Технологическая карта МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Педагогическая
цель

Создать условия для умений правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Личностные
результаты

Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из учебного текста; логические - анализируют,
классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его
действий

Основное содержание темы, понятия
и термины

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Род имен существительных. Орфограмма. Антоним. Орфограмма «Употребление ь на конце имен существительных»

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 31-32. Таблица «Орфограмма "Употребление ь на конце имен существительных"»

Ход урока


Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный -

Скажет каждый!

- Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют
наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо, загадка

я яя Я Яя яв вя

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Письмо

III. Орфографическая минутка

Индивидуальная. Практический.
Словарный
диктант

Предлагает записать
слова под диктовку и подчеркнуть изученные орфограммы: кровать, мебель, тетрадь,

Пишут слова под дик-товку, подчеркивают
изученные орфограммы

Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

Словарный диктант

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

(Отгадайте загадки, запишите отгадки)

Четвертый месяц как шагает,

Так с треском лопается лед. (Апрель)

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он

Это он,

Ленинградский (почтальон)

-Что общего в записанных словах? (Есть мягкий знак).

- Одинаковую ли работу он выполняет в словах? (нет. В первом слове показатель мягкости, а во втором разделительный мягкий знак).

(На доске записаны слова.

Дочь, печь, конь.

- Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак).

- Одинаковую ли работу выполняет в этих словах?

- Сформулируйте тему урока

- Прочитайте тему урока на стр.31 учебника
и сформулируйте учебную задачу урока

Читают, предлагают
формулировки учебной задачи урока

Принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Употребление ь
на конце имен существительных
(упр. 51)

Коллективная, фронтальная.
Словесный,
практический. Упражнение,
работа с правилом и таблицей





Работа в парах

Организует работу
с упражнением, правилом
и схемой (см. Приложение)

-Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются? (на шипящие).

- Найдите имена существительные мужского рода и запишите в 1 столбик.

- Найдите имена существительные женского рода и запишите во 2 столбик.

- Сравните сущ. С шипящими на конце ж.р. и м.р. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в им.сущ. с шипящими на конце пишется мягкий знак. (Сущ. М.р. пишутся без мягкого знака, а ж.р. - с мягким знаком)

- Прочитайте сведения о языке на стр.31, 32.

- на конце сущ. Какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Ж.р)

-На что указывает мягкий знак на конце сущ. После букв, обозначающих шипящие звуки? (на то, что это им. Сущ. Ж. р.).

- Что можно сказать о сущ. М.р. с шипящими на конце? (На конце сущ. М.р. после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак)

Расскажите соседу по парте правило.

Выполняют упражнение, изучают правило, работают со схемой

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают навыками смысло-вого чтения; делают
выводы; осуществляют классификацию

Упражнение, правило

2. Пословицы
(упр. 52)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа

Формулирует задания упражнения, контролирует их выполнение

Объясняют смысл
пословиц, выполняют письмо по памяти
и задания упражнения

Формулируют собст-венное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; осуществляют анализ, самопроверку. Выполняют звуко-буквенный разбор слова

Упражне-
ние-беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкульт-
минутку

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

VI. Закрепление знаний и способов действий. Р.Т. стр.24 № 50

Фронтальная, индивидуальная. Словесный,

Предлагает самостоятель-но выполнить упражнение, организует коллективную проверку

Списывают словосоче-тания, вставляя пропущенные буквы; объяс-
няют орфограммы.

Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следст-венные связи; обосно-

Упражнение

1. Орфограммы
(упр. 53)

практический. Упражнение

Указывают род имен
существительных

вывают выбор написания ь; комментируют орфограммы

2. Звуки - буквы. Лишнее слово
(упр. 54)

Групповая.

Практический. Упражнение

Организует работу
с упражнением

Выполняют упраж-
нение

Анализируют, сравнивают, определяют критерий объединения слов

Упражнение

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Заканчивают предло-
жения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание: упр. 55

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Дает комментарий
к домашнему заданию

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития

Упражнение


Приложение

Орфограмма «Употребление ь на конце имен существительных» В именах существительного женского рода 3-го склонения в конце слова после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь: дочь, вещь, мышь, ночь, рожь.

Запомни! В именах существительного мужского рода 2-го склонения в конце слова после букв, обозначающих шипящие звуки, Ь не пишется: сторож_, камыш_, мяч_, лещ_.



© 2010-2022