Конспект урока по русскому языку Текст. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Текст. Связь предложений по смыслу.

Триединая цель урока.

Образовательный компонент.

1.Сформировать у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

2.Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию.

3.Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной.

4.Развитие орфографической зоркости учащихся.

Развивающий компонент.

1. Развитие речи.

-Обогащение словарного запаса школьников

-Понимание выразительных средств языка.

2. Развитие лингвистического мышления

-Развитие творческих способностей.

-Развитие познавательного интереса.

Воспитывающий компонент.

1.Воспитание нравственных качеств:

-товарищества;

-деликатности;

-дисциплинированности;

-ответственности;

-способности сопереживать;

-самоуважения.

2. Воспитание чувства прекрасного.

3. Воспитание любви к русскому языку.

4. Формирование самооценки своей деятельности


Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: - внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям рус­ским языком, к школе; - понимание причин успехов в учебе; -интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей; учащийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию рус­ского языка; - ориентации на анализ соответствия результатов требо­ваниям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе задан­ных критериев успешности учебной деятельности Регулятивные универсальные учебные действия учащийся научится: - принимать и сохранять учеб­ную задачу; - учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - принимать роль в учебном сотрудничестве; учащийся получит возможность научиться: - контролировать и оцени­вать свои действия при сот­рудничестве с учителем, одно­классниками; - на основе результатов ре­шения практических задач де­лать теоретические выводы о свойствах изучаемых языко­вых фактов и явлений в сот­рудничестве с учителем и од­ноклассниками; Познавательные универсальные учебные действия учащийся научится: - пользоваться знаками, сим­волами, таблицами, схемами, приведенными в учебной ли­тературе; - строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учеб­ника ответ на заданный воп­рос; - ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи; - воспринимать смысл предъ­являемого текста; - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения; - проводить аналогии между изучаемым материалом и соб­ственным опытом учащийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообще­ния в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные универсальные учебные действия учащийся научится: -воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фрон­тальной деятельности под ру­ководством учителя); учащийся получит возможность научиться: - учитывать другое мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (при рабо­те в группе, в паре); - контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;


- определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста; - восстанавливать деформи­рованные тексты. учащийся получит возможность научиться: - распознавать тексты раз­ных типов: описание и повест­вование; - находить средства связи между предложениями (поря­док слов, местоимения, слу­жебные слова, синонимы); - определять последователь­ность частей текста;

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация). Орг.момент.

Психологический настрой на урок.

-Настал новый день. Я улыбнулась вам. Вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, грусть. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей.

- Перед вами лежат цветные изображения: красного, синего и зеленого цвета. Выберите то, которое соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас.

Красный - вы полны энергии активно работать.

Зеленый - вы спокойны и настроены на работу.

Синий - вы испытываете чувство тревоги и беспокойства.

- Спасибо. Положите на край стола.

- Сегодняшний урок посвящен открытию нового знания. Начнем с повторения знаний, которые вам понадобятся для открытия нового.




2. Актуализация знаний. Фиксирование затруднений в деятельности.

На доске:

СЛОВО ЗВУКИ СЛОГИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- Прочитайте слова. Как вы думаете, какое задание я хотела вам предложить выполнить?

-Определите количество букв и звуков в слове ЗВУКИ- 5б, 5зв..

-Разделите на слоги слово СЛОГИ- сло-ги

-Исследуйте слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- Из чего состоит предложение?(из слов)

- Как расположены слова в предложении?(в определенном порядке)

- Как связаны слова в предложении? (по смыслу)

- Как оформляют предложение?( первое слово с большой буквы, в конце ., !, ?




3. Постановка учебной проблемы (задачи).

РАСПОЛОЖИТЬ СЛОВА В ПОРЯДКЕ ИЗУЧЕНИЯ

- Очень интересное задание. Давайте, мы его выполним.

- Восстановите логическую цепочку.

(ЗВУКИ-СЛОГИ-СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

- В этой цепочке не хватает одного слова. Это слово написано цифрами 20,6,12,9,20

- Вспомните алфавит, выполните задание.

- Какое слово получилось?

ТЕКСТ- прикрепляю на доску

- Это главный вопрос нашего урока.

-Продолжите:

Мы узнаем:….(что такое текст, признаки текста)

Научимся…(работать с текстом)

Попробуем…(применить свои знания на практике)

- Итак, тема нашего урока….ТЕКСТ

НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛОВО ТЕКСТ



4. Поиск решения учебной проблемы (задачи). Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

РАБОТА В ПАРАХ.

А) - Возьмите карточку. В этой карточке две записи. Исследуйте записи и определите, что является текстом.


  • По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу.


  • Жила-была гусеница.

Целыми днями она ползала по веткам дерева.

И вот однажды она стала вить кокон.

Прошло некоторое время, и кокон лопнул.

Волшебное чувство свободы наполнило гусеницу.

Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела.

Так гусеница превратилась в бабочку.

Б) Работа в группе - работа с деформированным текстом. -Прочитайте предложения. Пронумеруйте предложения. Соберите «рассыпанные» предложения в текст.

Ребята смастерили для птиц кормушки.

Помогайте птицам зимой!

Холодно и голодно стало птицам.

Наступили морозные дни.

(5-7 минут)


ПРОВЕРКА

А) Работа в парах.

