Урок русского языка для 3 класса по теме «Правописание приставки с-»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка для 3 класса по теме «Правописание приставки с-»Урок русского языка для 3 класса по теме «Правописание приставки с-»Урок русского языка для 3 класса по теме «Правописание приставки с-»Урок русского языка для 3 класса по теме «Правописание приставки с-»Урок русского языка для 3 класса по теме «Правописание приставки с-»Урок русского языка в 3 классе

Тема урока по учебно-методическому плану: Правописание приставки с-.

Педагогическая цель урока: создание условий для осознания и осмысления информации о правописании слов с приставкой с-.

Задачи урока:

Образовательная: ознакомление с правописанием приставки с-;

Развивающая:

-развивать умение писать приставку с- независимо от произношения;

- активизировать познавательную деятельность школьников; развивать связную речь детей с включением терминологии, соответствующей теме урока;

Воспитательная: формировать умение обсуждать проблему, воспитывать адекватное отношение к своим достижениям.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь писать приставку с- всегда одинаково, независимо от произношения (графически верно);

-уметь пользоваться морфемным анализом для раскрытия лексического значения слова;

-уметь различать слова с орфограммой и определять способы проверки.

Метапредметные результаты (формируемые УУД):

Регулятивные:

- запоминать и удерживать учебную задачу;

-оценивать правильность выполненного задания на основе различных образцов и критериев.

Познавательные УУД:

-уметь анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные

связи (на доступном уровне);

-уметь пользоваться дополнительными источниками информации - «Толковым словарем», «Интернет ресурсами» для решения учебно-практической задачи.

Коммуникативные:

-уметь осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками при поддержке взрослого.

Ресурс: «Толковый словарь» С.И. Ожегова, презентация Power Point, ноутбуки.

Образовательные технологии: традиционная технология, информационно-

коммуникационная технология, здоровьесберегающая.

Методы и приемы: наглядный, словесный, частично-поисковый, метод решения учебных задач, метод оценивания образовательных достижений, метод учебного сотрудничества.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Структура урока:

1. Организация класса.

2. Всесторонняя проверка знаний и подготовка к усвоению новых знаний.

3. Формирование новых умений и навыков.

4.Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

5. Выполнение упражнений на применение знаний.

6. Итог урока.

7. Рефлексия и оценивание достижений.

8.Домашнее задание.

Организация работы

Этап урока

Форма работы

Планируемая деятельность

педагога

Планируемый результат

1. Орг.момент.

Фронтальная

Слайд 1-3.

Озвучена целевая установка на урок.

-Сегодня мы расширим знания о правописании приставок.

-Запишите в тетрадях число, классная работа.

Воспринимать информацию, самостоятельно организовать рабочее место.

2.Всестороняя проверка и подготовка к усвоению новых знаний.

Фронтальная

Слайд 4,5.

На доске записаны цепочки из слогов и элемента букв.

-Прочитайте. Что могут обозначать данные слоги? ( Приставки.)

наℓзаℓнад / заℓнадℓна /…

воℓдоℓпод / доℓподℓво /…

- Как изменилась цепочка?

- Какая цепочка может быть следующей?

Составление и запись цепочек из приставок.

Проверьте себя.

Уметь наблюдать, сравнивать, делать умозаключение,

сличать с образцом.

Актуализация знаний.

Фронтальная

Слайд 6.



- Прочитайте слова, появившиеся на экране.

(Заколка, просчет, привычка, походка,

подсказка, привал, птица, налево, донос, окраска.)

- Найдите лишнее слово. (Птица.)

- По какому признаку вы его исключили? (Нет приставки.)

- Что такое приставка? Для чего служит?

( Часть основы, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

-Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово с другой приставкой или без приставки.)

Уметь анализировать,

воспроизводить знания.

Фронтальная

Слайд 7,8.

- Разбейте оставшиеся слова на 2 группы:

(Приставки с «а»; приставки с «о».)

- Как пишутся гласные в приставках? ( В приставках по-, под-, от-, о-, про-, до- всегда пишется гласная о; в приставках на-, за-, над- всегда пишется гласная а.)

-Какую еще группу приставок вы могли бы выделить? (С парными согласными.)

- Как пишутся парные согласные в приставках? (Парные согласные в приставках об-, от-, над- всегда пишутся одинаково.)

-Запишите слова, выделите приставки.

Уметь группировать по отличительным признакам.

