Разработка урока по русскому языку на тему Слова с несколькими значениями (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУСОШ № 63











Открытый урок по русскому языку во 2 Б классе


Тема

«Слова с несколькими значениями»


УМК «Перспектива»






Учитель: Дронкина Е.Л.



















10.02.2014

Цель: показать детям, что если одно и то же слово называет разные предметы, то эти предметы обычно имеют что-то общее, чем-то похожи.

Задачи:

  1. Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;

  2. Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;

  3. Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- положительное отношение к изучению темы;

- эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

- классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания. Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения:

- формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- Подбирать слова с общим значением к каждой группе.

- Распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам.

- Писать имена собственные и нарицательные в тексте.

Ход урока

  1. Орг. момент

- Прозвенел звонок, начинается урок.

- Сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

- Я улыбнусь Вам, и Вы улыбнитесь друг другу и тихонько пожелайте удачи.

Я желаю вам хорошего настроения, доброго отношения друг к другу.

  1. Минутка чистописания.

- Для того, чтобы красиво писать в тетради, подготовим наши пальчики.

(Этот пальчик хочет спать,

этот пальчик лег в кровать,

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул,

этот пальчик задремал

- Поочередно загибать каждый пальчик от мизинца до большого.

Задремал, а тут же встал

- Большой палец загнуть и сразу выпрямить.
Просыпаться нам пора-

Большой палец ритмично сгибается-разгибается
Встали пальчики, Ура!

- Все пальцы разжимаются, открывая ладони.)

- Запишите в тетради число, слова «Классная работа».

- Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Сон - начинается с буквы «эс», а не «г».)

галоши гусеница сон Гриша гном

- Что Вы можете сказать о букве «гэ»? (Согласная, обозначает звонкие звуки: твёрдый [г] и мягкий [г']. Звуки звонкие, парные: [г] - [к], [г'] - [к'].)

- Потренируемся писать эту букву.

Гг Гг Гг Гя гя Гл гл Гр гр Ге ге

- Запишите слова с этой буквой.

галоши гусеница Гриша гном

- Разделите слова на слоги. Поставьте знак ударения.

- Обведите слово, в котором все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки.

- Объясните, почему слово Гриша написано с большой буквы, а остальные - с маленькой.

- Назовите полное имя Гриши. (Григорий)

  1. Актуализация знаний

- Понятно ли Вам значение слова «галоши»? Что оно означает? (Низкая резиновая обувь, обычно надеваемая поверх другой обуви для предохранения их от сырости и грязи.)

- Как проверить, верно ли мы понимаем, толкуем значение слова? (По словарю.)

- Как называются словари, которые толкуют, объясняют значение слова? (Толковый)

- Составьте предложение со словом «галоши».

- Запишите предложение. Какие правила записи предложения нужно помнить? (Запись предложения.)

  1. Постановка учебной проблемы.

- Как вы думаете, одно и то же слово может называть два разных предмета? (Ответы детей.)

- Назовите предметы, которые изображены на рисунках.

- Почему предметы все разные, а называются одним словом?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Есть ли что-то общее у этих предметов?

(Все предметы разные, а обозначены одним словом кисть. Кисть - это соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое.)

- Какой вывод Вы можете сделать? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.)

- Составьте и запишите словосочетания со словом кисть в разных его значениях. (Занавески с кистями, виноградная кисть, малярная кисть, кисть руки).

  1. Сообщение темы урока.

- Предположите, какова тема нашего урока? (Слова с несколькими значениями.)

- Проверьте, верно ли Вы предположили. Прочитайте тему урока на стр. 19 учебника.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

- Вернёмся к записи слов в начале урока.

- Как бы вы объяснили значение слова «гусеница»?

(Предлагаются рисунки с изображением предметов и словарной статьёй из толкового словаря.

(Гусеница: 1. Личинка бабочки, имеющая червеобразное тело с несколькими парами ног.

Мохнатая гусеница.

2. Замкнутая сплошная (обычно металлическая) лента в виде цепи, надеваемая на колёса самоходных машин.

Гусеницы трактора, танка, крана.))

- Что общего у гусеницы - личинки бабочки и гусеницы, надеваемой на колёса самоходных машин? (Длинные, имеют повторяющиеся звенья.)

- Повторите, к какому выводу мы с вами пришли? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.)

ФИЗМИНУТКА

  1. Создание проблемной ситуации.

- Рассудите спор Ани и Вани. Ваня вчера был в картинной галерее, прочитал название картины «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» Как бы Вы ответили Ване? (Выслушиваются варианты объяснений.)

