Урок по окружающему миру на тему Моя семья (1 класс, программа Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир по теме «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель: уточнить представления о членах семьи.

Планируемые результаты:

  1. Формирование представлений о семье, элементарных родственных связях.
  2. Развитие памяти на основе упражнений в запоминании.
  3. Воспитание заботливого отношения к членам своей семьи, чувства гордости за свою семью; базовых эмоций личности.

Ход занятия 1.Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас много гостей. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.

- Проверьте готовность к уроку. Правильно ли расположили предметы на парте.

-Все ли принадлежности вы приготовили к уроку. Оцените свое рабочее место. (У кого порядок? Поднимите руку).

-А теперь настроимся на работу - протянем ладошки к новым знаниям.

Я сегодня много узнаю на уроке! Мне все понятно и легко!

Я всё хочу знать! Вокруг меня друзья, они помогут мне!

- Улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха. Начинаем… 2.Определение темы урока.

-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека.

-А что вы увидели на экране? (ЯЯЯЯЯЯЯ) -Букву - я. Мы ёё изучили с вами, но это не просто буква, это ребус. А что такое ребус, может кто-то из вас знает? Ребус -зашифрованное слово. Разгадайте это слово.

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите! (читает ученик)

- Кто догадался, о чем мы будем говорить? ( о семье) (слайд 1)

3. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы поговорим о семье. Что бы хотели узнать о семье?

(состав семьи, что такое семья, как живет семья, что объединяет членов семьи, как называют членов семьи, по каким правилам живёт семья)

Это и будет целью нашего урока. 4. Изучение нового материала.

- А как называется здание, где живёт семья? (дом) (слайд 2) Состав семей

-Давайте отгадаем, кто живет в доме под названием семья? (слайд 3)

Загадки.

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

Кто читает на ночь книжки

Для меня и для братишки?

(Мама)

Кто не в шутку, а всерьез

нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть..

Ну, конечно, это … (Папа)

Я у мамы не один,

У нее еще есть сын.

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший …(Брат)

Мама с папай говорят,

Что теперь я старший брат.

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо от тряски?

В ванной ползунков гора!

Брату кто она?... (Сестра)

Он мужчина, и он сед.

Папе - папа, мне он - …(Дед)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой ... (Бабушка)

Молодцы, ребята. Отгадали все мои загадки.

  • Как вы понимаете слово семья? (Ответы детей)
- Семья - это дом. Семья - это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

-А сейчас …, … и …. найдут в словариках значение слова семья. (Словари лежат на столе учителя).

-А пока они будут искать, все остальные послушают легенду, как появилась семья. (учитель читает под музыку). (слайд 4) Послушайте

Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. «Куда ты идёшь?» - спросил старик. «Я иду искать место, где мне не будет так одиноко», - ответил мальчик. «Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной», предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. «Посмотри! - сказал старик. -Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами». Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по - настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

- Почему же мальчику понравилось в этой семье и он решил остаться там?

- Да, в семье жить хорошо. А наши ребята закончили работать со словарями. Давайте их послушаем.

-Кто работал со словарём С.И. Ожегова. Прочитай.

-Кто работал со словарём. Д.Н. Ушакова. Прочитай.

С.И. Ожегов -1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Д.Н. Ушаков - Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков
и ближних родственников, живущих вместе. (слайд 5)

- Ребята у всех семьи разные, но какая бы ни была ваша семья- это место твоего рождения, это близкие люди, которые любят тебя, и которых любишь ты. Семья - это лучик доброты и тепла, это место, куда хочется бежать. Здесь тебя всегда поймут и помогут. Семья - главней всего на свете.

Работа с учебником (слайд 6)

Семейные дела, обязанности (сравнение)

  • Откр. с.56 -учебника

  • В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они в семьях школьников Даши и Алёши. Знакомьтесь они первоклассники. Эти семьи очень дружные. Подготовьте рассказ по картинке про эти семьи . по плану : состав семьи, их имена, отчества, фамилии, интересные события, дела. (Девочки- семья Даши, мальчики- семья Алёши)

  • -Кто попробует по такому же плану рассказать о своей семье.

(Дети рассказывают о своих семьях). (2 ученика).

5. Физкультминутка. (слайд 7) -А сейчас мы немного отдохнём.

- Кто-то из вас похож на маму, кто-то на папу внешне, поведением. И сейчас мы об этом с вами узнаем.

кто похож на маму - поднимите левую руку вверх

кто похож на папу - поднимите правую руку вверх

кто похож сам на себя- поднимите обе руки вверх

у кого есть братишки - топните левой ногой

у кого есть сестрёнки -топните правой ногой

- у кого есть и братишки и сестрёнки -подпрыгните

у кого пока никого нет - хлопните в ладоши кто любит свою семью, дорожит ею -поднимите руки вверх и помашите

Составьте и соедините пары из подходящих слов «Кто у кого есть?» (групповая работа) (слайд 8)

Бабушка

Дочь

Отец

Племянница

Брат

Сестра

Тётя

Внук

- Перед тем как начнем работать, повторим правила работы в группах.( на доске алгоритм, читаем хором)

1) Работаем дружно.

2) Выслушиваем мнения друг друга. 3) Приходим на помощь товарищу, если он в ней нуждается

-Кто справится с заданием - поднимет карточку. Отвечает дружная группа….

-Другие оценивают и себя проверяют. (оценка всех)

Давайте сравним с правильным вариантом ( показ образца, эталона).Чья пара выполнила всё верно? (слайд 6)

Молодцы, ребята, все вы хорошо знаете родственные связи, кто кому кем приходится.. Нравственные заповеди Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье.

Пословица - это народная мудрость. Они как жемчужины, украшают и оживляют речь.

-Я предлагаю вам проверить ваши знания и собрать из частей пословицу (слайд 9)

На что клад, когда в семье лад.

-Молодцы, ребята! Как вы ее понимаете? (Когда в семье всё хорошо, то не нужны богатства, деньги.) - Ребята, что вы видите на доске? Правильно - это солнышко дружной счастливой семьи. - Но у него чего-то не хватает? Да лучиков. И чтобы оно нам ярко засветило мы должны выбрать лучики, на которых написаны семейные ценности и прикрепить их.

  • Скажите, дети, какая семья называется дружной?

- Как вы думаете, какие ещё семейные ценности сделают её счастливой? ( (слайд 10) - Если мы это будем помнить и придерживаться этих ценностей не только дома, но и в школе, то солнышко будет всегда светить ярко и оберегать нас. - Вы стали первоклассниками. Влились в большую дружную школьную семью. Давайте будем дружить друг с другом, жить дружно, потому что мы - СЕМЬЯ. А в семье по-другому нельзя!!!

7. Рефлексия .Самооценка. (слайд 11)

- У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их под музыку)

- Кто для себя сделал открытие? (Синий)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

- Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. Я хочу пожелать каждому из вас, что бы в вашей семье всегда царили:

Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброту, Заботу, Помощь, Дружбу, Счастье.





© 2010-2022