3.Формирование новых умений и навыков.

Работа в парах.

Слайд 9.

- К нам на урок пришли сказочные

персонажи. Кто это?

-Из какого произведения? Кто автор?

(Н. Носов «Незнайка и его друзья».)

-Знайка и Незнайка писали диктант.

Определите, кто из них написал

эти слова:

добежал, подбежал, забежал, збежал, дабежал, падбежал, зобежал, сбежал.

(Дети распределяют слова в 2 столбика, записывая их на доске.)

- Почему вы считаете, что эти слова

написал Знайка, а эти Незнайка?

- А что вы можете сказать про слово сбежал?

Верно ли записано слово сбежал? Можем ли мы сейчас определить, кто из них прав? (Не можем, потому что не знаем такого правила.)

О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Какую букву писать в приставке

с-, или з-.)

Определять границы знания и незнания, работать в паре.



Определять с помощью учителя тему урока.

Постановка

учебной задачи.

Фронтальная

Слайд 10.

- Какие поставим перед собой задачи?

1) Расходится ли произношение и написание приставки с-?

2) Зависит ли её написание от произношения?

3) Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании приставки с-?

Формулировать учебную задачу

Решение учебной задачи.

Фронтальная

Слайд 11.

- Понаблюдаем за словами, чтобы выполнить поставленные задачи.

3. Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.

- Какие слова изображены с помощью звуков?

[зб'ижат'] [зд'элат'] [зб'ит']

сбежать сделать сбить

[снас'ит'] [зжат'] [сшыт']

сносить сжать сшить

- Чем сходны все эти слова?

( Они с приставкой с-.)

- Сравните произношение и написание приставки в каждом слове.

-Что наблюдаете? (Произношение и написание слов расходится.)

-Как может произноситься приставка с-? (Как [з] или [с]?)

-А как пишется? Зависит ли написание от произношения?

- Будем ли проверять парный согласный в приставке?

(Нет. Мы его запомним.)

- К какому же выводу мы пришли?

Уметь объяснять, выстраивать логические связи, давать характеристику звукам, определять место приставки с-

в словах.

Уметь концентрировать свое внимание, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы воспроизводить знания, удерживать в памяти.

Самостоятельное формулирование правила.

Работа с правилом.

Фронтальная Слайд 12.

1) Расходится ли произношение и написание приставки с-?

2) Зависит ли её написание от произношения?

3) Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании приставки с-?

-Работа с правилом с. 148.

-Прочитайте про себя. Прочитайте друг другу. Расскажите друг другу. Приведите

свои примеры.

Самостоятельно формулировать вывод.

Уточнять сведения

о правописании

приставки с-.

Работать с правилом, приводить примеры.

Физминутка.

Фронтальная

Слайд 13.

Текст физминутки.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки поднимаем и кружимся потом.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками, киваем головой,

Мы руки разведем и побежим кругом.

Выполнять физминутку

со словами.

4.Первичная проверка понимания учащимися нового материала.



Работа со словарем.

Работа в парах.

Слайд 14,15.

Упражнение в образовании слов с приставкой с-.

-Отгадайте, как можно сказать по-другому. Образуйте из отгадки новое слово с приставкой с-.

1. Хвойный лес.

(бор- сбор)

2.Орган обоняния.

(нос -снос)

3. Сражение.

С+ (бой-сбой)

4. Домик для отдыха

в деревне.

(дача-сдача)

5. Повар на корабле.

(кок-скок)

-Объясните значение полученных слов.

-Какие слова непонятны?

-Где можно узнать значение непонятных слов? ( В «Толковом словаре».)

-Куда еще можно обратиться за помощью?

(В Интернет ресурсы.)

- Запишите полученные слова, выделите приставку с-, подчеркните её в тех словах, где произношение расходится с написанием.

- Работаем в парах.

Проверка.

Сбор, снос, сбой, сдача, скок.

-Как же может произноситься приставка с-? Когда это происходит? (Когда после него идет звонкий согласный.)

- А как пишется? (Одинаково.)

Уметь находить однокоренные слова, систематизировать знания о правописании приставки с-.



Раскрывать лексическое значение слов.

Работать со словарем,

искать нужную

информацию.

Сличать свою работу с образцом.

Упражнение на

различение слов, начинающихся

с букв з, с и слов,

начинающихся с приставки с-.

Фронтальная

Слайд 16,17.

