- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Технологическая карта МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова О.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Педагогическая
цель
Создать условия для умений правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных
Тип урока
Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Личностные
результаты
Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из учебного текста; логические - анализируют,
классифицируют слова, осуществляют сравнение.
Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его
действий
Основное содержание темы, понятия
и термины
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Род имен существительных. Орфограмма. Антоним. Орфограмма «Употребление ь на конце имен существительных»
Образовательные
ресурсы
Учебник, с. 31-32. Таблица «Орфограмма "Употребление ь на конце имен существительных"»
Ход урока
Этапы урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля
осуществляемые
действия
формируемые умения
I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствует учащихся.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный -
Скажет каждый!
- Проверим готовность
к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют
наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя
Наблюдение
II. Чистописание
Индивидуальная. Практический. Письмо, загадка
я яя Я Яя яв вя
Выполняют письмо
по образцу
Вырабатывают калли-графический почерк
Письмо
III. Орфографическая минутка
Индивидуальная. Практический.
Словарный
диктант
Предлагает записать
слова под диктовку и подчеркнуть изученные орфограммы: кровать, мебель, тетрадь,
Пишут слова под дик-товку, подчеркивают
изученные орфограммы
Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий
Словарный диктант
IV. Постановка учебной задачи
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
(Отгадайте загадки, запишите отгадки)
Четвертый месяц как шагает,
Так с треском лопается лед. (Апрель)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он
Это он,
Ленинградский (почтальон)
-Что общего в записанных словах? (Есть мягкий знак).
- Одинаковую ли работу он выполняет в словах? (нет. В первом слове показатель мягкости, а во втором разделительный мягкий знак).
(На доске записаны слова.
Дочь, печь, конь.
- Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак).
- Одинаковую ли работу выполняет в этих словах?
- Сформулируйте тему урока
- Прочитайте тему урока на стр.31 учебника
и сформулируйте учебную задачу урока
Читают, предлагают
формулировки учебной задачи урока
Принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Употребление ь
на конце имен существительных
(упр. 51)
Коллективная, фронтальная.
Словесный,
практический. Упражнение,
работа с правилом и таблицей
Работа в парах
Организует работу
с упражнением, правилом
и схемой (см. Приложение)
-Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются? (на шипящие).
- Найдите имена существительные мужского рода и запишите в 1 столбик.
- Найдите имена существительные женского рода и запишите во 2 столбик.
- Сравните сущ. С шипящими на конце ж.р. и м.р. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в им.сущ. с шипящими на конце пишется мягкий знак. (Сущ. М.р. пишутся без мягкого знака, а ж.р. - с мягким знаком)
- Прочитайте сведения о языке на стр.31, 32.
- на конце сущ. Какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Ж.р)
-На что указывает мягкий знак на конце сущ. После букв, обозначающих шипящие звуки? (на то, что это им. Сущ. Ж. р.).
- Что можно сказать о сущ. М.р. с шипящими на конце? (На конце сущ. М.р. после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак)
Расскажите соседу по парте правило.
Выполняют упражнение, изучают правило, работают со схемой
Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают навыками смысло-вого чтения; делают
выводы; осуществляют классификацию
Упражнение, правило
2. Пословицы
(упр. 52)
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа
Формулирует задания упражнения, контролирует их выполнение
Объясняют смысл
пословиц, выполняют письмо по памяти
и задания упражнения
Формулируют собст-венное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; осуществляют анализ, самопроверку. Выполняют звуко-буквенный разбор слова
Упражне-
ние-беседа по вопросам
Физкультминутка
Коллективная. Практический
Проводит физкульт-
минутку
Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение движений
VI. Закрепление знаний и способов действий. Р.Т. стр.24 № 50
Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
Предлагает самостоятель-но выполнить упражнение, организует коллективную проверку
Списывают словосоче-тания, вставляя пропущенные буквы; объяс-
няют орфограммы.
Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следст-венные связи; обосно-
Упражнение
1. Орфограммы
(упр. 53)
практический. Упражнение
Указывают род имен
существительных
вывают выбор написания ь; комментируют орфограммы
2. Звуки - буквы. Лишнее слово
(упр. 54)
Групповая.
Практический. Упражнение
Организует работу
с упражнением
Выполняют упраж-
нение
Анализируют, сравнивают, определяют критерий объединения слов
Упражнение
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
- Закончите предложения:
Урок помог мне…
Для меня было сложным…
Мне понравилось…
Заканчивают предло-
жения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока
Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция
Домашнее задание: упр. 55
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Дает комментарий
к домашнему заданию
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития
Упражнение
Приложение
Орфограмма «Употребление ь на конце имен существительных» В именах существительного женского рода 3-го склонения в конце слова после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь: дочь, вещь, мышь, ночь, рожь.
Запомни! В именах существительного мужского рода 2-го склонения в конце слова после букв, обозначающих шипящие звуки, Ь не пишется: сторож_, камыш_, мяч_, лещ_.