- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие речи учащихся в начальной школе
Развитие речи учащихся в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Адзинова А.П. |
Дата | 12.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Имя существительное Цели: формировать умение учащихся классифицировать существительные по вопросам и значениям; закрепить умение подбирать антонимы; умение разбирать предложение с однородными членами предложения (сущ. в роли подлежащего); расширить словарный запас; развивать речь, орфографическую зоркость, воспитывать аккуратность. Наглядность: персонажи сказки «Заяц-Симулянт» С. Михалкова, предметная картина с изображением леса, раздаточный материал.
Ход урока I. Организационный момент. II. Чистописание. Век живи - век учись.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Словарь: (название животных). заяц, медведь, кабан, олень, собака, корова… косуля.
- Что объединяет эти слова?
- На какие 2 группы можно распределить эти слова?
- Где живут дикие животные?
Тема по самообразованию:
«Развитие речи учащихся»
Учитель: Адзинова А.П.
СОШ № 9
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это прежде всего развитие мышления. Шестилетний и семилетний ребенок, придя в школу, воспринимает предметы целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он выделяет чаще всего цвет предмета - «огурец зеленый» и т.д. Нужно научить ребенка видеть не только цвет, но и форму, величину, материал, понимать назначение предмета, т.е. видеть предмет разносторонне, в многообразии его особенностей и отличительных признаков. Сначала мы учим видеть отдельные предметы, выделяя в них различные признаки, затем наблюдать отдельные предметы, переходим к сравнению предметов, определяем, в чем их сходство и различие, группируем предметы по общим признакам, делаем выводы из наблюдений. Такая работа по развитию мышления ведется на всех уроках: на уроках математики и чтения, русского языка и рисования, на экскурсиях и уроках труда, и в этом смысле развитие речи не является монопольной заботой уроков русского языка и литературного чтения. Меняются только объекты наблюдений. На уроках математики мы наблюдаем и сопоставляем числа, геометрические фигуры, на уроках русского языка ведем наблюдения над языковым материалом, на уроках рисования и труда учим видеть отдельно части предмета, их соотношение, на экскурсиях и уроках рисования большое внимание уделяем цветовой гамме - учим различать цвета и их оттенки и т.д. На уроках чтения в букварный период наблюдаем и сравниваем те предметы, которые связаны с содержанием картинок - грибы, цветы, мебель, инструменты, птицы. Сначала вопросы учителя ставятся в обобщенной форме. Затем вопросы усложняются, учащимся дается возможность более самостоятельного наблюдения и сравнения, с меньшим вмешательством учителя (в чем сходство и различие предметов?). Итак, на развитие мышления «работают» все уроки. Важно только, чтобы эта работа составляла единую систему. Такая методика работает на развитие мышления и его важнейшей особенности - наблюдательности. Наблюдательность, умение видеть предмет с разных сторон переносится на различные явления; умение видеть многообразие сторон одного явления становится постепенно одной из особенностей мыслительной детальности учащихся. Если ученик одновременно видит и называет много признаков и особенностей в слове (может без вопроса учителя указать, что обозначает слово, из чего оно состоит, назвать слоги, ударение, сказать, в чем расходится написание и произношение слова, к какой части речи относится и др.), он сможет назвать и многообразные свойства математического явления - числа, геометрической фигуры, а также многообразные стороны любого предмета, с которыми он имеет дело на рисовании и труде. Когда приобретен, добыт первоначальный навык наблюдений и устных описаний, - первые главные подступы к сочинению сделаны. Но развитие речи - это не только развитие мышления, это и накопление, расширение и обогащение словарного запаса. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Как увлечь детей изучением языка? Ведь в начальной школе закладываются основы языковой культуры. И большую помощь учителю начальных классов в работе над развитием речи (устной и письменной) учеников окажут «Рассказы в картинках». Используя их, можно оживить, сделать интересным, увлекательным сложный материал урока. Так, во время работы по словообразованию ученикам предлагается текст рассказа, написанного по картинкам учащимся. Ученики выделяют в тексте все приставки и предлоги, а затем делают выводы о том, чем отличается написание приставок от предлогов. Изучение грамматики на уроках приобретает ярко выраженную практическую направленность. А учитель также имеет больше моментов для работы над содержательностью, логикой, точностью, разнообразием, выразительностью, правильностью как устной, так и письменной речи. В ходе такой работы дети учатся обнаруживать и исправлять недостатки в построении устных и письменных высказываний. Как показывает практика, учащиеся, пришедшие в среднее звено школы, недостаточно владеют элементарными приемами подготовки к устным высказываниям. Поэтому в общей системе упражнений по развитию речи учащихся должна быть предусмотрена система работы по воспитанию навыков монологической устной речи. И работу над развитием устной монологической речи следует начинать с 1-го класса, вводя с первых уроков своеобразные речевые разминки. Например: 1. «Игра в ассоциации». Слово «ассоциации» для детей не произносится, а предлагается вопрос: «Какое настроение, цвет, предмет возникает, когда произношу слова… осенний цветок, весеннее солнце, капель и т.д.?» 2. Найди в тексте неудачные слова, запутавшиеся не в своем предложении: Я шел по лесной дорожке, под ногами у меня тихо трещали (шуршали) опавшие листья. 3. Подобрать сравнение к словосочетаниям: 1) снег на полях - пушистый ковер, белоснежное покрывало; 2) лед на реке - словно зеркало, стекло… Поскольку в любой жизненной ситуации мы обращаемся к конкретному адресату, целесообразно в начальном звене приучать младших школьников учитывать в ходе монологической речи адресат. Первый адресат, который прорабатывается в начальной школе - это класс. Предлагая задания на уроках, требующие устного высказывания, нужно обязательно дать установку: «Расскажи классу». Поскольку основная задача уроков в начальной школе - научение процессу слушать и слышать, ученик должен уметь услышать то, что замыслил автор (одноклассник, писатель и т.д.), уметь проникнуть в замысел. Ведь автор пользуется множеством знаков графики, чтобы донести до нас, порой через века, свою мысль. В ходе же восприятия чужого текста каждый слышит свое. Вот здесь важно не спугнуть ученика, помочь ему словесно выразить то, что он услышал, дать возможность высказаться всем. Важно помнить, что нет единственно правильного ответа на вопрос: «Каков замысел автора?» С целью развития монологической речи необходимо вести работу над овладением отдельными жанрами, в основе которых лежит описание предмета, явления, лица. Для обучения элементам описания, используемым в различных речевых жанрах, в начале урока предлагаю ученикам посмотреть в окно и нарисовать словами, например, березу под окном. В этом случае пытаюсь уйти от шаблонных сравнений и эпитетов. Подвожу своих учеников к мысли о том, что не в вычурности дело. На помощь приходят произведения великих поэтов и писателей. Казалось бы, очень простое и незатейливое стихотворение С. Есенина «Белая береза». Но именно в этой простоте вся суть - особая красота и грация русской березки. Ученики должны понять - главное в его собственном высказывании - мысли и чувства конкретного ученика. Развитию монологической речи на уроках способствуют и творческие упражнения на воображение (сочинение собственной сказки и т.д., написание сочинений - миниатюр). Написание сочинений - миниатюр после прослушивания музыкальных произведений П. Чайковского, М. Глинки, С. Рахманинова - трудный вид работы для учащихся. Но он развивает воображение, речь детей. Основные направления в развитии речи младших школьников - игра (так как это естественная деятельность, требующая речевых действий) и творческое сочинительство. Система работы по развитию речи в начальной школе имеет своей целью: дальнейшее обогащение словарного запаса, изучение русского речевого этикета, развитие связной устной и письменной речи, обучение культуре общения. Большое значение придаю выполнению трех условий на любом уроке. Первое - это обеспечение правильной речевой среды, второе - это создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, третье - это активизация словаря.