- Сейчас мы будем выполнять упражнение в различении слов с приставкой С- и слов, начинающихся буквы З, стоящей в корне слова.

-Как вы думаете, какова наша задача в этом упражнении?

-Наша задача - понаблюдать за словами, начинающимися буквой С и буквой З, установить, является ли З приставкой.

Упр. 140, с. 147

- Прочитайте слова. Найдите корень каждого слова. Назовите слова с приставками и скажите, от каких слов они образованы.

- Обратите внимание, какая приставка пишется во всех этих словах.

- Можно ли с- писать отдельно от слова? Почему?

- Задайте вопросы к словам с приставкой. Какой частью речи они являются?



- Прочитайте оставшиеся слова. - С какой буквы они начинаются? (с буквы з). -В какой части слова она находится? - Запишите сначала слова без приставок. ─ Выделите корень, подчеркните букву З. ─ Какой вывод можно сделать? Вывод. Буква З находится в корне слова, поэтому приставкой не является. - Запишите слова с приставками. Проверь себя.

Уметь устанавливать

связи, выводить причины и следствия, воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы.





Сличать свою работу с образцом

5 .Выполнение

упражнений на применение знаний.

Работа в парах.

Слайды 18,19,20.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Упр. 142, с. 148.

Найдите грамматическую основу первого

предложения. Надпишите части речи. Дайте характеристику предложению. Снег покрыл крыши зданий. -1 вариант. Скоро здесь соберутся друзья.-2 вариант.

(Это предложение по цели высказывания

повествовательное, по интонации

невосклицательное, распространенное,

так как имеет второстепенные члены предложения.) Проверка самостоятельной работы.

Работать совместно с партнером, систематизировать знания о правописании с-, воспроизводить

известный алгоритм.

Сличать с образцом.

Работа с текстом.

Фронтальная

Слайд 21.

Работа с текстом.

Какой это текст? Докажи.

Определите тему и основную мысль

текста.

Как его можно озаглавить?

Подумай, как его можно продолжить.

Уметь рассуждать,

строить устные высказывания.

Работа с тестом.

Проверка усвоения новых знаний.

Индивидуаль-

ная

Слайд 22-тест.

- Выполните тест.

Прочитай. Расположи предложения по порядку.

1.Они поправят старые гнёзда и выведут птенцов.

2.Но еды им нужно очень много.

3.Птенцы появляются на свет беспомощными.

4.Весной к нам снова вернуться птицы.

5.Всю весну заботливые родители будут кормить свое потомство.

Ответ: ________________.

2.Какие слова в тексте раскрывают смысл выражения «заботливые родители»?

_____________________________________3.Выбери заголовок:

□ - заботливые родители

□ - беспомощные птенцы

4.В каком слове есть приставка с-?

□-старый

□- снова

5. Найди и выдели приставки в словах текста. Подчеркни предлоги.

Уметь работать самостоятельно, использовать свои знания, умения, анализировать, группировать,

применять знания в

измененной ситуации.

6. Итог урока.

Слайды 23,24.

- Над какой темой работали сегодня?

- Какие вопросы ставили перед собой?

- Какие ответы получили?

-Чему научились сегодня?

Приставка с- может произноситься в словах как [с] и как [з ], а пишется эта приставка

всегда одинаково, только с буквы с .

-Какой совет дадим Незнайке?

Уметь высказывать

суждение, аргументировать.

7. Рефлексия и оценивание своих достижений.

Слайд 25.

-Понравился вам урок?

-Кто запомнил всю информацию, которая прозвучала на уроке?

-Скажите, какие знания и умения помогут правильно писать приставку с- в словах?

Сформулируйте эти умения:

1) безошибочно знаю правило;

2)умею находить в словах приставку с-;

3)умею отличать слова с приставкой - с от слов, которые начинаются с букв с и з;

4) умею писать слова с приставкой с-.

-Оцените себя по этим критериям

на листе самооценки.

-Ребята, как вы себя оценили?

Объясните свои оценки.

- Оцените работу в паре. Понравилось ли? Как поработали?

Вырабатывать критерии для оценки своей работы.

Уметь адекватно оценивать свои учебные достижения.

8. Домашнее задание.

Слайды 26,27.

- Выполните дома упр. 149 с. 145.

-Прочитайте задание, у кого есть вопросы?

-Спасибо за работу!

Получать инструктаж по выполнению домашней работы.


© 2010-2022