- Преподавателю
- Начальные классы
- Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Принева Ю.А. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА Г.ВОЛГОГРАДА
Методические рекомендации
Требования к современному уроку
АВТОР:
Дубровченко Ю.А.,
социальный педагог,
педагог-организатор
Волгоград, 2015
Современный урок. Требования к современному уроку
(Методические рекомендации учителю)
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. (Скаткин М.)
I. Урок как целостная система.
Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
II. Типология уроков.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.
III. Структура уроков.
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Урок изучения нового материала:
-
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
-
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
-
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
-
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
-
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
-
контроль результатов первичного запоминания;
-
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
-
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
-
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:
Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:
-
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
-
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
-
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
-
проверка выполненных работ;
-
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
-
задание на дом (если это необходимо).
Урок формирования умений и навыков:
-
постановка цели урока;
-
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
-
проведение проверочных упражнений;
-
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
-
упражнения на их освоение;
-
упражнения на их закрепление;
-
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
-
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
-
упражнения творческого характера;
-
итог урока;
-
задание на дом.
Урок применения знаний, умений и навыков:
-
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
-
сообщение темы урока и его задач;
-
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
-
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
-
упражнения в применении знаний и умений визмененных условиях;
-
творческое применение знаний и умений;
-
упражнение по отработке навыков;
-
домашнее задание;
-
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура уроков обобщения и систематизации знаний:
Урок повторения:
-
организация начала урока;
-
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
-
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
-
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
-
задание на дом.
Повторительно-обобщающий урок:
-
организационный момент;
-
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
-
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
-
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
-
формулирование выводов по изученному материалу;
-
оценка результатов урока;
-
подведение итогов;
-
задание на дом (не всегда).
Урок контроля и коррекции:
-
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
-
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
-
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
-
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
-
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
-
организация начала урока;
-
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
-
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
-
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
-
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
-
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
-
подведение итогов и результатов урока;
-
задание на дом;
-
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
IV. Структурные элементы урока.
1.Организационный этап.
-
Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
-
Содержание этапа. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
-
Условия достижения положительных результатов. Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
-
Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.
-
Способы активизации на уроке. Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
-
Ошибки, допускаемые при реализации. Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
-
Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН.
-
Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
-
Условия достижения положительных результатов. Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.
-
Требования. Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.
-
Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.
-
Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.
3.Этап всесторонней проверки ЗУН.
-
Дидактическая задача этапа. Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
-
Содержание этапа. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН.
-
Условия достижения положительных результатов. Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
-
Требования к ЗУН. Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.
-
Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН. Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок .
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала .
-
Дидактическая задача этапа. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
-
Содержание этапа. Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
-
Условия достижения положительных результатов. Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).
5. Этап усвоения новых знаний.
-
Дидактическая задача этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.
-
Содержание этапа. Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.
-
Условия достижения положительных результатов. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока. При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.
-
Требования. Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала.
-
Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности.
-
Ошибки, допускаемые при реализации. Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала. Этап усвоения новых знаний.
-
Дидактическая задача этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
-
Содержание этапа. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
-
Условия достижения положительных результатов. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.
7. Этап закрепления нового материала.
-
Дидактическая задача этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
-
Содержание этапа. Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний
-
Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся
-
Требования к её реализации. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий
-
Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность
-
Ошибки, допускаемые при реализации. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном.
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
-
Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
-
Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока
-
Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.
-
Требования к ее реализации дидактической задачи урока. Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.
-
Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).
-
Ошибки, допускаемые при реализации. Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
Подведение итогов урока.
-
Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
-
Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
-
Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.
-
Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
-
Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
-
Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.
V. Требования к уроку.
1. Дидактические требования к современному уроку:
-
четкое формулирование триединой дидактической цели;
-
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
-
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
-
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
-
выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
-
реализация на уроке всех дидактических принципов;
-
создание условий успешного учения учащихся.
2. Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
-
проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
-
учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
-
применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока.
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
-
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
-
определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
-
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
-
выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
-
учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
-
соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
-
особенности самоорганизации учителя:
-
подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
-
рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
-
педагогический такт (случаи проявления);
-
психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся.
1). Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
-
планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления;
-
использование установок в форме убеждения, внушения;
-
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
-
использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).
2). Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
-
определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
-
опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
-
планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
-
руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
-
использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3). Закрепление результатов работы:
-
формирование навыков путем упражнений;
-
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
-
отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
-
возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
-
планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
-
проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
-
дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку:
-
температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 - 60%;
-
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
-
освещение;
-
предупреждение утомления и переутомления;
-
чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
-
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
-
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
-
соответствие классной мебели росту школьника.
V. Требования к технике проведения урока:
-
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
-
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
-
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
-
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
-
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
-
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
-
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
VI. Цели уроков.
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, в свою очередь, делятся на несколько групп:
-
цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
-
цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;
-
цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;
-
цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;
-
цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;
-
цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;
-
цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;
-
цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.
Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся.
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
-
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
-
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
-
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
-
помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.
Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
-
создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);
-
обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
-
содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);
-
обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
-
содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
-
создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):
-
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-
создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
-
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:
-
создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
-
обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.
Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
-
содействовать развитию у детей умений общаться;
-
обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
-
создать условия для развития у школьников умений "приостановить" свою деятельность;
-
обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
-
содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
-
обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде:
-
помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;
-
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
-
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений ... и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);
-
обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);
-
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
-
организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
-
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы ...;
-
обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме ...;
-
организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.
Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
VII. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.
-
Разработка системы уроков по теме или разделу.
-
Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
-
Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
-
Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
-
Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
-
Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
-
Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
-
Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
-
Проверка оборудования и технических средств обучения.
-
Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
-
Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
-
Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
-
Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.
-
Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
-
Продумывание форм подведения итогов урока.
-
Планирование внеклассной работы по данной теме.
-
Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.