(Если дети затрудняются в правильном объяснении:

- Есть ли что-то общее у золота и у осенней листвы? (Цвет. Цвет золота))

  1. Самостоятельная работа с проверкой.

  1. - Откройте упражнение 26.

- Как Вы понимаете знак слева от упражнения? (Работаем в паре.)

- Выполняйте. (Выполняют.)

- Назовите словосочетания.

- Объясните значение словосочетания «золотой браслет». (Браслет (предмет, изделие),сделанный из золота.)

- Как вы понимаете словосочетание «золотые руки?»

- Послушайте стихотворение:

Золотые руки -

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях,

Руки эти.

Самые нужные

Руки

На свете.

- Почему же руки назвали «золотыми»? («Самые нужные руки», трудолюбивые, умелые, искусные)

- Объясните выражение «золотой человек». (Замечательный по достоинствам, очень ценный, прекрасный.)

- Что же мы называем словом «золотой»? (Самое хорошее, самое ценное, самое нужное: золотой работник - нужный, хороший; золотое сердце - доброе, отзывчивое.)

2. - Определите значение слова «золотой» в тексте стихотворения Е. Серовой в упражнении 27.

(Золотая рожь - рожь цвета золота.

Золотые руки - умелые руки.)

- Вот как много значений у слова «золотой». Как Вы назвали бы такие слова?

- Прочитайте, что говорит об этом профессор Иван Иванович Самоваров на стр. 20 учебника.

- Какие слова называются многозначными? (Ответы детей.)

- Послушаем Ивана Ивановича. Что ещё интересного он расскажет Вам о словах?

(Слова профессора Ивана Ивановича Самоварова на диске.)

- Что нового о многозначных словах рассказал Вам Иван Иванович Самоваров?

(Слова с одним значением называются однозначными. Многозначные слова могут быть с прямым и переносным значением.)

- Какое из словосочетаний со словом «золотой» будет в прямом значении? (Золотой браслет.)

(Проверка на экране.)

- А в остальных словосочетаниях какое значение имеет слово «золотой»? (Переносное.)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Работа в паре. Упражнение 25.

- Назовите предложения. (Мальчик идёт по улице. На улице идёт дождь. В комнате идут часы.)

- Почему в этих случаях можно употребить слово «идёт»? (Есть общее, похожи по действию.)

- Что общего по значению у слова «идёт» в этих предложениях? (Двигаться, действовать, перемещаться.)

- Что значит слово «идёт» в первом предложении?

(Идти - перемещаться, двигаться, ступая, делая шаги.)

- Во втором? (Падать (о дожде, о снеге).)

- В третьем? (Быть в работе, в движении, действовать. Так говорят о механизмах.)

- Какое из словосочетаний со словом «идёт» будет в прямом значении? (Мальчик идёт.)

(Проверка на слайде.)

- А в остальных словосочетаниях в каком значении будет слово «идёт»? (В переносном.)

- Послушайте стихотворение

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Нюшей вместе,

А часы стоят на месте!

- Как Вы понимаете выражения: часы стоят? Часы идут? Часы спешат?

- В каком случае говорят часы бегут?

- Знаете ли вы о том, что слово идти имеет 26 значений! Посмотрите в словаре, если Вам интересно.

- Повторите ещё раз, как называются слова, имеющие два или несколько значений. (Многозначные.)

- А как называются слова, которые имеют одно значение? (Однозначные.)

4. Работа с упражнением (Распределить слова на два столбика - однозначные и многозначные слова.)

(Однозначные: берёза, диван, сосна. Многозначные: класс, язык, колокольчик.)

Если останется время, запись с тетрадях.)

  1. Домашнее задание.

На выбор: 1. Подобрать 4 многозначных слова, записать с ними словосочетания.

  1. Выполнить упр. 28.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Чему научились на уроке?

- Как Вы думаете, как пригодятся полученные сегодня знания?

( Знание значений многозначных слов помогает не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово).

В ситуации, когда не понятно значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.

Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой.

Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.)

- С каким настроением уйдёте с урока?

- Прошу в тетради, на полях, нарисовать солнышко того цвета, на какой ступени лестницы знаний Вы сейчас находитесь.

Хочу знать больше

Хорошо, но могу лучше

Пока испытываю трудности

- Поднимите тетради, покажите мне Ваши солнышки.

- Спасибо за урок!

  1. Орг. окончание урока.



© 2010-2022