- Итак, вы исследовали записи.

- Встретились слова, которые вам было сложно понять? (кокон)

-Где мы можем узнать про это слово?

- Обратимся к «Толковому словарю» и объясним значение этого слова.

(словарь)- ВКЛЮЧИТЬ СЛАЙД

- Кто готов представить свою работу в парах?(выходят вдвоем)

- Кто из вас познакомит нас с первой записью?

- Прочитайте. Что о ней можно сказать?

(это разные предложения, не связанные между собой)

-Прочитайте вторую запись - ВКЛЮЧАЮТСЯ СЛАЙДЫ

(все предложения объединены, связаны между собой, можно создать единую картину)

- У кого есть другое мнение?

- Выскажите свои предположения, что такое текст?(несколько предложений, связанных между собой по смыслу)

- Вы получили общий результат.

- Где вы можете проверить правильность своих выводов?

- Ну, конечно, в учебнике. Проверим, сравним.СТР,97

- Совпадают наши выводы с выводами учебника?

-Молодцы, я поздравляю вас с открытием нового знания!

- А для чего создаются тексты? (тексты создают для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль)

СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

- После того, как вы сами открыли знания, какой бы вы хотели взять сигнальный значок?


ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ ОБЪЕДЕНЕНЫ ОБЩЕЙ ТЕМОЙ И СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ ПО СМЫСЛУ.

- Сегодня на уроке мы еще откроем новое знание.

- Посмотрите на схему-рисунок. Это яркие признаки текста.

Конспект урока по русскому языку Текст. (2 класс)


- Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них.

ПОЯВЛЯЕТСЯ СХЕМА.

- Читаю.

- Вернемся к тексту про гусеницу (Слайд)

- Кто главный герой в тексте?( В этом тексте говорится о гусенице)

- ЭТО ТЕМА ТЕКСТА, то есть то, о ком или о чем говорится в тексте (ВЫВЕШИВАЮ)

- Что хотел рассказать нам автор? (Как гусеница превращается в бабочку)

- ЭТО ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА, то есть, что автор хочет сказать своим читателям.

- Каждый текст имеет ЗАГОЛОВОК (Краткое обобщённое обозначение темы текста)

- Заголовок может указывать на тему или на главную мысль. Это может быть слово и словосочетание(т.е.2-3 слова)

- Значит, как можно озаглавить текст?

- 2 минуты в паре посовещайтесь.

- По теме - ГУСЕНИЦА.

- По главной мысли - ПРЕВРАЩЕНИЕ БАБОЧКИ. ПОЯВЛЕНИЕ БАБОЧКИ

- Итак, какое открытие мы сделали? (У текста есть признаки)

ТЕМА…( о кои или о чем говорится в тексте)

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ…(что автор хотел рассказать)

ЗАГОЛОВОК…(отражает тему или главную мысль текста)

СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ - Теперь, какое у вас настроение?

5. Первичное закрепление нового способа действия Развитие умений - применение знания. Мотивирующий приём. - Представьте себе такую картину. Жил-был Текст. Все предложения в нём строго знали своё место. Но однажды предложения развеселились и стали играть в салочки. Осаленные предложения так и застыли на месте. Когда игра закончилась, Текст оказался непонятным. - Как вы думаете, почему? (Предложения перемешались, потеряли своё место.) - Как же «оживить» текст, сделать его снова красивым и понятным? (Расположить предложения в нужном порядке.)

- Вот с этой задачей попытались справиться группа. И сейчас мы это узнаем.

- Кто в вашей группе прочитает задание, запись?

- Является данная запись текстом? Почему?

- Как вы «оживили» текст?

Исследуем текст.

- О чем говорится в тексте? Назовите тему текста (Птицы)

- Основная мысль текста. Что хотел сказать автор? (Птицам холодно и голодно. Помогайте птицам зимой)

- А как мы можем помочь птицам? (сделать кормушки, кормить птиц)

- Подберите к тексту заголовок. (Птицы. Кормушки для птиц.)

ИГРА ПО ВРЕМЕНИ

«Ромашка» - С двух сторон «Да», «Нет»

-Дети выдергивают карточку, читают, и если согласны, с ответом, встают слева или справа

Текст состоит из предложений.

Все предложения связаны по смыслу.

К тексту нельзя придумать заголовок.

Тема текста - это о чем или о ком говорится в тексте.

Самое важное, чём говорит нам текст - называется главной мыслью.

В тексте предложения не имеют определенной последовательности.


6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Кто хорошо усвоил нашу тему:

- Сочинить текст, определить его тему, основную мысль, озаглавить.

У ребят, которых остались вопросы по теме:

- Выучить правило, и выполнить упр. 182 из учебника.

7. Рефлексия деятельности.

- Какие цели мы ставили в начале?

- Достигли ли мы целей?

Мы узнали… (что такое текст, тема текста, основная мысль, заголовок)

Научились… (работать с текстом, определять тему, основную мысль текста, давать заголовок к тексту)

Где в жизни пригодится? (сочинения, изложения, составлять тексты, работа по литературному чтению)

СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

- Сегодня на уроке вы сегодня открыли очень много новых знаний. Вы получили от этого удовлетворение, удовольствие?

- Какой вы теперь поднимите сигнал?


© 2010-2022