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания). - Обитатели озера соединены зелеными стрелками. Что они обозначают? (Цепи питания. Передачу органического вещества). Запишем ответ в рабочей тетради. - От бактерий к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает? (Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям). Запишем ответ в рабочей тетради.
Вывод: Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.
Г) Постановка проблемы. - Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей) - Перечитаем диалог Лены и Миши на странице 46. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям). - Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут). - Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото). - В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой). - Прочитаем вывод на странице 46 и сравним его с нашим выводом. - Что сильнее боится загрязнения: озеро или река? Почему? (стр. 49 - учебник, вопрос №6) - Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.
4. Первичное закрепление.
- Почему живая природа в экосистеме разделена на три профессии? (Потому что существуют кормильцы, едоки и мусорщики и они связаны между собой). стр. 23 №2 в тетради - Надо определить профессии живых организмов. Назовите: I группа - производителей, II группа - потребителей, Ш группа - разрушителей. - - Пользуясь рис. на стр.47 цепочку питания составит IV группа - С какой профессии всегда начинается цепочка питания? (Производители) слайд № 37,щелчокводоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии - А теперь каждая группа составит цепочку питания. У вас на столах лежат карточки. - Проверим. Какие цепи питания у вас получились? Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль слайд № 37,щелчок
- Вы хорошо справились с этим заданием. - Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме). - Могут ли они поменяться профессиями? слайд № 38 (пустой) задание на карточках. - Наведите порядок в цепи живых организмов, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера.
(Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой).
Практическое применение знаний, полученных на уроке. Тест с использованием ИКТ (возможно использование, как в электронном, так и в бумажном варианте) - Установите соответствия. Подберите к левой части подходящую по смыслу правую часть.
Живой фильтр озёр - это
рогоз
Экосистема - это
беззубка
Если круговорот в экосистеме замкнут не полностью, то
кувшинка, элодея, хара
Растение озера, которое часто называют камышом -
рака, беззубку, мотыля
Санитарами озёр считают
условия в экосистеме постепенно меняются
Вода в озёрах иногда имеет зелёный цвет, потому что
единство живой и неживой природы, в котором поддерживают круговорот организмы разных профессий
Растения озера - это
скопление воды в природном углублении на суше
Озеро - это
много мельчайших зелёных водорослей (биопланктон)
5. Итог урока.
- Какую экосистему изучали на уроке? - Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера.? - Какие профессии живых организмов есть в озерной экосистеме? - Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут). - Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).- Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото) - Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. слайды № 39-44 Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь. Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка - это ваш небольшой вклад в большое дело - сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!
6. Домашнее задание. слайд № 45
-
Прочитать материал урока 12, ответить на вопросы на странице 49.
-
Составить памятку об охране озер.
-
Нарисовать плакат, призывающий бережно относиться к озерам.
- К сегодняшнему уроку вы подготовили сообщения об обитателях озера. На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Также вы можете взять в школьной библиотеке и прочитать книги об озёрах.
-
Рефлексия. слайд № 46
- С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух? Заполните лист самооценки.
слайд № 47
Лист самооценки _________________________
Работа на уроке
Оценка ученика
Оценка учителя
1. Помогал выполнять задания в группе
2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания
3. Внимательно слушал учителя, одноклассника
4. Активно работал на уроке
12