Урок по русскому языку Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.
Цели: Показать учащимся богатство русского языка. Закреплять знания по изученным темам. Способствовать развитию речи, мышления, творческой активности, повышать мотивацию учебной деятельности. Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: картина И. Левитана "Весна", симфония А. Вивальди "Весна", ТСО.

ХОД УРОКА


I. Мотивация обучения Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся). - Дети, вам тепло? (Да!) - В классе светло? (Да!) - Прозвенел уже звонок? (Да!) - Уже закончился урок? (Нет!) - Только начался урок? (Да!) - Хотите учиться? (Да!) - Значит можно всем садиться!
II. Постановка задачи Звучит музыка А. Вивальди "Весна". На доске картина И.Левитана "Весна". Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:
Весна! Весна! Как воздух чист. Как ясен небосклон! Своей лазурью живой Слепит мне очи он. Весна! Весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам Летают облака. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поет Заздравный гимн весне.
Задачи: Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна) - Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? - Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. - А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).
III. Объяснение нового материала Лексика. - Что такое весна? (Весна - время года, следующее за зимой.) - Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре С. И. Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни"). Орфография - наука о правильном письме. ВЕСНА - Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова). - Запишите еще два слова с этой орфограммой. - Запишите в тетради текст, исправив ошибки: Раса сверкает натрове. Блистят глаткие маладые листя бирезы. (9 ошибок) Проверка выполнения задания. Дети объясняют орфограммы в словах. Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог. Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна. [ весна ] [ в'исна ] [ висна ] [ вэсна ]
- Сколько слогов? - На какой слог падает ударение? - Сколько букв, звуков? - Сколько гласных звуков; согласных звуков? - Как можно перенести слово? - Придумай слово, в котором столько же букв и звуков. Словообразование - раздел науки о языке, изучает строение слов и способы их образования. Задание. Выбрать родственные слова к слову весна весны весенний весело весовщик веснянка веснушка. Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом. Морфология - раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. - Какой частью речи является слово весна? (Существительное) - Что вы знаете о существительном? Тест по теме: "Имя существительное." 1. Имя существительное обозначает: а) признак предмета; б) действие; в) предмет.
2. Имя существительное отвечает на вопрос: а) Что делает? б) Какой? Какое? в) Кто? Что?
3. Имена существительные бывают: а) м. р., ж. р.; б) ж. р., с.р.; в) м.р., ж. р., с.р.
4. Имена существительные изменяются: а) по родам; б) по числам и падежам.
5. Имя существительное в предложении: а) подлежащее и второстепенный член; б) сказуемое. Самопроверка - должно получиться слово ВЕСНА. Выберите морфологические признаки этого существительного: одушевленное - 1; неодушевленное - 2; собственное - 3; нарицательное - 4; ед. число - 5; мн. число - 6; ж. род -7; с. род - 8; м. род - 9. Синтаксис - изучает словосочетание и предложение. Составить словосочетание: I вариант. (прил. + сущ.) II вариант. (гл. + сущ.) ранняя весна чудесная весна дружная весна голубая весна люблю весну говорю о весне Разбор предложения у доски: - Придумайте сами предложение о весне. Учитель. О весне народ сложил много пословиц, поэты пишут стихотворения, писатели - произведения о весне. Вам необходимо восстановить текст: "Подснежник". Определите, где начальная часть текста, где средняя, где концовка. Соберите текст: ПОДСНЕЖНИК Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано; пора, пора - запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.
Звучит музыка. Обобщение Все оживает весной, все тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка - и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли крохотную головку росток - это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Все для них ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О чем думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?
IV. Домашнее задание Составляем сборник "Сказки весны": сочините весеннюю историю о солнышке, о цветке, о молоденьком листочке, о муравье, о жучке.
V. Итог урока - Что нового вы узнали на уроке?


© 2010-2022